Оригинал взят у
serg70p в
Украина: хроника предстоящего дефолта 3 Оригинал взят у
serg70p в
Украина: хроника предстоящего дефолта 2Оригинал взят у
serg70p в
Украина: хроника предстоящего дефолта ПОДБОРКА ССЫЛОК ПРО ТЕКУЩУЮ СИТУАЦИЮ В УКРАИНЕ - 7. Бюджет Украины и связанные с ним мифы «покращення».
Всё предыдущее, по сути, является неким прологом к самому главному - к формированию бюджета страны. К его доходам и расходам. На жизнь украинцев в первую очередь влияет именно бюджет, который определяет суммы затрат на социальные программы, инфраструктурные проекты, пенсии, зарплаты и т.д. Разумеется, что ВВП, ЗВР, госдолг, регуляторная политика, коррупция и бюджет вещи взаимосвязанные.
На 2012-й год законом «О госбюджете Украины» запланировано:
- доходы - 332,8 млрд. грн
- расходы - 358 млрд. грн
- дефицит госбюджета не должен превышать 25 млрд. грн.
Когда дефицит госбюджета уже достиг 25 млрд. грн он был увеличен до 31,2 млрд. грн. А уже в ноябре Янукович росчерком пера своим указом увеличил его ещё на 7,6 млрд грн до 38,8 млрд. грн. Что уже на 55,2% больше от запланированного. А ведь год ещё не закончился. Связано это с тем, что расходы бюджета растут гораздо быстрее доходов.
На данный момент дефицит бюджета вырос до 6,6% ВВП. В приснопамятном 2008-м году обвал произошёл после достижения показателя дефицита бюджета в 8,8% от ВВП. Отрицательное внешнеторговое сальдо приводит к дефициту доллара, сокращению ЗВР и пополнения их из госбюджета за счёт кредитов (увеличения госдолга). Алгоритм очень прост. Также на бюджет давит т.н. «скрытый дефицит» -
Совокупный размер доходов за первые 9 месяцев текущего года составил 246,2 млрд. гривен, что на 19,5 млрд. гривен больше, чем поступления за аналогичный период предыдущего года (+8,6%). Расходы бюджета за этот же период, как скромно официально указал Минфин, будут «указаны позже».
Учитывая негативные тенденции, описанные выше, без каких-либо серьёзных решений и изменений вряд ли удастся до конца года собрать в бюджет запланированные 332,8 млрд. грн. А вот расходы уже запланированы на уровень 396,6 млрд. грн. Причём идёт срочное обсуждение о повышении расходов и дефицита бюджета ещё на 7 млрд. грн. до конца текущего года.
Собственно, «законодательно» можно напринимать что угодно. Можно вообще отменить доходы бюджета или «запланировать» поступления в 5 раз выше. К реальной экономике и к тому, что последует это имеет мало отношения. От увеличения дырки в кармане денег там не прибавляется.
Так что миф о том, что «покращенци» контролируют ситуацию и с бюджетом «всё в порядке» является ложью. Власти в данной ситуации контролируют только пресловутую «дырку в кармане» и ничего более.
Теперь необходимо уточнить несколько вопросов о структуре доходов и расходов бюджета.
Политики, причём как от «покращення», так и от «попырэдныкив» (да и вообще все подряд) усиленно муссируют в СМИ и в своих публичных выступлениях тезис о том, что олигархи и их предприятия являются «основными наполнителями бюджета». Так ли это на самом деле?
Вот какие доходы бюджета запланированы на 2012-й год:
Очень неплохая сводная интерактивная карта доходов и расходов бюджета 2012-го года находится
здесь И что мы видим? 187,3 млрд. грн из запланированных 332,8 млрд. грн. - это поступления от налогов на товары и услуги. Из них НДС 145,5 млрд. грн. а остальное - акцизы. Это значит, что все эти поступления бюджета оплачивает население. Т.к. НДС и акцизы в конечном итоге (после всех «промежуточных» цепочек) включается в конечную цена товара / услуги, которые мы, граждане Украины покупаем.
