ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
ВЕРХНЕВОЛЖСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ И УЛИЦА МИНИНА
(Первая часть:
http://sergeyurich.livejournal.com/720272.html Вторая часть:
http://sergeyurich.livejournal.com/721362.html Третья часть:
http://sergeyurich.livejournal.com/722724.html Четвертая часть:
http://sergeyurich.livejournal.com/723757.html Пятая часть:
http://sergeyurich.livejournal.com/724478.html )
Когда Нижний Новгород посетил император Николай I, он, глядя на хаотичную застройку старинного города, высказался с присущей ему категоричностью и определенностью: "У вас в Нижнем природа сделала все, чтобы украсить город, а люди делают все, чтобы его испортить".
В особенности не понравился императору вид на город с Волги, и он повелел устроить по Откосу городской сад и бульвар. Этот сад, получивший имя Александровского (почему не Николаевского, я, честно говоря не поминаю) вскоре стал одним из любимых мест для прогулок нижегородцев. Правда, по нему мы гулять в почти 30-градусный мороз не стали, ограничившись осмотром сверху, с Верхневолжской набережной.
Да и в гораздо большей степени нас интересовала архитектура Нижнего Новгорода, чем его природные красоты, не особенно видные зимой.
О том, что нам показалось интересным на этой набережной, в которую превратился основанный по приказу Николая I бульвар, и пойдет речь в данном очерке.
Наверное, самым красивым, привлекающим всеобщее внимание, сооружением на Верхневолжской набережной является особняк семейства Рукавишниковых (д. 7), часто называемый "палаццо", поскольку был выстроен в стиле итальянских дворцов.
Местный богач Сергей Рукавишников, сын сталелитейного магната Михаила Рукавишникова, прозванного "железным стариком" (как за род своей деятельности, так и за свой характер), выстроил этот дом в 1877 году (архитектор П. С. Бойцов, скульптор М. О. Микешин).
По легенде, одна из родственниц Рукавишниковых, проживавшая в старом доме, не прожелала выезжать из него, и тот был буквально встроен в новый особняк.
Богатство дома выразилось в обилии барочной лепнины, сплошь покрывающей фасады, кариатидах и атлантах:
Это был первый дом в Нижнем Новгороде, роснащенный электричеством и лифтом. На протяжении полувека это палаццо являлось самым дорогим, по оценке Городской думы, частным домом города.
Во время Всероссийской выставки 1896 года в нем проживал китайский полномочный министр в должности вице-короля Ли Хунчанг, и здесь ему так понравилось, что по возвращении на родину он прислал хозяину китайский орден Желтого Дракона.
Когда грянула революция, Рукавишниковы (многие из них, кстати, известны как меценаты и благотворители), сами выступили с инициативой создания в родовом доме музея и художественных мастерских. Новая власть, правда, вместо благодарности, выселила их из этого особняка.
В настоящее время в палаццо Рукавишниковых расположен историко-архитектурный музей-заповедник.
Впрочем, род Рукавишниковых не ичез в безвестности. Всем, кто интресуется русской культурой, хорошо известны скульпторы И. М. и А. И. Рукавишниковы. Кстати, именно они являются авторами памятника летчику Петру Нестерову, установленному в 1987 году на той же Верхневолжской набережной:
Про "мертвую петлю" Нестерова слышали, вероятно все. Как и о том, что именно П. Н. Нестеров совершил первый в мире воздушный таран а августе 1914 года.
Рядом с памятником Нестерову установлен макет самолета "Ньюпор" времен Первой мировой войны:
Интерес представляет и особняк Д. В. Сироткина (д. 3), сооруженный в 1913 - 1916 годах по проекту архитекторов братьев Весненых:
В настоящее время в этом особняке распологается филиал Нижегородского художественного музея с экспозицией западноевропейского искусства XV - начала ХХ вв.
По моему мнению, эта экспозиция весьма интересна, хотя большинство работ, выставленных в этом музее, принадлежат художникам, чьи имена никому не известны (так и подписано под картинами: "неизвестный художник").
В специальной пристройке экспонируется знаменитая картина К. Маковского "Воззвание Минина" (о ней я уже писал в предыдущих частях очерка). То, что при посещении музея, тем, кто желает посмотреть масштабное полотно Маковского, нужно купить отдельный билет, я считаю безобразным (причем, проход в зал, где выставлена картина Маковского, стоит дороже, чем на постоянную экспозицию). Впрочем, нижегородских музейщиков можно понять: каждый зарабатывает деньги как может, учитывая то, как финансируются учреждения культуры в нашей стране. Будем надеяться, что наши 300 рублей за билеты пойдут на благое дело поддержки культуры нижегородского края.
На идущей параллельно Верхневолжской набережной улице Минина, рядом с памятником летчику Нестерову, привлекает внимание выдержанная в древнерусском стиле церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость":
Эта церковь была построена в 1896 году по проекту архитектора В. Н. Брюхатова.
Небольшой практический совет
Конечно же, по центру Нижнего Новгорода лучше всего перемещаться пешком. Но только не в том случае, если мороз на улице зашкаливает за 30 градусов. В этом случае очень выручает то, что в Нижнем, по нашему наблюдению, замечательно работает общественный транспорт в виде автобусов и маршруток (разницы между ними особенной нет, стоимость проезда - 20 рублей, только имейте в виду, что если вы едете в маршрутке, то нужно предупреждать водителя или кондуктора, где вы хотите выйти, иначе проедете мимо вашей остановки). Ни разу не было так, чтобы мы ждали нужного нам автобуса более одной (!!!) минуты.
Продолжение следует...
Сергей Воробьев.