- Надо предостеречь человека от ошибочных увлечений, очарований, помочь ему избежать крайностей; а если он совершил ошибку, то помочь ему выйти из ошибочного состояния с наименьшими потерями. И самое трудное: когда человек пройдёт стадию неофитства и станет испытывать жёсткое разочарование, надо помочь ему найти путь к подлинности, иначе всё может закончится тем, чем часто и заканчивается, -- отходом от веры, расцерковлением. К сожалению, этим занимаются очень мало...
Интересно, ведёте ли Вы наблюдения, каков средний срок жизни прихожанина? Сколько времени человек сохраняет активность, часто посещает богослужения? Через какой срок обычно охладевают?
- Количественные показатели фиксируются в наших замечательных приходских отчётах: сколько крестили, повенчали, сколько исповедались, причастились и т. д.
А вот сколько человек не приходят долгое время, и не известно, где они, что с ними -- это не фиксируется. Ходил человек несколько лет в церковь, а потом почему-то исчез. Вот я и спрашиваю: сколько времени человек сохраняет приходскую активность, прежде чем стать редким гостем, если не исчезнуть совсем? Я бы сказал, что этот вопрос больше о качестве, чем о количестве.
- Скажу всё-таки о своих наблюдениях, подкреплённых исследованиями людей посерьёзней. Очень часто складывается так: человек начинает ходить в церковь после каких-то событий (смерть близкого, жена привела, сам заинтересовался по примеру окружающих или авторитетов), может переживать своё воцерковление довольно ярко, ходит 3 - 5 лет, потом охладевает и начинает ходить очень редко.
Люди более одарённые религиозно дотягивают лет до 10-ти. К этому времени все иллюзии и фантазии обычно рассеиваются и случается кризис веры. Преодоление этого кризиса зависит не только от самого человека. Очень важно, чтобы в этот момент оказался рядом кто-то (не обязательно физически близко), кто сможет объяснить, что эта ситуация нормальна, что испарились всякие глупости, что это конец неофитства и начало настоящей жизни. Особо упёртые люди с глубокими иллюзиями могут дожить до 15-ти лет -- это максимум.
Но это имеются в виду люди, которые относятся к вере серьёзно, у которых религиозность носит напряжённый характер. А вот тихо тлеть и разлагаться, или следовать в автоматическом режиме, в полусне некой упрощённой матрице можно сколько угодно долго (и при этом самодовольно пухнуть, обличать других в заблуждениях, ереси, сектантстве и т. д.).
- Благодарю за этот комментарий. Мой стаж 11 лет, 4 года первый период - как у вас указано, затем 4 года охлаждение, и последние 3 года тихо тлею и разлагаюсь. Хотя в Церковь верю и пытаюсь за неё держаться. В последние годы узнал много нехорошего о внутрицерковной жизни, есть горечь от этого. Наверное этот этап взросления души но по ощущениям напоминает душевную тяжесть и горечь в груди, как духовная смерть. В общем всё как вы описали.
- Да, это обычная ситуация. Причём это происходит не только в религиозной жизни, но вообще в сфере идеального. Например, по таким же законам развиваются семейные кризисы.
Переживание внутреннего опустошения при этом неизбежно: то, что казалось незыблемой опорой, стало проваливаться; казавшееся прекрасным предстало совсем в другом виде; чувства, такие яркие и настоящие, поблекли, ушли. Ничего не осталось, почти ничего из того, что было… Потому что всё это было не вполне настоящим.
Когда человек загорается верой, обращается к Богу, пламень этот бывает двусоставен. К человеку приходит то, что у нас принято называть призывающей благодатью, он переживает реальный благодатный опыт, который кажется ему чем-то весьма великим, потому что ничего подобного он раньше не переживал. Это порождает в человеке такое горение, такой духовный подъём, что он молится, постится, проповедует родственникам и вообще бывает объят желанием всячески следовать требованиям христианской нравственности и церковных правил. Но в горении этом неофитском благодатного огня лишь малая толика, остальное - естественные человеческие чувства, разнообразные фантазии, энтузиазм новичка. Потом постепенно человеческий огонь начинает угасать, а благодатный огонёк столь мал, что его почти и не видно; и человеку тогда кажется, что он всё потерял, ведь он ещё не умеет отличать одно от другого (в чём, конечно, есть самообольщение). То, что угас человеческий огонь - это нормально, иначе и не могло быть, это необходимо, чтобы нечистое человеческое вещество перегорело. Важно сохранить малый огонёк благодати, хоть искорку, - остаться верным в малом, чтобы этот огонёк мог впоследствии разгореться и уже по-настоящему светить в человеке.
Выходы из кризиса веры могут быть разными. Человек может надолго остаться в недоумённом и потухшем состоянии, а может вообще отказаться от веры, стать атеистом, агностиком и даже антитеистом. Но кризис необходим, чтобы человек мог свободно принять решение, сделать свой личный выбор - не под влиянием общего потока и давлением чужих убеждений, не в состоянии неофитского опьянения, а вполне осознанно, иначе отношения с Богом не будут искренними. Большую помощь в такой период могут оказать те, кто пережил эти кризисные состояния, смог переосмыслить свою веру, избавился от многих иллюзий и нашёл путь к подлинности.
***
Возможно, вам будет интересно:
Психология духовных кризисов: потеря веры или переосмысление религиозного опыта -
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/389304.html Сомнения неофита -
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/249288.html Осторожно: неофит! Пути и ошибки новоначальных -
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/253518.html Почему со временем вера утрачивает горячность и как вернуть былые чувства? Отвечает о. Константин Пархоменко:
https://youtu.be/aE8hmQkDNFk?t=33m47s Пытаюсь вести церковную жизнь, но последнее время все чаще внешние проявления православия вызывают раздражение. Показушное самоуничижение, нелепые одеяния в попытках соблюсти церковный дресс-код, одергивания и замечания во время службы и перечислять можно долго. Может причины подобного «православия головного мозга» в слабой вере? И не в этом ли часть проблем православной церкви? Отвечает протоиерей Андрей Федосов:
https://www.youtube.com/watch?v=uVbPwUnAezM Есть вера в Бога, но нет веры в церковь -
https://www.youtube.com/watch?v=JHERcJIb8kk "Православие головного мозга" -
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/243271.html Христианин «без ничего» -
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/242526.html Перевоцерковление, или Перезагрузка в церковь -
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/139428.html Как пережить разочарование в Церкви? -
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/9582.html ***
Если можно, ответьте, пожалуйста:
Какие книги вы читали в начале церковной жизни? Какие читали потом? Что читаете теперь?
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/385980.html