Проект железной дороги в аэропорт Жуковский

Oct 10, 2018 16:21



Аэропорт Жуковский, первый пассажирский полет с которого состоялся 2 года назад, развивается семимильными шагами. За 9 месяцев 2018 года пассажиропоток составил 872 тысячи человек - миллион будет взят уже в течение месяца, а по итогам года самая динамично растущая пассажирская гавань РФ должна войти в топ-30. Останавливаться на этом, конечно, не собираются: хоть уровень внуковского пассажиропотока, а тем более домодедовского и шереметьевского, крайне проблематично достичь (тем более что во Внуково вскоре будет метро), выйти на пятое место по России (после питерского Пулково и трех московских гигантов, опережая крупнейшие из региональных аэропортов в Екатеринбурге, Новосибирске, Сочи) за какой-нибудь десяток лет вполне по силам.

Само собой, рост пассажиропотока сопряжен с задачей удобного транспортного сообщения. И вот тут у нас (говорю "у нас", поскольку живу в непосредственной близости от Жуковского) начинаются проблемы. Сейчас до аэропорта из Москвы можно добраться двумя видами общественного транспорта - прямым автобусом от метро по Новорязанке (М-5) и предварительно построенному подъезду, а также электричкой (пригородным экспрессом или обычной) до платформы Отдых и далее шаттл-басом (специальным маршрутным автобусом) до терминала. Через наиболее оживленную часть города, со всеми вытекающими. Таким образом, Жуковский на данный момент со свистом проигрывает большой московской тройке воздушных гаваней, до которых помимо всего прочего ходят прямые аэроэкспрессы от вокзалов в центре города.


Разговоры о необходимости прямого железнодорожного сообщения с новым пассажирским аэропортом (на тот момент называвшимся "Раменское" по городу, к которому формально прикреплен) появились вместе с первыми новостями о нем. На данный момент ж/д инфраструктура, помимо многопутного и многофункционального хода Москва-Рязань с остановками Удельная-Быково-Ильинская-Отдых-Кратово, включает в себя сильно разветвленную систему путей Жуковского ППЖТ - одного из наиболее крупных в России предприятий такого рода. От горловины в районе удельнинского переезда идут два основных однопутных хода - один на запад, в район поселка Октябрьский, второй на восток - в отдаленный район Наркомвод, попутно огибая территории ныне почившего аэропорта Быково, ЦАГИ, ЛИИ и собственно аэропорта Жуковский, прорезая тем самым город насквозь. По этим веткам регулярно снуют товарные поезда.

Как можно судить по результатам гуглопоиска, в общей сложности было предложено 5 различных способов подвоза пассажиров к терминалу аэропорта. Чтобы разобраться, сделал общую карту-схему. Варианты маршрутов обозначены цифрами; черным цветом показаны существующие ж/д пути.




1 вариант под кодовым названием "Бешеной собаке семь верст не крюк" включает в себя реконструкцию западной ветки ППЖТ и ее продление с двумя мостами через Москву-реку вдоль автомагистрали, по которой в аэропорт идут автобусы из Москвы (см. выше). Предполагается прибытие экспрессов со стороны Казанского вокзала на пассажирскую станцию Быково, после чего они попятным ходом возвращаются на километр, чтобы съехать на новую линию.

2 вариант - то же самое, но короче, по левому берегу Москвы мимо речки-вонючки Быковки и поселка Спартак. В обоих случаях землю под новые пути приходится отнимать у бурно возделываемых сельхозземель, что создает определенные сложности.

3 вариант - реконструкция и использование восточного хода ППЖТ практически на всем его протяжении. При первом взгляде на карту кажется лучшим решением - пути-то уже готовы. Но не тут-то было. Во-первых, существующей однопутки совершенно ясным образом не хватит для обеспечения регулярного пассажирского сообщения без ущерба для грузового. Нужно два пути, а то и три. Причем на последнем отрезке вдоль реки перед аэропортом это касается любого варианта трассировки.
Далее, участок между грузовыми станциями Быково (у переезда) и Ильинская (напротив одноименной пассажирской) проходит мимо частного сектора и пересекается десятком постоянно используемых переездов и переходов, включая самодельные. Жители будут весьма "рады", что в 50 метрах от них будут проноситься экспрессы - мало им периодической тряски и шума от товарных составов. Что говорить, я сам живу в 250 метрах как от этой самой ветки, так и от главной железной дороги юго-восточного Подмосковья, пусть не самое, но тоже заинтересованное лицо.
Наконец, серьезная загвоздка кроется в съезде с основного хода. Используя имеющуюся инфраструктуру, придется от станции Быково идти на попятную, заезжать в горловину на западный ход - и опять менять направление движения! См. схему. Либо же строить новый путепровод - мост либо туннель - для прямого съезда со стороны Удельной. Однако то место сейчас занято промышленными сооружениями, а чуть западнее, непосредственно напротив переезда - оживленная местность с новыми высотками, ДК и супермаркетами. При этом уже лет десять как говорят о другом проекте - автомобильном путепроводе через ж/д пути, призванном разгрузить вечно стоящий переезд. Местные жители регулярно блокируют эти начинания на "сходняках", так что там история долгая и неопределенная.

4 вариант - строительство от платформы Отдых более чем 2-километрового туннеля под жилыми кварталами. Далее дорога в этом проекте выходит на поверхность в районе многострадального Цаговского леса, бывшего причиной крупного скандала во время строительства автомагистрали - в ранее он был особо охраняемой природной территорией, экологи бушевали. То ли еще будет при реализации этого варианта.

Наконец, 5 вариант подразумевал прокладку путей через летное поле закрытого аэропорта Быково и снос части домов села Быково, в непосредственной близости от знаменитой Владимирской церкви, входящей в природно-архитектурный ансамбль усадебного комплекса Воронцова-Дашкова - пожалуй, главную историческую достопримечательность обозначенного региона. Вариант моментально был заблокирован жителями Верейского сельского поселения в январе прошлого года - и надо сказать, совершенно правильно, несмотря на то, что это кратчайший (почти прямой) путь.

Посмотрев на сводную схему, Штирлиц раскинул мозгами © и удивился, почему никому не пришел в голову вариант номер 6. Предлагаю строить туннель, но не от Отдыха, а ближе - после платформы Ильинская, более-менее плавной дугой под промзонами ЖМЗ, улицей Спасателей и с выходом на поверхность за известным ориентиром - памятником самолету МиГ-21Ф-13. Далее пути соединяются с веткой ППЖТ, которую необходимо реконструировать, добавив еще минимум 1 путь: как раз начиная с этой точки места для этого вполне достаточно, между автодорогами и забором ЦАГИ имеется широкая полоса отвода - нужно лишь разобрать часть линии бесконечных гаражей. Участок ППЖТ с максимальной загрузкой - между горловиной и станцией Ильинской - остается в стороне.

Кроме того, предлагаю сделать эту линию не просто аэроэкспрессной, а полноценной пригородной веткой - как в Домодедово, где в аэропорт ходят и простые электрички с остановкой у каждого столба, и экспрессы. В рамках МЦД, кстати сказать. Если есть место, почему бы и нет. Возле пересечения улиц Мясищева и Гудкова предлагаю построить платформу Колонец (по историческому названию местности, как и расположенный неподалеку ТЦ) - жители всего юга Жуковского будут несказанно рады альтернативе добираться через весь город до Отдыха или Ильинской. Далее, возле проходной ЛИИ - платформу Цаговскую (по лесу), и наконец, конечную станцию в аэропорту. Возле предполагаемой Цаговской (название рабочее, возможны варианты) по слухам открывают Ашан или что-то в этом роде, так что она будет кстати.

И еще: как видно, автодорога в аэропорт делает нехилую такую загогулину - вдоль берега по улице Наркомвод и затем обратно на север до терминала. Дело в том, что с запада территорию аэропорта ограничивает забор, через который многие в свое время наблюдали за авиашоу МАКС. Сейчас он на этом участке стал совсем бессмысленным - с улицы Наркомвод как на ладони видно здание аэропорта и стоянка, буквально в 100 метрах, но - увы - ни проехать, ни пройти напрямик, приходится наматывать 1,5-километровый (!) крюк.
Для автотранспорта также есть препятствие в виде двух низко расположенных труб, но для пешеходов вполне можно перекинуть мостки. Сделать там проход было бы очень кстати, в этом случае можно перенести платформу почти на километр ближе, при этом можно будет обойтись и без Цаговской - вопрос для обсуждения.
___

И напоследок. Рост пассажиропотока приведет и к росту автомобильного трафика. Через ж/д Москва-Рязань в районе Жуковского есть лишь два места для проезда машин - переезд в Удельной и мост уже в Раменском. При этом единственная дорога Жуковский-Раменское (улица Туполева на карте) давно уже стоит в вечной пробке - а города растут. Очевидно, что жизненно необходим альтернативный маршрут - для этого следует организовать прокол под путями, либо мост, либо переезд в районе платформ Отдых / Кратово. На худой конец вернуть возможность проезда автомобилей по Ильинскому переезду, который более 10 лет назад закрыли и оставили лишь возможность двигаться пешеходам, лавируя внутри забора-змейки. За это скажут спасибо не только жуковчане, но и большая половина жителей Раменского района.

Буду рад обсудить эти вопросы и предложения, особенно с местными жителями и гостями города и аэропорта.

отзыв, проекты, серьезный разговор, ©, Подмосковье, карты, транспорт, авиация

Previous post Next post
Up