Добавим сюда 7,2 млрд. грн налоговых поступлений от физ. лиц и получим, что 194,5 млрд. грн. поступлений в бюджет (58,4%) обеспечивает население. При этом необходимо ещё заметить, что «обычные» граждане платят 17% со своих зарплат. А люди, которые являются владельцами акционерных капиталов - 5% от своих доходов. Т.к. по украинскому законодательству это налог с дивидендов, а не с доходов. Так что в Украине классическое, слегка замаскированное регрессивное налогообложение доходов физ. лиц. Чем больше ты имеешь, тем меньше платишь.
А сколько же налогов платят якобы «бюджетообразующие предприятия»? А имеем мы всем скопом 53 млрд. грн. поступлений от налогов на прибыль предприятий. На прибыль ВСЕХ юр. лиц в Украине. Давайте ещё даже добавим 3,1 млрд грн. различных сборов (на винградорство, там; радиочастоты и пр.) и 21,4 млрд. грн на ренту за добычу различных топливно-энергетических ресурсов. В итоге получаем 77,5 млрд. грн. Т.е. 23,3 % доходов бюджета. Ну никак не тянет на «основной» источник формирования бюджета по сравнению с обдираловкой населения. Особенно с учётом того, что налоги на прибыль засчитаны здесь «в среднем по больнице». Т.е. со всех юр. лиц. А не только с «бюджетообразующих». Так что очередной миф - это ложь о том, что экспортные предприятия олигархов приносят основные доходы в бюджет.
Мало того. Данная ситуация свойственна не только экономике «покращення», но ничем не отличается от времён «папирэдныкив». Вот как это выражено в динамике за последние 10 лет:
А как дела обстоят с расходами бюджета? А вот тоже очень «занимательные картинки» получаются. В расходах бюджета запланированы такие статьи как 40,9 млрд. грн. на «Экономическую деятельность» и 100,5 млрд. грн на «Межбюджетные трансферы». В сумме - 141,4 млрд. грн или 39,5% от запланированных расходов бюджета на 2012-й год. При этом прямые социальные расходы запланированы в 109,8 млрд. грн. Т.е. почти в полтора раза меньше.
40,9 млрд. - это практически прямые бюджетные дотации. 100 млрд., хоть и «объявлены» субвенциями на различные социальные проекты и помощь, таковыми являются только отчасти.
Во-первых, они используются как резерв для затыкания других бюджетных дыр. В первую очередь погашения госдолгов. Но также и «перепрофилируются» в процессе исполнения бюджета в различные косвенные дотации олигархам. Например, такая государственная компания, как «Нафтогаз» постоянно кредитует газом в кредит ведущие предприятия украинских олигархов. Только в этом году предприятия господина Фирташа были прокредитованы «Нафтогазом» в размере более 2,6 млрд. грн. По информации, которой, к моему глубочайшему сожалению, не удалось найти сводных цифр и официального подтверждения, но заслуживающей максимального доверия с моей стороны, только в этом году предприятия олигархов были прокредитованы из бюджета примерно на 64 млрд. грн кроме, офиц. дотаций, запланированных в бюджете. Но, даже если эти цифры не соответствуют истине, то путём простого сравнения расходов на «экономическую деятельность» и доходов от налогообложение предприятий можно понять, что структуры олигархата не приносят в бюджет вообще ничего.
Кстати, долги Нафтогаза, который является государственной компанией, достигли 24 млрд. грн и «хитрой» статистикой в дефицит госбюджета не включается. При этом сказки о том, что за газ не платит население на фоне кредитования газом крупнейших потребителей Украины - металлургии и химии, просто смешны.
Косвенным подтверждением того, что деньги на дотации олигархам выделяются из социальных расходов является состояние единого казначейского счёта (ЕКС). Точнее - остатков на нём. Потому что именно с него осуществляется финансирование всех бюджетных социальных сфер. При планировании бюджета расходы распределяются так, что бы понемногу хватало на всех на весь год с определённым резервом остатка на ЕКС. Точнее - чтобы понемногу всем не хватало. Однако, уже в октябре начались задержки выплат зарплат в бюджетной сфере, а остаток на ЕКС достиг рекордно низкого с марта 2010 г значения и на 01.11.12 г снизился до 1,76 млрд. грн.
