Намедни наш ведущий скандинавовед Донат Клефортов (aka ezyk091978) высказывал свое возмущение по поводу оценки шведского авианесущего крейсера «Готланд» в «Худших кораблях мира». Давайте разберем, что же пишет о нём Престон.
Не знаю какие аргументы высказывал ezyk091978, но ИМХО минусы в концепции все же есть: 1) Казематное расположение 152 для 1930 явная архаика 2) Ценность гидросамолета на Балтике сомнительна. Базовая авиация здесь рулит.
Как бы понятно что первое это из-за наложенных ограничений по цене, а второе в 1925 не было очевидным. Но тут уже как повезет. Кто-то с концепцией угадывал, кто-то нет. Хотя не припомню хоть один гибрид боевой техники, не только кораблей, который можно назвать удачным. По сути универсальное правило, правда пришли к нему эмпирическим путем постройкой всяких Готландов :)
Хотя к реализации можно по разному подходить. Тот же Тоне думаю мало кто рискнет назвать "худшим". А на балтике с натяжкой что-то типа Ойодо могло подойти. Но тут и цена побольше и предусмотреть столько ЗА или хотя бы место под нее в 1930 гением нужно быть...
В общем проект логичный в тех условиях. Но ИМХО оценка Престона вполне заслужена, пусть и на неверных предпосылках...
Базовая авиация требует довольно дорогих баз - в то время как корабль с гидросамолетами может запускать свои самолеты из любого фьорда и проливчика куда зайдет. Там и волнения поменьше будет чем в открытом море. Шхерная концепция как есть
Да не вопрос - остается ответить на вопрос кто доставит в шехру гидроплан, бензин и бомбы для него и персонал для обслуживания оного. Автодороги и железные дороги не предлагать.
При этом положительный опыт плавбазы авиации у шведов был - старый броненосец "Дрихстиген" вполне себя показал в этой роли - но он тихоходен и стар.
Конечно можно было бы как японцы переоборудовать в носитель гидросамолетов какой пароходик - но крейсер построить прикольнее :)
Возможно, лучшим решением для шведов был бы крейсер водоизмещением около 7000 тонн, несущий один-два гидроплана для разведки и корректировки огня. Любопытно чем ? :) С его помощью они бы стали владыками Балтики?
А этот что - ненормальный? Ну вот если вместо него ни бы построили хоть носитель монгольфьеров - Швеции бы явно не поплохело, но и лучше не стало бы конечно. Так что худшим его считать ...
Это не нормальный, ибо очень многое принесено в жертву удобству размещения авиагруппы. Хоть те же пресловутые казематные орудия. В первоначальном проекте, кстати, там третья башня была - урезали в угоду экономии. Можете сравнить "Готланд" и британский "Леандер", который как раз около 7000 т.
"Готланд" он не худший, он просто концептуально запоздавший на 10-15 лет. К моменту его ввода в строй (1935 г) идея носителя гидропланов для Балтики была уже обессмысленна прогрессом в авиации. Даже при идее его действий против "маркизовой лужи" из Финского залива.
Много лет назад, "Гангут" №18, статья Л.А.Кузнецова «Большой крейсер проекта «X»: "В связи с этим конструкторы предусмотрели размещение на крейсере авиагруппы в количестве девяти гидросамолетов: один на катапульте, остальные, со сложенными крыльями - в ангаре. Кроме того, еще 2-3 самолета можно было разместить на палубе. Такое количество самолетов в то время мог принимать лишь один крейсер в мире - шведский «Gotland».... Постоянное барражирование гидросамолетов представлялось, конечно, важным для правильной оценки обстановки, но в то же время сковывало маневр крейсера, непрерывно занятого обеспечением взлетно-посадочных мероприятий."
а реально Готланд никогда не нес на практике больше 4х гидросамолетов. (что кстати для шведских гидроавианосцев стало традицией - "Дрихстиген" то же нес два самолета вместо штатных 4х)
А полноценную эскадрилью "Оспреев" (частью базироваться на Готланде, часть на берегу) так и не осилили укомплектовать. Проклятая бедность.
Comments 56
1) Казематное расположение 152 для 1930 явная архаика
2) Ценность гидросамолета на Балтике сомнительна. Базовая авиация здесь рулит.
Как бы понятно что первое это из-за наложенных ограничений по цене, а второе в 1925 не было очевидным. Но тут уже как повезет. Кто-то с концепцией угадывал, кто-то нет. Хотя не припомню хоть один гибрид боевой техники, не только кораблей, который можно назвать удачным. По сути универсальное правило, правда пришли к нему эмпирическим путем постройкой всяких Готландов :)
Хотя к реализации можно по разному подходить. Тот же Тоне думаю мало кто рискнет назвать "худшим". А на балтике с натяжкой что-то типа Ойодо могло подойти. Но тут и цена побольше и предусмотреть столько ЗА или хотя бы место под нее в 1930 гением нужно быть...
В общем проект логичный в тех условиях. Но ИМХО оценка Престона вполне заслужена, пусть и на неверных предпосылках...
Reply
Базовая авиация требует довольно дорогих баз - в то время как корабль с гидросамолетами может запускать свои самолеты из любого фьорда и проливчика куда зайдет. Там и волнения поменьше будет чем в открытом море. Шхерная концепция как есть
Reply
Профит! :)
Reply
При этом положительный опыт плавбазы авиации у шведов был - старый броненосец "Дрихстиген" вполне себя показал в этой роли - но он тихоходен и стар.
Конечно можно было бы как японцы переоборудовать в носитель гидросамолетов какой пароходик - но крейсер построить прикольнее :)
Reply
Любопытно чем ? :) С его помощью они бы стали владыками Балтики?
Reply
Reply
Ну вот если вместо него ни бы построили хоть носитель монгольфьеров - Швеции бы явно не поплохело, но и лучше не стало бы конечно.
Так что худшим его считать ...
Reply
Можете сравнить "Готланд" и британский "Леандер", который как раз около 7000 т.
Reply
Reply
Когда его проектировали в середине 1920х - его полезность не вызывала возражений.
А потом бодания с парламентом, урезание денег и тд - в результате получили что получили.
Reply
Reply
Это только всякие тираны могут из статьи бюджета в статью деньги перекидывать :)
Reply
Reply
А полноценную эскадрилью "Оспреев" (частью базироваться на Готланде, часть на берегу) так и не осилили укомплектовать. Проклятая бедность.
Reply
Reply
Потому Ямато брал 4 самолета в подпалубный ангар - а напалубные - один на тележку и два на катапульты - в реальности не брал.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment