Намедни наш ведущий скандинавовед Донат Клефортов (aka
ezyk091978) высказывал свое возмущение по поводу оценки шведского авианесущего крейсера «Готланд» в «Худших кораблях мира». Давайте разберем, что же пишет о нём Престон.
Провозглашенный одним из наиболее передовых кораблей своего времени, «Готланд» испытал судьбу большинства многоцелевых кораблей. Он оказался слишком маленьким, чтобы стать хорошим гидроавианосцем или быть способным противостоять новому поколению германских легких крейсеров, появившемуся в начале 1930-х. Хотя концепция авианесущего крейсера производила впечатление на обозревателей того времени, ни один из основных флотов ее не принял, поскольку гигантскими шагами развивалась авианосная авиация.
Проектируя корабль, шведы попали в ловушку, больше уделяя внимание цене корабля, чем его боевым качествам. Гибридные корабли всегда являются компромиссом, снижающим их эффективность в каждой отдельно взятой роли. Хоть «Готланд» и был небольшим, он мог бы оказаться более эффективным, будь он просто гидроавианосцем. Опыт показал, что несмотря на наличие мощного зенитного вооружения на американских и японских авианосцах, их главным оружием является авиагруппа. Согласно этой логике, всё, что снижает эффективность работы авиагруппы, должно максимально сокращаться. Наиболее несуразными в этом плане стали японские линкоры-авианосцы.
Современные аналитики очень ругают две дополнительные 152-мм пушки, имевшие ограниченную дальность и сектор стрельбы. В штормовой зимней Балтике их казематы постоянно заливались волнами. Лучше было бы потратить этот вес на другие нужды. Единственным объяснением такого шага может служить длительная изоляция шведских конструкторов, не позволившая придать данному обстоятельству должного значения.
Еще одним пороком проекта стало допущение, что гидропланы смогут взять на себя ударные функции. «Оспри» были не лучше и не хуже своих современников. Но они были весьма хрупкими и могли получить повреждения от ударов волн, находясь на палубе, а в плохую погоду их невозможно было вернуть на корабль после полета. «Оспри» могли вести разведку, но не противостоять вражеским истребителям. Шведский флот был не единственным, переоценившим возможности гидросамолетов, которые никогда не могли сравниться с колесными машинами из-за большого веса поплавков.
Возможно, лучшим решением для шведов был бы крейсер водоизмещением около 7000 тонн, несущий один-два гидроплана для разведки и корректировки огня. Однако это мнение основано на послезнании того, что шведы стремились уменьшить размеры ради экономии денег. На самом же деле флот получил именно такой корабль, какой хотел, а конструкторы оказались лишь инструментом, воплотившим в металл взгляды верховного руководства.