Сомнения неофита. Говорить ли родителям о воцерковлении?

Dec 20, 2017 10:00

Протоиерею Андрею Федосову (проект Киберпоп ТВ) задали такой вопрос:

Что делать, если родственники не приветствуют воцерковление? Стоит ли скрывать веру в Бога и не будет ли это обманом родителей?

Обратимся к Евангелию от Матфея. Как не ошибиться в начале воцерковления.

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=5Z9IfSlfnuE

***

Мне очень понравился ответ отца Андрея. Хочу добавить кое-что от себя.

Современный человек чаще всего находится в среде явно или скрыто антихристианской. Поэтому и нужна большая осторожность в том, что касается обнаружения своей веры. Христиане первых веков, находясь под страхом смерти, были вынуждены скрывать свою веру от окружающих. Мы сейчас живём в подобных условиях, хоть и может казаться, что это не так. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», говорит апостол Павел (2 Тим.3:12).

Надо очень осторожно выбирать собеседников для разговоров о вере. Человек будет слушать тебя, соглашаться, кивать, выказывать своё расположение; ты обрадуешься, откроешься ему. А он будет потом у тебя за спиной отпускать шуточки, крутя пальцем у виска. Даже среди своих единоверцев, прежде чем что-то говорить, лучше внимательно понаблюдать за людьми и десять раз подумать.

Неофитам надо быть особенно осторожными. В начале церковной жизни человека обычно переполняет радость от обретения веры, и ему хочется поделиться ею с окружающими. А уж когда поначитается разных книжечек, тогда его буквально распирает. Неофит находится в состоянии влюблённости и, как водится, не замечает недостатков своей возлюбленной. Но пройдёт время, и многое будет переосмыслено. Между прочим, придёт понимание того, что многие критические замечания в адрес церкви вполне обоснованы, от них нельзя просто так отмахнуться. Станет понятно, что церковь - это не зона комфорта, что в ней проблем ничуть не меньше, чем в окружающем мире.

Сколько длится период неофитства? У разных людей бывает по-разному. Но сколько бы он ни продолжался, настоящий опыт появляется лет через 10-15, не раньше. Этот опыт заключается, прежде всего, в умении стойко переносить испытания: болезни, смерть родных, лишения, уныние, нападения страстей, грехопадения, богооставленность. Очень нескоро человек научается понимать себя, очень нескоро приобретает правильное церковное сознание. А до той поры все его разговоры о вере, участие в интернет-дискуссиях и прочая "миссионерская деятельность", скорее всего, будут бестолковы и вредны. Даже на прямые вопросы типа "ты чё, верующий что ли?" лучше отвечать уклончиво - "все люди во что-то верят...".

Очень важно с самого начала объяснять неофитам, что не нужно зацикливаться на внешнем. Не надо строить в доме иконостасов, загромождать полки бесчисленными книгами, с буквальной точностью соблюдать посты, отращивать лохматую бороду, креститься по всякому поводу и упражняться в елейном лексиконе. Больше всего следует избегать конфликтов в семье: очень часто неофиты по своему неразумию создают конфликтные ситуации, оправдывая себя словами Евангелия ("Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её", "и враги человеку - домашние его"). Даже если родственники оказываются совершенными безбожниками, надо уважать их выбор и ничего им не навязывать.

Не надо верить всему, что говорят церковные люди, потому что и они много ошибаются, а бывает, что несут откровенный бред. Неофит всему верит, - блоки сняты, критический разум выключен; но хорошо сказано: входя в храм, снимают шляпу, а не голову (Честертон). Вообще, надо сказать, что церковь как врачебница привлекает людей нездоровых, страждущих, а выздоравливают далеко не все. Это нужно учитывать. Входящему в церковный мир придётся приложить немало усилий, чтобы не стать ещё одним странным человеком "с прибабахом", "православнутым".

В замечательной детской сказке О. Пройслера "Крабат: Легенды старой мельницы" есть очень интересный песонаж - Юро. Он лучше всех изучил тайны колдовства, но понял, что мастер убивает лучших учеников. Поэтому он стал прикидываться простаком. Его не принимали всерьёз, ему поручали самую низкую работу, а он продолжал тайком выведывать секреты мастера. Вот этот Юро может служить образом того, как должен вести себя неофит. Разница лишь в том, что Юро скрывал свой ум и мастерство, а неофиту придётся скрывать неразумие и незрелость. Впрочем, это подходит не только неофитам.

***

Мы постоянно спорим, кого-то в чем-то убеждаем - зачем? Ты веруешь и веруй, не надо никого учить. Надо будет, он сам дозреет; а может быть, ты и понимаешь меньше его. Не нужно веру превращать в предмет споров, эффект будет обратный. Вроде ты веру защищаешь, а на деле раздражаешься.

Но раз ты раздражаешься, какая польза от твоей веры? Цель веры - любовь, а тут раздражение, то есть разрушение любви. Зачем тебе вера, если она приводит тебя в раздражение?

Протоиерей Дмитрий Смирнов

Жизнь мирянина, прот. Димитрий Смирнов, прот. Андрей Федосов

Previous post Next post
Up