Протоиерей Александр Стрижак: Я не верю (о посте)

Mar 10, 2019 00:27

Очень хочется написать что-то доброе о посте, но в голове рой мыслей мало похожих на восторг. И самое главное, хочется остаться честным пред Богом, людьми и самим собой.

Так уж случилось, что не испытываю особых восторгов от начала поста. Читаю, что пишут другие, осмысливаю, размышляю... и не верю. Не верю я в искренность тех, кто пишет об особой пользе и жизненной необходимости поста. Не верю в его оздоровительные свойства. Не верю, что так уж необходимо нам исполнение устава, написанного для монахов в достаточно поздние, относительно первохристианских, времена. Сильно сомневаюсь в реальной пользе в победе над собственными страстями теми полумерами, что предлагает нам современный пост, который, налагая на нас ограничения в пище, не выключает из общего потока светской жизни, не прячет в затворе, не затыкает нам уши и не закрывает глаза. Еще меньше я верю в то, что наш пост необходим Богу и что Господь спросит на Страшном Суде об этом. Совсем не верю в то, что на Воздвижение Честнаго Животворящего Креста необходимо поститься. Не верю, что радость Рождества Христова и Пасхи тем сильнее, чем строже пост. Что это за культ еды, в конце концов? Не верю, что супруги будут крепче любить друг друга после вынужденной паузы. Не верю, что дети, зачатые в пост, хуже зачатых в другое время.

Если цель - легкость в теле и трезвость мысли, то почему бы не выпустить хорошую книгу о здоровом питании и закончить на этом, ведь не ради еды мы принимали крещение?

Но я все равно соблюдаю пост. Почему? Я не боюсь наказаний, да и не грозит мне ни кто. Нет той силы, что могла бы отлучить от Любви Христовой, что уж там непост какой-нибудь. Страстей не прибавится, а здоровье за годы служения как раз наоборот подорвано так, что пост уже пора запрещать. Ищу причину и не вижу ни одной, кроме послушания Церкви.

Что правда, то правда, не вижу смысла в нашем бытии без Нее. И пусть намешано в ней сегодня и Богом данное, и людьми привнесенное, вечное и очень временное, а без Нее никак нельзя. Нет иной силы, нет иного пути, нет иного смысла. Что все мои размышления и недовольства в сравнении с вечностью? Ради единства с братьями и сестрами по вере держу пост. Если уж все вместе совершаем Евхаристию, то неужели вместе со всеми не попощусь, не понесу общую тяготу? Это ведь совсем не трудно. Особенно, если вспомнить слова Христа о том, что "род сей ни чим же исходит, только постом и молитвой". Сколько страждут братья и сестры от "рода сего", неужели отдалюсь от общего порыва борьбы против духов злобы поднебесных? Брошу всех и буду нежиться в довольстве и сытости? Пока есть силы...

Благослови, Господи!

Об авторе: член отдела Московской епархии по благотворительности и социальному служению, настоятель церкви праведного Лазаря Четверодневного, с. Благовещенье, Сергиево-Посадского района

Александр Стрижак, протоиерей
Православие и мир - 01.12.2009.

***

Примечание Максима Степаненко:

А каково отношение к человеческому посту Бога? Для чего и для кого пост? Задавал и не раз вопросы священникам. И каждый раз мне возвышенно заявляли - пост это, прежде всего, жертва Богу. Но нужны ли жертвы Богу?

"Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6), или "...если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных" (Мф.12:7).

Это было во времена пророка Захарии, когда иудеи возвратились из плена. Во время 70 лет плена они держали особый скорбный пост, посвященный разрушению храма. И вот они вернулись, храм восстанавливается и они реши задать вопрос Богу через пророка Захарию, продолжать ли нам пост, который они держали во время пленения. Вот что им ответил Бог:

"В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?" И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?" (Зах. 7:1-6).

Об этом говорит и апостол Павел: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор. 8:8).

То есть - это то, что необходимо только для человека, человек поститься прежде всего для себя, цель поста совладать с чревоугодием, страстью, которая в свою очередь способствует блуду.

Пост важная составляющая аскетического отрезвления, и, можно сказать, духовной безопасности, не зря Господь сказал: "сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21).

Пост не входит в главные добродетели христиан, нигде не сказано: "постящий спасется", спасутся все любящие Бога и ближних как самих себя.

После вышеуказанного ответа пророку, Бог продолжил:

"И было слово Господне к Захарии: так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем" (Зах. 7:8-10).

"Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись" (1Кор. 10:29-33)

Не подумает кто, что учу - поститься не надо.

Пишу для тех, кто возводит пост в величайшую добродетель, делает постничество одним из главных смыслов христианской добродетели, и при этом порицает непостящихся или постящихся не столь строго и не по уставу. Помните: "Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога" (Рим.14:6).

Главное в христианской добродетели и аскезе - любовь, а она "все покрывает" (1Кор.13:7), или "Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи" (Прит.10:12).

"И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор.13:3).

http://www.k-istine.ru/base_faith/fast/fast_strijak.htm

Жизнь мирянина, Пост, М.Степаненко

Previous post Next post
Up