Такая ситуация является постоянной политикой украинских властей - как «покращенцив», так и «попередныкив». Причём получателями таких «кредитов» являются одни и те же структуры. Просто при одних руководителях в получении финансирования больше выигрывал, допустим, Коломойский, а при других - допустим, Ахметов и Фирташ. По опыту предыдущих лет такие кредиты государству возвращаются по принципу «Я верну. Потом. Когда-нибудь. Если захочу». По информации из заслуживающих доверия источников на сегодня сумма таких непогашенных «кредитов» составляет более 90 млрд. грн. Что является скрытым дефицитом бюджета и оказывает колоссальное давление на весь бюджет.
Так что ложь о «социально-ориентированом бюджете» можно спустить туда же, куда и всё остальное - в унитаз. Государство Украина существует исключительно для финансирования расходов олигархов, коррупционного дохода чиновников всех мастей и ведомств за счёт народа Украины. И государство по таким схемам существует уже не первый год. А как минимум с преодоления кризиса 1998-99 гг.
И только следствиями этого являются политические игры основных политсил. Никакой оппозиции попросту не выгодно коренным образом менять ситуацию. Их задача - сменить существующее руководство и самим сесть на финансовые потоки. Чтобы и себе урвать немного, и спонсорам обеспечить будущее. Самое смешное, что зачастую финансированием различных политических партий, якобы противоположных друг другу зачастую занимаются одни и те же украинские ФПГ (финансово-промышленные группы). Разумный хозяин в одну корзину все яйца не складывает.
Все игры в законы о языках / мовах, бандерах, сводах слова и т.д. являются всего лишь оболочкой информационной Матрицы в которой существуют обычные украинские граждане. Чтобы не дай Бог не задумывались об истинных проблемах.
------------------
Бюджет 2013: самоубийственный финал "эпохи покращень" Бюджет 2013: самоубийственный финал «эпохи покращень»
Данная статья является логическим продолжением статьи
«Экономика эпохи «Покращення». В своём анализе бюджета 2013-го года я буду опираться на данные, указанные в той статье. Кроме этого, принятие именно такого бюджета является логическим продолжением тех экономических и управленческих проблем, которые были показаны в предыдущей статье.
Чтение рекомендуется под эту легкую и возвышенную музыку.
Click to view
Только в Украине могут принять бюджет, который подан правительством отправленным в отставку; в отсутствии правительства, которое его будет исполнять; парламентом, который уже прекратил свои полномочия.
Бюджет был принят в авральном темпе на последней, специально для этого вне всякого нормативного поля продлённой сессии Верховной Рады по проекту правительства, которое было отправлено в отставку, да ещё и без действующего правительства, которое, по идее, данный бюджет должно будет выполнять.
Впрочем, такие выверты современной политической украинской жизни уже никого не удивляют. Бюджет принимали настолько быстро, что даже его не рассматривали. 242 депутатские карточки бодро проголосовали «за» и теперь мы можем гордиться тем, что в Новый Год мы вступаем с принятым основным законом экономической деятельности государства. Правда, при более подробном рассмотрении данного документа выясняется, что это единственное, чем мы можем гордиться в этом эпохальном плоде неусыпной работы наших покращенцив.
При внимательном рассмотрении статей доходов и расходов бюджета приходит на ум несколько мыслей.
Первая. Возникают серьёзные сомнения в элементарной вменяемости наших «проффесионалов» от КМУ, ВРУ и подписанта закона о Бюджете 2013 лично. Декларировать расчёт показателей бюджета не на объективном экономическом анализе, а на благостных мечтаниях и каких-то безумных предположений умственно здоровые люди попросту не могут.
Цитирую: «Законом визначено на 2013 рік: доходи Державного бюджету у сумі 361.510.089,1 тис. гривень». Напомню, что запланированные доходы Бюджета-2012 составляли 372,3 млрд. грн. По отчётам Госказначейства за период январь-октябрь 2012-го года реальные доходы бюджета составили 273,5 млрд. грн или 73,5% выполнения годового плана. Даже официальные лица КМУ заявляют, что выполнить доходную часть бюджета на 100% до конца года уже не удастся. Очень оптимистично предположим, что доходы бюджета за оставшиеся два месяца будут выполнены на 90% годового плана. Сумма составит 335,1 млрд. грн. Откуда в следующем году собираются получить ещё 26 млрд. грн. дохода?
