Эй, слегачи, или Абсолютный Наркотик уже в продаже!

Nov 10, 2012 14:36



Оригинал взят у schegloff в Эй, слегачи, или Абсолютный Наркотик уже в продаже!
Начну с эпиграфа:

Иллюзорное бытие... Нет, это не наркотик, куда там наркотикам... Это именно то, что должно было быть. Здесь. Сейчас. Каждому времени свое. Маковые зерна и конопля, царство сладостных смутных теней и покоя - для нищих, для заморенных, для забитых... А здесь никому не нужен покой, здесь ведь никто не умирает от голода, здесь просто скучно. Сытно, тепло, пьяно и скучно. Мир не то чтобы плох, мир скучен. Мир без перспектив, мир без обещаний... А он же не карась, он же все-таки человек... Да, это не царство теней, это именно бытие, настоящее, без скидок, без грезовой путаницы...

Давно не перечитывал классику, и потому когда увидел во френд-ленте - «Поздравляю с началом карьеры наркоторговца, док» - глазам не поверил. Лукьяненко пишет роман «Героин»? Вовсе нет - занимается продакт-плейсментом Starquake, очередной российской онлайн-игры. Выходит, онлайн-игры по степени "подсаживания" уже доросли до героина?

Почесал в затылке, вспомнил молодость. 1994 год. Я работаю коммерческим директором... Точнее, работал, пока не поставил себе на компьютер Wizardry VII. Разобрался за пару часов с управлением, создал команду - и все, работа закончилась. Генеральный догадался отправить меня в отпуск, я забрал с собой служебный комп и целиком погрузился в игру. Четыре недели в режиме «поспать до обеда, попить чаю, поиграть до утра»; однажды «до утра» затянулось до 16 часов дня, после чего я просто свалился на пол. В памяти осталась вылазка на речку (стояло жаркое лето); вино, девушки... а я смотрю вокруг и вижу - вот из-за этого куста сейчас выскочит гигантская стрекоза, а вот по этой тропинке можно коротким путем добраться до Мункхарамы.

29 лет мне тогда было, а ведь подсел! Ладно сюжет у игры закончилась, а то так бы и уволили за полную невменяемость. Выходит, добавь к хорошей игрушке бесконечный сюжет - и привет, риал-лайф. Одно только в компьютерных игрушках плохо (для наркоторговцев) - "ломки" не вызывают, соскакивать куда проще, чем с героина. Хотя если вспоминать дальше...

1) морфий был выделен в 1804 году, а вызывающим зависимость препаратом был признан только в 1874,
2) кокаин поначалу использовался в качестве лекарства (!) от морфинизма, и входил в состав «Кока-колы» с 1886 по 1906 год (источник),
3) героин был синтезирован концерном «Байер» в 1889 году и до 1971 года (!) свободно продавался в германских аптеках (источник).

Выходит, "безвредность" на начальном этапе распространения - всего лишь признак хорошего, перспективного наркотика. Пока народ подсядет по-настоящему, пока об этом станет известно, да пока в это поверит не просто публика, а законодательная власть... За это время и система сбыта сложится, и клиентская база такая накопится, что только успевай подвозить.

По торговле героином в России Ройзман приводит следующие данные:

Героин стоит в Афганистане, по ту сторону реки Пяндж, порядка 800 долларов за килограмм (после вывода российских пограничников, и по эту сторону тоже!). Оптовики-таджики, укрепившиеся в российских городах, за привезенный героин рассчитываются со "своими" по цене от $5 000 до $8 000 за кило. Цыганам героин достается уже по цене $10 000 - $12 000 за килограмм (иногда дешевле, но они его сразу же "разбодяживают", как минимум, вдвое)… Один миллион наркоманов - это полтонны потребляемого героина в день (182,5 тонн в год)….

Ройзман считает "наркоманами" только тех, кто уже перешел от начальных доз в 0.2г к ежедневному потреблению - 0.5г в среднем. На этих "профессиональных" наркоманах чистый доход оптовиков-таджиков в России = 182500*(6500-800) = 1 040 250 000 долларов в год. Как видите, страны могут успешно сидеть не только "на трубе", но и "на траффике".

В мировом масштабе ситуация примерно такова: на конец 20 века число лиц, регулярно употребляющих героин, составляло во всем мире 13,5 млн. человек. Не так уж и много, если подумать - десять-пятнадцать миллиардов долларов на них зарабатывают оптовики, еще столько же - сбытовая сеть (наркомафия и толкачи). По сравнению с разбогатевшими в последние годы нефтеторговцами наркомафия все больше выглядит бедной родственницей.

Не пора ли менять пластинку? Выбрасывать на рынок новый, еще более "безвредный", чем героин, наркотик? Не просто пора; это уже сделано. Взглянем на динамику численности участников многопользовательских онлайновых игр (MMOG):




Источник: http://www.mmogchart.com/

Выше я писал, что для достижения полного "ухода" компьютерным играм недоставало только одного: бесконечного сюжета. Так вот, онлайновые игры решают эту проблему. Они никогда не кончаются, а напротив, становятся все интересней и интересней. И публика платит за этот "золотой сон" звонкой монетой:



Ожидаемые доходы индустрии многопользовательских игр (источник).

В России, как и в случае с героином, численность подсевших на порядок меньше:


Российские онлайн-игры с количеством игроков (источник).

Доходы в России хорошо засекречены, поэтому графика не будет. Приведу лишь некоторые оценки. Стоимость создания игры - 150-500 тысяч долларов (оценки отсюда и отсюда). При успешной раскрутке (первые на рынки, пиар в Сети) игра соберет от ста тысяч до миллиона подписчиков. А сколько денег? На первый взгляд, нисколько - игра ведь бесплатна. Однако на деле любой участник быстро понимает, что сыр этот в мышеловке: А кто вам сказал, что Бойцовский клуб бесплатный? Каждое четвертое слово которое там упоминается это "еврокредиты", и без них ты ничего там не сделаешь. Ума чтоб играть не надо вообще, а желательно его полное отсутствие. Самый натуральный разводняк на деньги..

Разводняк на деньги выдержан в лучших традициях наркоторговли: бесплатен только первый укол, дальше приходится платить - ведь Игроки, вкладывающие в свой персонаж немалые деньги (порядка нескольких десятков тысяч евро), получают колоссальные преимущества по отношению к остальным.

Точно оценить доходы онлайн-игр, формирующиеся главным образом за счет обмена виртуальных предметов на реальные евро, практически невозможно. По неофициальным данным, доход старейшей российской онлайн-игры "Бойцовский клуб" составляет приблизительно $2,5 млн в год. Не так уж много по сравнению с $1 млрд. таджикских наркоторговцев? Сверим расчеты с мировыми аналогами. Если в 2007 году по всему миру 12 млн. геймеров принесли доход в почти 6 млрд. долларов - то от российского миллиона подсевших на "Бойцовский клуб" и ему подобные развлечения впору ожидать пропорциональных 500 млн. Многовато будет? А это уж как посмотреть - ведь прокачанные персонажи стоят тысячи евро, а цена по-настоящему могущественных предметов доходит до десяти тысяч евро. Торговля всем этим виртуальным "хабаром" ведется в лучших традициях теневой экономики - за виртуальные же игровые деньги, доступные через подпольные обменники. По-сути, та же наркоторговля, только в роли белого порошка - дополнительные игровые возможности.

Наркоман 20 века колет дозу себе, наркоман 21 века - своему компьютерному двойнику. Но в любом случае, за дозу приходится платить. Прошли времена, когда "подняться" можно было на спирте Рояль или на героине. Будущее - за электронными наркотиками. Делайте новые, увлекательные, красивые игры - и окучивайте геймеров, впаривая им рисунки волшебных мечей за тысячи евро. Деньги - там!

Не верите? Тогда посмотрите на последнюю новинку от Dell: ноутбук, специально созданный для игры в World of Warcraft:



Когда я размещал на фотобукете эту картинку, в глаза мне бросилась реклама. Чего? Да того же самого World of Warcraft:



Первая доза, как Вы сами понимаете - бесплатно.

P.S. Я намеренно ни слова не сказал о настоящем слеге, оставляющем далеко позади все эти фэнтезийные миры. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: создание игр, по аудио-визуальным характеристикам приближающихся к реальной жизни, - вопрос нескольких лет. Подключение телесных ощущений потребует еще десятилетие. А там и последний троечник сообразит, что компьютерная реальность, где нет боли и смерти, не оставляет обычной жизни никаких шансов. Сегодняшние онлайн-игры - лишь первые поселения колонистов на неисследованном континенте. Завтра этот континет будет диктовать свою волю остальному миру. Причем в отличие от предыдущей истории человечества, эта социальная революция пройдет прямо у нас на глазах.

У кого нет денег и времени, чтобы в этом поучаствовать - запасайтесь хотя бы попкорном.

UPD. На эту же тему, но с другой стороны: Евгений, например, взял троих малолеток после гоп-стопа на женщину лет 30. Добыча - 10 000 рублей. Вся ее зарплата. Отловленные малолетки - по всем признакам шли по линии наркотиков. Какого же было изумление нашего «Шерлок Холмса», когда «расколотые» ублюдки признались, что деньги им были нужны чтобы «прокачатся в игрушке».
Оригинал взят у schegloff в  Все что есть у нас - это радость и страх (с), или Система команд души человеческой (1)
Написать о системе команд "человеческого биокомпьютера" я решил еще в декабре прошлого года, по ходу работы над  Эй, слегачи!. Существо, подсаживающееся на компьютерные игрушки и на наркотики по одному и тому же сценарию, не может быть устроено слишком сложно; так почему бы не составить некую карту-схему его эмоциональных реакций? Нуивот, часть 1-я.

1. Психоактивные вещества (грубо говоря, наркотики) - ключ к черному ящику мозга.

Начну с общеизвестной уже истории. До 60-х годов прошлого века (сейчас 21-ый, не забыли?) врачебная наука не имела ни малейшего представления о механизмах действия таких популярных уже тогда препаратов, как морфий и героин. Снимают боль, вызывают кайф - а почему, черт их разберет. Хотя первая Нобелевская премия за открытие химической передачи нервного сигнала была присуждена еще в 1936 году, идея о тесной связи химических процессов в нервной ткани и работы нервной системы в целом еще двадцать пять лет оставалась слишком революционной. Однако с открытием нейрохимической природы болезни Паркинсона в 1961 году (там же) лед был сломан, психохимические исследования вошли в моду. В середине 60-х обнаружилось (подозреваю, что при попытках синтезировать что-нибудь покруче героина), что очень близкие по своему строению вещества, морфий и налоксон -



МорфийНалоксон

- обладают полностью противоположным действием. Если морфий, как и полагается, вызывает наркоз - то налоксон его начисто снимает. Такая особенность оказалась очень полезной для борьбы с передозировками опиатов (налоксон нынче является едва ли не первым препаратом, который следует колоть находящемуся в коме человеку), а кроме того, навела ученых на весьма здравую мысль:

Поскольку по химической структуре налоксон близок к морфину, исследователи предположили, что эти два лекарственных препарата могут действовать на какой-то общий рецептор мозга, и действие морфина на этот рецептор блокируется налоксоном. В начале 70-х гг. два исследователя из университета Джона Хопкинса в Балтиморе, Кандас Перт и Соломон Снидер доложили об открытии мозговых рецепторов, избирательно отвечающих на воздействие опиатов, и назвали их "рецепторами опиатов".

Вдумайтесь в эту разницу: 1853 - начало инъекционного применения морфина и появление первых "севших на иглу", 1972 - открытие механизмов, позволяющих людям такое с собой вытворять. Дурные привычки намного опережают чистую науку - так что имеет смысл как следует к ним присматриваться. Вот, например, какое выдающееся открытие было сделано при изучении воздействия на мозг другого популярного наркотика, марихуаны.

Сначала, в полном соответствии с историей опиатов, были обнаружены специфические для психоактивного компонента марихуары ТГК (тетрагидроканнабиола) рецепторы. Обнаружились и эндоканнабиноиды - нейромедиаторы, подменяя которые, ТГК вызывает наркотический кайф. А следом появилась проблема: зачем мозгу эти самые каннабиоиды? Вряд ли человек создан Богом ради того только, чтобы курить траву! Решение было найдено только в последние годы, и лишь благодаря другому, не менее загадочному открытию:

