МЦД - обзор и предложения

Dec 09, 2019 17:14

Ну что ж, запуск первых МЦД, о необходимости которых все время говорили большевики жители Московской агломерации, свершился. Закроем глаза на бредовое название "центральные диаметры" и рассмотрим суть.

Фактически два запущенных маршрута - D1 Лобня-Одинцово и D2 Подольск-Нахабино - существовали и раньше, но без тактового движения и на древних электричках. 4 направления есть, дальше будет сложнее: оставшиеся 6 направлений Московского железнодорожного узла (вообще их 11, но Казанское, оно же Черустинское, не в счет, там полтора землекопа) прежде не имели сквозного (диаметрального) движения через Москву. Их решено попарно соединить в три маршрута:


- Рязанское с Ленинградским - самое очевидное, если взглянуть на схему путей ниже. Практически прямолинейная сцепка через Митьковскую соединительную ветвь, по которой сейчас катается несколько транзитных ПДСов. Минус - выпадают оба вокзала с пересадкой на Кольцевую линию метро. Но соединение проходит параллельно БКЛ, на которую будут целых три пересадки разной степени удобства.
- Киевское с Горьковским - по многострадальной Алексеевской соединительной ветви, причем на западном участке параллельно действующему D2. Маршрут соединяет аж 7 вокзалов из 9 московских (3 непосредственно и 4 - платформами в непосредственной близости). В стороне только Павелецкий и таки Киевский - маршрут в последний момент отворачивает от него и пересекает Филевскую излучину параллельно МЦК.
- Павелецкое с Ярославским - зуб в носу. Во-первых, с Павелецкого хода маршрут сворачивает на Курский (который уже в D2) в районе Царицыно, и бОльшая часть ветки в черте города оказывается не при делах. Как с Курского соскочить на Ярославский - отдельная история. Маршрут еще прорабатывается, варианты - от дублирования D2 вплоть до Каланчевской, что ох как чревато "бутылочным горлышком" - там мимо Каланчевской и так уже два маршрута - до каких-то жутких объездов по промзонам на востоке и выходом опять же на Митьковскую ветку (см. схему ниже).

В итоге планируется вот такая, понимаешь, загогулина (все картинки кликабельны):




А это схема ж/д путей Москвы и окрестностей:




Что тут можно альтернативного предложить? Например, реконструировать Симоновскую ветку или лучше даже проложить 5-километровый тоннель от Москвы-Товарной-Павелецкой до Карачарово и немедленно выпить с дополнительными станциями Крестьянская Застава и Калитники с удобными пересадками. Вот так: см. карту. И с помощью нее соединить Павелецкое направление, используемое уже практически во всю длину, с Горьковским. А с Киевского дотянуть пути до Ярославского в районе Рижской, избавляясь таким образом от дублирования D2 (останется только двойное использование Тестовской - Белорусского вокзала - Савеловской вместе с D1, но там вообще никак иначе).

Выходом мог бы стать "глубокий ввод", как в Берлине - от вокзалов вглубь центра города, но судя по тому, как буксуют центральный участок разорванной желтой линии метро (КСЛ), на это пойтить никто не может.

И, кстати, МЦК логичнее объединить структурно с системой 5 диаметров в единую наземную систему "городской электрички". Метропаук - отдельно, РЖДшный - отдельно, но с единой тарифной сеткой.

Это с одной стороны. А с другой у диаметров концы, ваш Кэп. И с ними тоже не так все гладко. Здесь обращаю внимание на схему пассажиропотоков на ж/д платформах Москвы и ближнего Подмосковья от spjasshka (осторожно, 25 мегапикселей):




А также - для общего ознакомления - на схему экспрессов от него же. И ПДС. В том блоге еще много классных железнодорожных схем.

Так вот, что касается выбора конечных остановок. Вопросов не вызывает только D3 - Раменское и Крюково (Зеленоград), сразу за которыми начинается захолустье. Хотя и тут есть вариант дотянуть до платформы 47 км в черте города Раменское, до которой сейчас и следуют ближние электрички. А остальные:

D1 Одинцово - Лобня. Лобня - ОК, последняя из загруженных остановок, а вот из Одинцово ведь практически МКАД видно, а на границе более-менее слитной агломерации (40-50 км от вокзалов) есть крупное Голицыно, к которому тяготеют и Краснознаменск, и даже Звенигород. Здесь явно недотянули.
D2 Нахабино - Подольск. Почему Нахабино, а не практически такой же Дедовск? А за главным вокзалом Подольска есть несколько станций в черте города, не мешало бы дотянуть хотя бы до Гривно (Климовска), потому что заканчивать МЦД на сверхзагруженной станции - лишний раз стимулировать "эффект Выхино", когда вся глубинка будет стягиваться в одно место, чтобы пересесть на МЦД.
D4 Апрелевка - Железнодорожный. Во втором случае - и коротко, как в Одинцово, и еще более запущенный "эффект Выхино". Купавна - это минимум, а лучше Электроугли. Фрязево крупное, но уже далеко.
D5 Пушкино - Домодедово. С последним понятно, только можно протянуть не до города, а сразу до аэропорта. А вот сверхзагруженная Ярославка буквально требует вилки от Мытищ - не только на Пушкино, но и на Болшево (Королев) и Щелково. Там во всем кластере живет чуть ли не миллион.

И, кстати, о вилках - само собой, к системе городских электричек вплотную примыкают аэроэкспрессы до всех 4 аэропортов. Их по уму надо дублировать ответвлениями от МЦД - чтобы можно было ездить пусть не с увеличенной скоростью, но по обычным тарифам, как сейчас в Домодедово. То есть помимо Апрелевки добавляется хвост во Внуково, помимо Лобни - в Шереметьево, а помимо Раменского - ветка в растущий аэропорт Жуковский, которую надо еще построить. А вообще идеально было бы соединить аэропорты между собой - отдельными маршрутами по инфраструктуре МЦД. Шереметьево-Внуково просто, а вот два других подцепить - придется делать съезд с Савеловского направления на Ленинградское в районе Петровско-Разумовской. И еще вопрос, как все это уместить в пространстве и времени...

В любом случае система подобных электричек, именно с тактовым движением - дело максимально нужное. Москва прирастает пригородами, субурбанизация уже началась, и обеспечить пригороды хорошей транспортной доступностью до центра и друг до друга жизненно необходимо. Остается пожелать одновременно продумывать и не затягивать, ну и максимальной интеграции Москвы и области, растворения границы регионов, режущей 20-миллионый организм по живому.

Пост наверняка интересен reissig, spjasshka, estrella_de_sur, acer120, zemfort1983 и всем москвичам и подмосквичам.

дороги, Москва, ©, транспорт, проекты

Previous post Next post
Up