В проект бюджета, оказывается, заложены курс грн / доллар 8,50 грн и рост ВВП Украины. Т.е. увеличение доходов в целом планируется, во-первых, за счёт элементарной инфляции потребительских цен. Особенно, на импортируемые товары. Запланированная инфляция составляет 5,9%. Сложно представить, каким образом будет удержан курс 8,5 грн, если уже с ноября 2012-го на УМВБ (межбанковской бирже) безналичный доллар регулярно «штурмует» отметку 8,20 грн. И это несмотря на жесточайшие административные меры НБУ.
Также доходы бюджета привязаны к ВВП. Покращенци «запланировали» ВВП Украины на 2013-й год в размере 1 трлн 687 млрд 800 млн грн. Или же 198,6 млрд. $ номинального ВВП при курсе 8,50. При этом за 2012-й год реальный рост ВВП по сравнению с 2011-м годом ожидается, в лучшем случае, нулевой и номинальный ВВП составит около 165,2 млрд. $. Очень хочется спросить - господа, откуда вы собираетесь брать рост ВВП на +33,3 млрд. $ или же + 20,2% ??? Достижение такого ВВП в гривне (!) можно учитывать при курсе грн / доллар примерно в 10,20. Но тогда неминуем кризис покупательской способности населения и производства, и данный ВВП всё равно будет недостижим даже в гривневых показателях.
«Законом визначено на 2013 рік:… видатки Державного бюджету у сумі 410.660.505,7 тис. гривень,»
Опять таки, расходы бюджета за 2012-й год официально составят минимум 404,3 млрд. грн. Именно такая сумма подписана Януковичем 6 декабря 2012-го года. И не факт, что она останется неизменной. Изначально расходы бюджета 2012-го года планировались в размере 373,1 млрд. грн. Т.е. уже «по ходу пьесы» расходы были увеличены почти на 31 млрд. грн. Как при планируемой инфляции в 5,9% КМУ, ВРУ и Президент собираются ограничиться приростом расходов всего в 6,3 млрд. грн - мне абсолютно непонятно. Элементарная математика показывает, что при таких планируемых показателях инфляции расходы составят не менее 428,2 млрд. грн. И это при условии, что курс удержат на уровне 8,50 грн за доллар.
Тоже самое касается и дефицита бюджета. На 2013-й год запланирован граничный дефицит бюджета в 50,4 млрд. грн. Изначально он уже равен 49,2 млрд. грн при запланированных показателях доходов и расходов. Вспоминая как увеличивали дефицит бюджета в 2012-м году (с 25,1 млрд грн до 44 млрд. грн) и учитывая вышесказанное несложно предположить, что дефицит бюджета в 2013-м году в размере всего 50,4 млрд. грн - это утопия.
Кроме этого необходимо учитывать, что внешнеторговое сальдо Украины отрицательное с 2006-го года. А учитывая то, что превышение импорта над экспортом в 2012-м году уже достигло рекордных значений (более 10 млрд. $ за год), то надежды на экспорт и пополнение бюджета выглядят призрачными. Такое впечатление, что рисуя (а не считая) бюджет 2013, его разработчики рассчитывают на взрывообразный рост мировой экономики, процентов так в десять минимум. И на огромные экспортные объёмы. С чего такие заоблачные надежды - абсолютно непонятно. Даже всегда оптимистичный МВФ (а он «обязан» быть оптимистичным, т.к. долларовую массу экономики США необходимо впихивать кредитами всему миру) даёт прогноз роста мировой экономики до 1,5%. А более реалистичные экономисты ждут спада экономики и второй волны кризиса. И намного более глубокой, чем в 2008-2009-х гг.
Т.е. уже анализ самых общих показателей бюджета Украины 2013 показывает полнейшую абсурдность и невыполнимость данного опуса. При этом не надо обладать сверханалитическими способностями, чтобы проанализировать несколько цифр по прошлым годам и просмотреть несколько отчётов за предыдущие периоды.
Вторая мысль. При более глубоком изучении статей доходов и расходов становится понятно, что всякие там 10-30 млн. расходов «на санатории ВРУ и т.д.» - это просто детский лепет по сравнению с тем, какие деньги действительно будут проходить «мимо государственной кассы». И какой ценой это обойдётся гражданам Украины.