Когда один из авторов этой статьи (Б. Элджер) и его коллега по медицинской школе Мэрилендского университета Томас Питлер (Thomas A. Pitler) изучали пирамидные нейроны гиппокампа, они наблюдали необычное явление. После кратковременного увеличения концентрации кальция внутри клеток тормозные сигналы, поступающие к ним от других нейронов в виде ГАМК, почему-то ослабевали.
...
Ученые приступили к изучению феномена. Они назвали его депрессией торможения, вызванной деполяризацией (depolarization-induced suppression of inhinition, (DSI). Было сделано предположение, что для возникновения DSI из постсинаптического нейрона должен высвободиться какой-то неизвестный посредник, который должен достичь пресинаптический нейрон, выделяющий ГАМК, и подавить ее высвобождение.
...
В 2001 г. один из авторов этой статьи (Р. Найколл) вместе с Рейчелом Уилсоном (Rachel I. Wilson) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско обнаружили, что всем критериям таинственного посредника отвечает один из эндоканнабиноидов (2-АГ). Исследователи выявили, что соединение, блокирующее каннабиноидные рецепторы на пресинаптической клетке, препятствует развитию DSI, и, наоборот, соединения, активирующие рецепторы СВ1, имитируют этот феномен. Вскоре было показано, что у мышей, лишенных каннабиноидных рецепторов, никогда не возникает и DSI. Ученые пришли к выводу, что рецепторы на пресинаптических терминалях ГАМК-нейронов предназначены для обнаружения каннабиноидов, высвобождающихся из мембран соседних постсинаптических клеток, и последующего с ними взаимодействия.


Для чего нужен живым организмам такой экстравагантный механизм "обратной нейронной связи", прекрасно объясняется простым опытом на мышах:

В 2003 г. Джованни Марсикано (Giovanni Marsicano) из Института психиатрии им. Макса Планка в Мюнхене показал, что мыши, в мозге которых отсутствовали СВ1, быстро научились бояться звука, чреватого болевым раздражением лап, но, в отличие от животных с интактными СВ1, не могли освободиться от страха, когда звук переставал сочетаться с болью.

Мозг без "каннабиноидной" системы команд - что процессор без ОЗУ: он не умеет изменять однажды записанные в память программы. И опять же - травку человечество покуривает с незапамятных (в том числе и благодаря этому покуриванию) времен, а соответствующие нейронные механизмы открыты только в нашем, 21 веке. Представляете, сколько еще чудных открытий может дать углубленное изучение популярных наркотиков?!

К несчастью (а для кого-то и к счастью), я не располагаю оснащенной по последней моде нейрофизиологической лабораторией, а потому и далее буду пользоваться доступными всем инструментами - Интернетом и собственным мозгом. Задача заключается в том, чтобы по известным данным о 1) популярных наркотиках и вызываемых ими эффектах, 2) психологической классификации эмоций и 3) эндогенных психоактивных веществ (нейромедиаторов и гормонов) построить простую и понятную модель человеческой "души" - того трудно уловимого, но могущественного "настроения", которого так часто не хватает для великих свершений. Но для одной записи я и так написал слишком много, поэтому продолжение - в следующей записи. А здесь - несколько прагматических соображений на тему психохимии.

1. Прозак уже всем уши прожужжал, даже моей жене назначали. Считается относительно безвредным препаратом, хотя по-сути делает то же, что и экстази - затрудняет обратный захват серотонина. А вот про аналогичный "безвредный" препарат, блокирующий обратный захват эндорфинов, мне ничего неизвестно. Ох как не хватает человечеству "мягкого" аналога героина!

2. Свойство марихуаны подменять эндоканнабиноиды и при надлежащем систематическом употреблении прекращать их синтез в человеческом организме так и просится к использованию в деле создания не рассуждающих (неспособных к перепрограммированию) биороботов. Как тут не вспомнить "ассасинов"-гашишинов, именно таким способом воспитывавшихся на убийц-смертников в Средние Века!

3. К вопросу о "вызывает привыкание - не вызывает привыкания". Есть такой наркотик, кокаин, который действительно не вызывает физического (как у героина, с ломками) привыкания. Но вот незадача - при его отмене безо всякого физического привыкания жизнь становится абсолютно не в кайф. Допамин с серотонином сожраны на месяц вперед, нечем больше радоваться. В результате - практически неудержимое влечение к повторному приему. Но никакого привыкания, ага.

