ОСЕТИНСКИЕ ЭТЮДЫ. От дома до ТрансКАМа

Dec 16, 2012 22:37

Давно и совсем недавно, в 2001-м и 2012-м, я посетил Южную Осетию. Целенаправленно и сознательно, как ездят к старому доброму знакомому, чтобы лично расспросить его, как дела, и основательно, никуда не торопясь, поговорить за жизнь. Каждый раз по возвращении из республики появлялись какие-то записи - от дорожных рассказов до небольших заметок, которые я называю "микропутеводители с человеческим лицом", практические и практичные, но не засушенные.

Эта публикация открывает серию постов, целиком посвящённую Южной Осетии.

Неинтересных мест на Земле нет, и у каждого,
даже маленького народа есть чему поучиться
и подивиться. Ни разу ничто не убедило меня
в обратном.
   В.Песков

Часть I. От дома до ТрансКАМа

Но странный стук зовёт в дорогу...
 В. Цой

1 марта, Жуковский - Рязань.
 - Осторожно, двери закрываются! - хрипло басит машинист электрички. За шесть лет жизни подмосковного студента московского вуза эта фраза въедается в мозг до самой подкорки. Но сейчас мой путь лежит не в "альма-матер" - несколько дальше, в Южную Осетию.


Северный Кавказ и Закавказье. (с) Алан Цуциев, 2004.

Когда-то эта непризнанная республика на южных склонах Центрального Кавказа имела статус автономной области в составе тогда ещё Советской Грузии. В "период полураспада" Советского Союза грузинское руководство во главе с бывшим диссидентом Звиадом Гамсахурдиа взяло курс на строительство независимой "Грузии для грузин". При этом другие народы, прежде всего имевшие автономии абхазы и осетины, автоматически попадали в разряд "инородцев, загостившихся в чужом доме". Такая политика не могла не спровоцировать межнациональные столкновения в Цхинвальском, Джавском и Знаурском районах Южной Осетии (ноябрь 1989 - июль 1992 гг.), а потом и в Абхазии.

29 мая 1992 г. ЮО провозгласила независимость от Грузии и выразила стремление объединиться с Россией в рамках единой Осетии. С 14 июля 1992 г. согласно Дагомысским соглашениям между Б.Н. Ельциным и Э.А. Шеварднадзе в регионе стоят совместные российско-грузино-осетинские миротворческие силы. Вопреки стереотипному мнению (см. ниже), ЮО "горячей точкой" не является. Официальный Тбилиси именует этот регион "Шида Картли", или "Самачабло".

- Куда-куда ты собрался? - вскидывали брови мои родные и друзья. Дальше следовали варианты незавидного будущего, что якобы всегда подстерегает туриста в тех краях: застрелят (1), зарэжут (2), в лучшем случае возьмут в заложники (3). Да, выбор был до обидного мал. Мои "отговорщики" почти ежедневно смотрели "Новости" и представляли Кавказ одной сплошной Чечнёй от моря до моря. Что ж, в это можно было поверить... ни разу не быв там, где якобы только и делают, что занимаются вещами 1 - 3.

- Да мирно в Южной Осетии, мирно! - отбивался я. - Мама, я ведь уже был там и сам видел. Смотри, как там спокойно.

С этими словами я предъявлял фотографию с предыдущего маршрута, на которой невозмутимые осетинские хавроньи грели бока, лежа на обочине Транскавказской автомагистрали.

В театре за этим последовали бы немая сцена и занавес. В реальной жизни сей аргумент затмил все предыдущие вместе взятые: и о российских миротворцах, и о радушии кавказских народов, и о красоте гор. Меня благословили в дорогу при одном непременном условии - держать связь с домом. Ну и, конечно, не соваться в пекло, если таковое вдруг обнаружится.

На этом риторика кончилась. Мечты о самом путешествии начались месяца на три раньше, когда "Независимая газета" опубликовала координаты русской общины ЮО и я, будучи студентом журфака Международного университета в Москве, загорелся взять интервью у её председателя. И еще попутно написать о достопримечательностях Хуссар-Ирыстона для нового издания "Вольной энциклопедии" Антона Кротова - "врюкзачного" путеводителя по России и ближнему зарубежью.


Щемящее чувство дороги
До встречи, родной авиаград Жуковский! На улице похолодало, и моя экипировка: свитер, джинсы, брезентовая штормовка, армейские ботинки - "гады" и особенно матерчатая шляпа-ковбойка - стала выглядеть легкомысленно. "Терпи, казак, - отогреваюсь самовнушением,- по ту сторону Кавказа она вместе с трехдневной щетиной будет смотреться весьма колоритно. Да и уши мерзнуть не будут, не то что здесь".

20:11. Электричка Раменское - Рязань, затем поезд на Владикавказ. Хотя стоп, зачем "Владик"? Пусть конечным пунктом заброски будет Эльхотово - маленькая станция на подъезде к столице Республики Северная Осетия - Алания. Она (эта станция) расположена ближе всех к пересечению дорог Ростов - Баку и Карджин - Алагир - Цхинвал. Оттуда-то и начнется самое интересное!

"Всё это будет, но только потом", - барды Иващенко и Васильев безоговорочно правы. Перед тем как пересесть с железных колес на резиновые, приходится терпеливо прирастать к вагонной полке больше чем на сутки. А поезд, будто всё понимая, бодро выстукивает: будет-будет-будет, вперёд-вперёд-вперёд...

23 марта, Эльхотово - Алагир. Без пяти восемь утра. Полустанок Эльхотово на окраине одноимённого села. Пара бетонных плит, вывеска с названием да унылый станционный мент, проверяющий документы у прибывших.

- А ты куда едешь, ковбой? - страж порядка решил полистать и мой паспорт. - В Цхинвал? Ну-ну. Похитят там тебя.

- Приедем - увидим, - рассудил я в ответ.

Ох, и любит милиция попугать приезжих запредельной преступностью... не у себя, у соседей - просто хлебом не корми! Люди бывалые давно относятся к подобным байкам философски: зачем бояться впрок? Займёмся-ка лучше акклиматизацией. Осетия встречает бесснежьем, пасмурным небом и зябким ветром. В воздухе чувствуется запах весны, но шляпа, увы, и здесь не по сезону. Переоблачаюсь в шерстяную шапку-"горшок" - все-таки Главный Кавказский хребет пересекать придётся.

Итог предыдущих двух дней: наконец-то. Цивильный участок пути, скучный и сонный, наконец-то позади. Впереди другой - волнующий и непредсказуемый, когда одно только предвкушение новых встреч приносит радость и за какие-нибудь три дня переживаешь месячную норму впечатлений. Автостоп, одним словом. Разве не здорово?

==========
Все "Осетинские этюды" [здесь]http://serge-novikov.livejournal.com/tag/%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D1%8E%D0%B4%D1%8B
=============
Другие рассказы из сборника -

[Пара строк из Карабаха]
http://serge-novikov.livejournal.com/1832.html

[Страна гор в стиле ]
http://serge-novikov.livejournal.com/1757.html

[О любви, рефлексах и дорожном счастье (вместо предисловия)]

Кавказ и Закавказье, Осетинские этюды, Дорожные очерки, Южная Осетия, Непризнанные государства, Для будущей книги

Previous post Next post
Up