Приведу сводную таблицу доходов бюджета. Сразу отмечу, что сводка по первичным документам мною производилась не в том варианте, как это подано официально на сайте ВРУ, а по принципу - показать настоящую сущность данного документа. (рис. 1)
(рис 2)
Видно, что 60,6% доходов бюджета идут с косвенных и прямых налогов с населения. Таможенные пошлины, НДС и акцизы - всё это, в итоге, ложится на карманы покупателей, которые приобретают конечный продукт или услугу. Т.е. граждане Украины оплачивают это из своего кармана. По сравнению с планом доходов на 2012-й год эти налоги в целом увеличены на 2,2%. При этом налоги на прибыль юр. лиц, составляющие всего 15,7% платить, в основном, будет средний и средний-плюс бизнес. Но, никак не ФПГ. Даже, если добавим доходы с ренты, то получим 20,9%.
Например, для облегчения жизни ФПГ рента за использование природных ресурсов по сравнению с бюджетом 2012 уменьшена с 21,4 млрд. грн в 2012-м до 13,8 млрд. грн в 2013-м. Плохо себя чувствуют наши олигархи, очень плохо.
Дальше - больше. Если кто не заметил, то обращу внимание читателей на такую статью доходов, как «Оплата транзита газа и нефти». Точнее - на сумму этого дохода в бюджет. К сожалению, нет официальной информации по данным за транзит нефти, но нам «хватит» и транзита газа. Украина через свою ГТС перекачивает в другие страны 80 млрд. кубометров газа. По заключённым договорам оплата транзита газа Украине составляет 2,7 долл.$ за 1 тыс. кубов газа на каждые 100 км ГТС. Длина ГТС в Украине составляет, грубо говоря, 1100 км. Путём несложных арифметических расчётов получаем сумму в 2,37 млрд. $. Или 20,2 млрд. грн по заложенному в бюджет курсу 8,50. Пусть, даже, затраты (которые минимальны), другие потери, но никак не 2,4 млрд. грн., отображённые в доходах бюджета. И это только за транзит газа. Без нефти.
Данные поступления запланированы в объёме почти в два раза меньшем, чем поступления за регистрацию бесконечных бумаг и справок («Административные сборы и платежи» = 4,6 млрд. грн). При этом население и юр. лица оплачивают данные расходы, по сути, дважды. Так как все службы, выдающие справки являются государственные. И мы платим налоги на их содержание. И потом с нас они же ещё раз сдирают деньги.
Обратимся к расходам бюджета. Сразу скажу, что в официальных документах расходы бюджета даются в разрезе министерств, госкомиссий, управлений и т.д. Поэтому пришлось, для большей наглядности картины, сводить расходы бюджета по другому. И вот что получилось:
(рис 3)
И для лучшего понимания уменьшим степень детализации
(рис 4)
* Данные расходы включают только расходы на ВРУ, секретариат КМУ, центральный аппарат АП. Расходы на обеспечение непосредственно бюрократической деятельности почти всех других министерств и ведомств включены в «Прочие расходы бюджета». Наряду с другими не столь важными для анализа статьями расходов.
** Дотации ПФУ и пенсии. Здесь сложены расходы на покрытие дефицита Пенсионного фонда Украины и суммы затрат на льготы и дотации по пенсиям. Надо отметить, что ПФУ - это отдельный собственный бюджет ПФУ, формирующийся по солидарной системе. И к средствам которого государственный бюджет доступа иметь не должен (ага, сейчас). Из госбюджета покрывается только его дефицит. Который, кстати, в бюджет 2012-го года закладывался в размере 9,7 млрд. грн. Т.е. на конец 2012-го он вырастет на 12,1 млрд. грн до 21,8 млрд. грн. Т.е. несмотря на все заверения о «покращенни» жизни пенсионеров - либо пенсии не выплачивались в полном объёме, либо, что более вероятно, сократилась налогооблагаемая база ПФУ. Т.е. меньше людей стало получать зарплату. А также не исключён вариант, что КМУ просто использовал часть средств ПФУ для покрытия других расходов.
***Дотации местным бюджетам - это, в основном, дотации на социальные выплаты «на местах». То, что не относится к социальным выплатам в данных межбюджетных трансферах отнесено в «Прочие расходы бюджета»
УКРАИНА: ХРОНИКА ПРЕДСТОЯЩЕГО ДЕФОЛТА 5