4. К вопросу о "компьютерные игры - наркотик или не наркотик". С точки зрения нейрохимии (и моей), наркотиком следует считать любой способ получения кайфа, связанный со значительно (ну скажем в 10 раз) превышающими среднестатистические концентрациями эндогенных "гормонов счастья" или их аналогов. Вслед за таким "кайфом" неизбежно следует соответствующее же (во много раз) снижение соответствующих концентраций, депрессия, отвратительное настроение, ведущее как правило к одной-единственной мысли: надо бы принять еще дозу. Так вот, компьютерные игры дают выброс допамина (основного генератора кайфа для наркотиков амфетаминной группы),  по меньшей мере вдвое превышающий среднее значение. Вдвое - пока что уровень самых легких наркотиков, даже до экстази не дотягивает. Но если чуток увеличить разрешение и прибавить громкость в наушниках... :)

P.S. Из-за банды Хэлла журнал по-прежнему ведется в режиме комментариев только от френдов. Поэтому если Вы хотите обсудить материал (на мой взгляд, он того стоит), а я Вас еще не зафрендил - напишите все что хотите сказать в своем журнале, упомянув в тексте schegloff. Найду по яндексу, почитаю, глядишь, и продолжим дискуссию!

P.P.S. Про феодальную интригу я не забыл, материальчик копится. Следите за рекламой!

-----------------------------------------------------

Оригинал взят у schegloff в  Все что есть у нас - это радость и страх (с), или Система команд души человеческой (2)
Перед тем как продолжить, я хочу отдельной строкой поблагодарить dick_justice, поделившегося с нами роскошной ссылкой. Всем сюда: Нейрохимия основных наркотиков в картинках. Очень упрощенно, но зато доходчиво; настоятельно рекомендую! Посмотрите, а затем продолжим.

2. Возвращаемые значения функции "душа" - то есть человеческие эмоции.

Для любого, кто хоть раз в жизни испытывал настоящее похмелье, совершенно очевидно, что даже самое маленькое действие требует неких "душевных сил" - и что бывают моменты, когда этих сил не остается совершенно. Невозможно даже глаза открыть, не то что рукой пошевелить. А почему, собственно? А потому, что человек все-таки млекопитающее, а не сферический Абсолютный Дух в платоновском вакууме, и для отдачи рукам-ногам каких-либо команд требуется реальная энергия. Берется она, разумеется, не из Астрала, а из самых обыкновенных органических соединений, которых в организме иногда может и не быть. Нет определенных молекул - нет возможности отдать соответствующие команды - нет и реакции организма. Остается только ждать, когда же "придет настроение", когда восстановится нужная энергия. Или же прибегать к иным способам:

Однажды сделал перерыв на 4 дня. Я начал так сходить с ума, всех воспринимал негативно, появляется боязнь людей, мания преследования, мания величия, нестандартное поведение. Меня уже уволили с работы. В таком состоянии даже не возникает мысли о том, что нужно терпеть дальше и это пройдет - мозг отключает разумную часть. (выделение мое - С.Щ.).

В случаях, когда человек может рукой или ногой пошевелить, связь между эмоциональным состоянием и действиями не столь заметна; но и здесь разницу между состояниями "все из рук валится" и "дело спорится" каждый испытывал на собственном опыте. Поэтому закончу на этом уговоры и просто сформулирую основную посылку своей модели. Подавляющее большинство своих действий мы совершаем под влиянием тех или иных "душевных состояний", т.е. эмоций. Состояния эти могут длиться разное время - от долей секунды (шок) до месяцев (хорошая, основательная депрессия, в которой человек попросту ничего не может делать) - но в любом случае я буду называть их "эмоциями". Уже на этом этапе можно догадаться, зачем я затеял все это исследование: пытаться заставить себя что-нибудь сделать одними словами, без "подкручивания" соответствующих эмоций, - обычно пустая трата времени. Владеть собой значит в первую очередь дружить со своими эмоциями, а не наступать на них раз за разом словно на грабли.

Итак, какие мы знаем эмоции? Воспользуемся найденным в Сети перечнем классификаций эмоций и рассортируем упомянутые в нем термины по неким логическим группам (в скобках - число упоминаний "эмоции" в классификациях разных авторов):

гнев (8)
ярость (4)
ненависть
отвращение (8)
презрение (3)любовь (3)
желание (2)
эмоция нежности
одобрениестрах (ужас, паника) (13)
беспокойствоинтерес (изумление, удивление) (8)
ожидание (предвкушение) (2)боль, страдание (3)удовольствиегоре (отчаяние, удрученность) (3)
подавленность
печаль (5)
стыд (вина) (4)радость (7)
счастье (2)
гордость
мужество

Как видите, наша жизнь состоит главным образом из страха, гнева и отвращения, иногда сменяющихся интересом и радостью. Все термины в таблице известны уже не одну сотню лет, так что можно считать список достаточно исчерпывающим. Человеческая "душа" выдает на выходе эти и только эти эмоции - и под их воздействием мы совершаем все многообразие своих поступков. Кому-то для начала работы нужно как следует разозлиться, кому-то - испугаться, кому-то - заинтересоваться. Но так или иначе, все равно приходится обращаться к таблице из восьми клеточек. Возникает следующий вопрос: а что происходит "внутри" нашего черного ящика? Как мозг "узнает", какую ему изображать эмоцию?

