Что ж, это было неизбежно - и это случилось. Внесен законопроект о реформе местного самоуправления, предусматривающий полную ликвидацию третьего уровня АТД России - городских и сельских поселений. И, соответственно, районов, которые хором должны стать муниципальными округами, не содержащими в себе более мелких политико-административных единиц с собственными правительственными аппаратами. Провернуть это предполагается в течение переходного периода в 2023 - 2028 гг., к концу которого самоуправление в РФ станет полностью двухуровневым (субъекты - округа). Ликвидация поселений и так уже несколько лет идет семимильными шагами ( см. обзор), причем во многих странах постсоветского пространства, так что возможно даже осуществление этой пятилетки за два года, в лучших традициях.
Впрочем, насчет "само" - помимо всего прочего ограничиваются полномочия мэров, усиливается влияние глав субъектов на этих самых мэров, параллельно дан зеленый свет на формирование местных заксобраний по мажоритарному принципу, известно в чьих интересах. Короче, тотальное укрепление Вертикали™ с минимизацией шансов пролезть в реальную власть идущим в разрез с генеральной линией. Перефразируя классика, есть поселение - есть проблема, нет поселения - нет проблемы.
Ощущения от этой новости двоякие. То, что касается ограничения полномочий и выборности "на местах" - в общем и целом зло, но есть нюанс. Если смотреть именно на административно-территориальную сторону вопроса, эффективность управления, то 2500 низовых единиц на Россию (примерное количество нынешних районов + ГО + МО) ощутимо ближе к идеалу, чем более 20 000 поселений. Подавляющее большинство поселений ничтожно малы по населению и продолжают депопулировать, и полноценный собственный чиновничий аппарат для них - дело заведомо убыточное. Может, и имело бы смысл, не будь в стране экономических проблем.
Идеальное количество муниципалитетов для современной территории РФ оцениваю в диапазоне от 3 до 5 тысяч: в сравнительно депрессивных регионах - размером с нынешний район или даже крупнее, в более-менее благополучных и особенно растущих - мельче района, но крупнее типового поселения. Критерии неоднократно озвучивал в Этюдах АТД - кстати, кто ждет, на следующий год запланировано не менее 5 выпусков, в том числе 3 страны и 2 региона (насчет того, какие регионы, догадаться нетрудно, даже прямым текстом спойлерил).
В числе потенциальных целей для этюдов был Сахалин, но в обсуждении под предыдущим выпуском прикинул и понял, что нет смысла - до оптимума там буквально рукой подать: не обращая внимание на существующую сетку, вышел ровно на те 15 центров предлагаемых муниципалитетов, которые сейчас являются окружными центрами! Необходимы только корректировки границ по принципу наилучшей транспортной доступности. С Курилами же чуть иначе, южную их часть (два нынешних округа) имеет смысл объединить и наделить особым статусом (военно-стратегический объект и одновременно биосферный заповедник), а северная (с одним живым населенным пунктом) давным-давно завязана на Камчатку, не имея прямых связей с Сахалином - туда ей, в общем-то, и дорога.
Возможно, в процессе укрупнения части районов отстоят-таки самостоятельность и образуют отдельные муниципальные округа (естественным образом приближаясь к идеальной сетке), но явно не везде - лишь там, где есть протестный потенциал. А вот многие уже существующие округа требуют разукрупнения - особенно пресловутый Одинцовский, детище профессора Франкенштейна-Воробьева. И Раменский тоже, ага. Причем не просто разукрупнение, а корректировка границ с привязкой к естественным транспортным и экономическим связям.