О духовных кризисах (из переписки)

Mar 10, 2019 07:08

- Надо предостеречь человека от ошибочных увлечений, очарований, помочь ему избежать крайностей; а если он совершил ошибку, то помочь ему выйти из ошибочного состояния с наименьшими потерями. И самое трудное: когда человек пройдёт стадию неофитства и станет испытывать жёсткое разочарование, надо помочь ему найти путь к подлинности, иначе всё может ( Read more... )

Жизнь мирянина, Вера

Leave a comment

Comments 9

anonymous March 13 2019, 13:56:46 UTC
Знаете, мне кажется что причины кризиса коренятся всё-таки во мне. Это похоже на неосознаваемый отказ идти тем путём, которым мне нужно идти. В будничной жизни вроде-бы всё нормально, но в духовной жизни... Дело в том что я не хочу никого отягощать собой, потому в пик кризиса остаюсь наедине с собой. Помогает база знаний полученных в прошлом. В начале воцерковления 10 лет назад меня очень воодушевляли комментированные жития святых Димитрия Ростовского - в них подвиги и терпение святых, чудеса и примеры святости, история Церкви, патрология и догматика. Это похоже на практическое общение со святым человеком. Минус житийной литературы в ретушировании конфликтных ситуаций в жизни святых, из-за чего они приобретают особую притягательность. Это похоже на ветки для костра, которые быстро загораются но и быстрее сгорают. Позже, читая полные версии некоторых житий, многое открывается - такая литература не даст такой яркости, но зато тепло будет поддерживать долго. Они подвели меня к Причастию, до этого около 2 лет еженедельного посещения ( ... )

Reply


anonymous March 13 2019, 13:58:01 UTC
Думаю, мой пик кризиса миновал, я стою перед разрушенным зданием своего внутреннего домика, но теперь есть понимание что надо работать, в этом направлении и буду двигаться, сохраняя веру во Христа Бога и Его Православную Церковь. Вас Сергей, благодарю за глубокую и вдумчивую позицию по вопросам церковной жизни, правда я придерживаюсь консервативных взглядов и многих людей, которых вы цитируете определяю как экументистов и обновленцев. Это не моё. Они могут ставить острые вопросы, от которых официальная церковная власть старается не распространяться, но решение, как мне кажется, они ищут не там. Но вас благодарю за ваше неравнодушие, это редкое явление в наше время.

Reply

sergey_tikhonov March 13 2019, 20:22:37 UTC
Спасибо за большой комментарий. Мне очень интересно узнавать, как складывается жизнь в церкви у разных людей. И спасибо за ссылку на kin-grust.livejournal.com Я как-то встречал её пост, в котором она сообщала, что теперь они с мужем больше не верят в Бога. Но я не сохранил ссылку на этот пост, недавно искал и никак не мог найти. Теперь нашёл. Я интересуюсь тем, что говорят атеисты, особенно те, которые раньше верили ( ... )

Reply

anonymous March 14 2019, 12:38:14 UTC
Меня как-то заинтересовал комментарий kin-grust у кого-то в журнале и мне стало интересно просмотреть её журнал. За насколько дней просмотра начиная со старых записей к новым перед моими глазами раскрывалось то, что происходило с человеком в течении 10-12 лет. Начиная с искренности, открытости, неравнодушия и православия через критику, осуждение церкви и людей переход в ИПЦ, потом в согласие, потом полная атрофия веры и последние посты - дом, дети, муж, природа, поездки в интересные места, пикники с друзьями на природе. Она была симпатична мне своей искренностью и стремлением к правде и потому такая духовная катастрофа меня удручила и очень огорчила. Мне очень жаль что вышло так. Кинь Грусть - это район в Киеве, она была киевлянкой. Георгий Максимов, когда писал последующих судьбах перешедших в ислам православных священников, приводит пример как один из них потом ешёл из ислама и стал где-то фотографом, полностью порвавшим с религией. Аналогичная история. В ютубе есть аналогичные ролики отпадших от церкви людей но не потерявших веры ( ... )

Reply

sergey_tikhonov March 14 2019, 22:18:56 UTC
Есть стандартные ошибки неофитов. Например, об одной из них вы пишете:

"Вера в этот период похожа если и не на костёр, то на яркий факел, который позволяет уверенно идти в духовных сумерках, дискутировать о вере с ближними, ярко и эмоционально описывать христианские истины ближним".

Вот это категорически нельзя делать! Все эти дискуссии с ближними -- это очень вредная ошибка, это закладывание бомбы под своё здание. Неофит сам ещё толком ничего не понимает, а ему кажется, что понимает, он уже видит себя носителем истины и просветителем заблудших. Всё, что он говорит о вере, окрашено его фантазиями, к реальности не имеющими никакого отношения. А он уже начинает давать "духовные" советы -- это же просто капец.

Почему неофитов почти никто не предупреждает о таких ошибках? Даже наоборот, я же знаю, священники часто подначивают: вы должны свидетельствовать, рассказывать о вере и т. п.

Вот здесь я кое-что добавил об этом:

Сомнения неофита. Говорить ли родителям о воцерковлении? - Reply


anonymous March 16 2019, 00:17:46 UTC
Ещё в тему отсюда
https://priest-ruabko.livejournal.com/43832.html
Чем ты лучше, тем больше вероятность того, что тебя свои же сживут со свету. Просто из за зависти. «не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?» (Екклесиаст 7:16)

Reply

sergey_tikhonov March 16 2019, 10:50:43 UTC
Да, и это тоже! Нет большей радости для порочных людей, чем увидеть падение человека праведного (или стремящегося к праведности).

"Ты что, дружок, на небо собрался, святошу из себя строишь? Нет, ты будешь как мы! Мы тебя проучим, в такой грязи вымажем, что во всю жизнь не отмоешься! А не выпендривайся!"

Reply

anonymous March 17 2019, 03:44:14 UTC
Да.

Reply


Leave a comment