3. Нейромедиаторы - программный интерфейс нервной системы.

В компьютерах, к которым мы, в отличие от собственного мозга, давно привыкли, все просто. И схема на процессоре разведена раз и навсегда, и электроны по ней бегают одни и те же. А вот у человеческого биокомпьютера все куда сложнее: и нейроны вовсю проращивают новые дендриты, и вместо электронов ионы, и пропускать их через очередной нейрон или нет, решают специальные молекулы - нейромедиаторы. В пентиумах роль этих молекул выполняют процессорные команды - "загрузить команду А и делать как она скажет", "загрузить команду Б и делать как она скажет"; в мозгу же эти команды - последовательности атомов, а не байтов. В первой части вы видели схемы молекул морфина и налоксона - первый командует "отключить боль", второй - "отключить отключение боли". Вот примерно на таком API и работает человеческий биокомпьютер.

Те из вас, кто (в отличие от меня) давно интересуется обсуждаемой темой, наверняка читали прошлогодние статьи stkorn -  Химия эмоций 1 и  Химия эмоций 2 - ну а кто не читал, самое время ознакомиться. Поскольку нейрохимия - довольно молодая пока наука (а последний из доступных в Сети учебник датирован 1996 годом, то есть основательно устарел), я бы не рекомендовал относиться к любым данным о тех или иных нейромедиаторах как к абсолютной истине. Мозг - это вам не Пентиум, тут все может оказаться значительно сложнее. Но в рамках построения упрощенной модели будем считать, что нейромедиаторы и в самом деле работают так, как рассказывают нам статьи в Интернете. Не успел я написать эти строки, как френд-лента принесла замечательный пример бытового употребления типичного нейромедиатора:

Насчет глутамата - как-то в командировке заваривал я в номере гостиницы быстрорастворимую лапшу, точнее насыпал в нее из пакетика химикалии, и вдруг потянуло меня чихнуть. А перед тем как чихать - что надо сделать? Правильно, глубоко вдохнуть. Ну я и вдохнул полный нос этого самого глутамата, причем, что характерно, без перца (перец был в другом пакетике). Ощущения надо признать, незабываемые. Я бы даже сказал - вштырило не по децки.

Еще бы не вштырило - глутамат является основным возбуждающим нейромедиатором, в больших дозах вызывающим эпилептические припадки. Ну а в малых дозах (если не нюхать) он просто возбуждает вкусовые рецепторы, делая съедобной даже китайскую лапшу. Но не буду больше забегать вперед, приступим к систематическому обзору заинтересовавших меня нейромедиаторов (не всех, конечно, тут вам не энциклопедия).

3.1. 1-я группа нейромедиаторов: Холинэргетики.


Ацетилхолин.
Первый из открытых человечеством нейромедиаторов, за что О.Леви и Г.Дейлу и была присуждена Нобелевская премия 1936 года. Работает как универсальный передатчик возбуждения, главным образом для сокращения мышц. Знаменитый яд кураре блокирует действие ацетилхолина (мы уже сталкивались с этим механизмом на примере морфия и налоксона), что приводит к полному расслаблению мускулатуры и остановке дыхания. Другой блокатор ацетилхолина, атропин, используется как противосудорожный препарат.


Никотин.
С точки зрения эмоций, ацетилхолин является основой для положительных эмоций, испытываемых при курении. Никотин, молекула которого содержит похожий участок N-CH3, замещает ацетилхолин в рецепторах, создает искусственное возбуждение и вызывает (подобно другой простой молекуле, алкоголю) масштабные ответные действия нервной системы.

3.2. 2-я группа нейромедиаторов: Аминокислоты


Гамма-аминомаслянная кислота, ГАМК, GABA
Следующий за ацетилхолином по распространенности нейромедиатор, основной передатчик тормозящих сигналов. Ее дефицит (например, в результате долговременного злоупотребления ГАМК-стимулятором, алкоголем) повышает вероятность судорог и вызывает тревожность (не знаю как кто, а я с похмелья собственной тени побаиваюсь). Повышение активности ГАМК, например, с помощью популярного одно время феназепама, снимает эти неприятные последствия (по каковой причине феназепам и пользовался популярностью, пока не запретили). Другие препараты, повышающие активность ГАМК, барбитураты (валиум), долгое время были популярны в качестве снотворных (пока не выяснилось, что привыкание к ним еще хуже героинового). В случае полного блокирования действия ГАМК, например токсином столбняка, можно запросто помереть от судорог.



Глутаминовая кислота, глутамат
Как я уже писал выше, это возбуждающий нейромедиатор. В нервной системе он отвечает за механизмы молекулярной (а значит, и "мышечной", и обычной) памяти. Долговременная повышенная выработка глутамата может вызвать болезнь Альцгеймера. Злоупотребление глутаматом как усилителем вкуса ведет к так называемому синдрому китайского ресторана. Блокирование активности глутамата (например, кетамином) дает наркотический эффект (обезбаливание и деперсонализацию). Значительное повышение концентрации ведет к эпилептической "ауре" (короткому приступу эйфории) и судорожному припадку.



Алкоголь
Внешнее регулирование эмоций с использованием аминокислотных нейромедиаторов отлично осуществляет алкоголь. Подобно барбитуратам, он повышает активность ГАМК (как именно, до сих пор точно не установлено, врать не буду; но мешать алкоголь со снотворным категорически не рекомендую, от этого еще Элвис Пресли умер). Вдобавок, алкоголь еще и понижает активность глутамата (чем меньше молекула - тем больше возможностей). В результате получается сложный и поначалу весьма приятный эффект - уходит тревога, исчезают боль и усталость, возникает легкая диссоциация с реальностью. По мере увеличения дозы активность ГАМК повышается уже до снотворного уровня, а активность глутамата падает до полной потери памяти и неспособности отличить реальность от фантазий. На следующий день начинается обратный процесс - активность ГАМК ниже плинтуса, в результате чего места себе не находишь, хочешь спать и не можешь, а глутамат, наоборот, работает на полную катушку, вызывая характерные головные боли. Разумеется, стоит опохмелиться, и нервная система приходит в норму - но это уже алкоголизм, не правда ли?

Подбирая материалы к публикации, я наткнулся на любопытную заметку о "лечении" алкоголизма, которая как нельзя лучше иллюстрирует работу аминокислотных нейромедиаторов. Герой статьи сообразил, что на стадии развитого алкоголизма единственный способ запустить изношенную тормозную (ГАМК) систему - это внешнее медикаментозное воздействие, и подобрал себе подходящий препарат - ГАМК-стимулятор Баклофен. Разумеется, более сильный ГАМК-стимулятор не оставил менее сильному (алкоголю) никаких шансов, алкоголик мгновенно пересел на "колеса". "Лечения" здесь, конечно же, никакого нет, просто пересадка на более сильный препарат, но какая иллюстрация мощи аминокислотных препаратов!

Ну вот, со страхом (дефицитом ГАМК) мы уже почти разобрались. Осталось разобраться с радостью. Перечисленные выше возбуждающие нейромедитары умеют вызывать столбняк и судорожные припадки - но радости от этого, вообще говоря, мало. Как же кодируется в человеческом биокомпьютере эмоции удовольствия, радости, счастья?

Об этом - в следующей серии. Напоминаю, что из-за банды Хэлла журнал ведется в режиме "комментарии только от френдов", поэтому если Вы захотите высказаться по поводу здешних материалов, а во френдах Вас еще нет, - просто напишите все в своем журнале, указав кодовое слово schegloff. Разыщу по Яндексу, прочитаю, глядишь и пообщаемся.

P.S. Поправка к предыдущей части. Вовсе даже не пресловутый прозак выписывали добрые доктора моей супруге, а феварин. На мой взгляд, невелика разница, но клеветником уже обозван. Так что поправляюсь!

--------------
продолжение
Все что есть у нас - это радость и страх (с), или Система команд души человеческой (3)
Все что есть у нас - это радость и страх (с), или Система команд души человеческой (6)

наркотыкы, Крымынал, Россия, Споры, it, Пиндостан, nlp, здоровье

Previous post Next post
Up