Оригинал взят у
serg70p в
Украина: хроника предстоящего дефолта 2Оригинал взят у
serg70p в
Украина: хроника предстоящего дефолта ПОДБОРКА ССЫЛОК ПРО ТЕКУЩУЮ СИТУАЦИЮ В УКРАИНЕ
А почему, собственно, необходимо «брать»? Украина, за время «папирэдныкив» и «покращенцив» набрала столько долгов (как, впрочем, и в предыдущее время), что обслуживание долга и выплата обязательств ложится непомерной ношей. Кроме этого, Украина постоянно заканчивает год с существенным дефицитом бюджета. А его также надо чем-то покрывать. Как член МВФ, Украина не может проводить эмиссию (печатать деньги) без обеспечения соответствующими запасами ЗВР (золото-валютных ресурсов). Т.е., чтобы напечатать 8 млрд. грн необходимо «добавить» в ЗВР грубо говоря 1 млрд. $. А мы стремительно понижаем их запасы. Теоретически можно увеличивать ЗВР за счёт получения валюты от внешнеэкономических операций. Но выше было рассмотрено, что из года в год Украина имеет отрицательное сальдо внешней торговли. Сырьевая экономика Украины в условиях мирового кризиса просто не в состоянии «выйти в плюс» по внешней торговли. В итоге, наша власть вынуждена всё время брать и брать новые заимствования.
Для начала необходимо понять - что такое государственный долг и из чего он состоит. Потому что очень многие, как власть, так и «эксперты» (особенно провластные) очень часто за государственный долг выдают только его часть - прямой внешний долг.
Данная таблица даёт общее представление о структуре государственного долга Украины. Т.е. госдолг можно разделять на: внешний и внутренний, прямой и гарантированный. ОВГЗ (Облигации внутреннего государственного займа) на внутреннем рынке размещается, в основном, в грн, но к привязке к доллару США (те. Выплаты процентов и возврат с индексацией курса доллара). Однако, иногда практикуется и размещение валютных ОВГЗ. Недавно КМУ приняло решение о дополнительной продаже ОВГЗ в долларах США. Что, кстати, противоречит законодательству Украины, но кого это там волнует. «Покращэнци» планируют выпустить валютные ОВГЗ «для населения» двумя траншами в 500 и 200 млн. $ соответственно под 9,75% годовых оба.
Государственный долг имеет смысл рассматривать и сравнивать с ВВП именно совокупный. Т.к. это сумма всех долгов государства, по которым оно несёт долговые обязательства. Рассматривать динамику какой-то части долгов, сравнивать их с ВВП и т.д. по отдельности, не упоминая всего остального, как это зачастую делают в правительстве, парламенте, президент и прикормленные «эксперты» - это просто врать собственному народу.
Кроме этого, существуют ещё и внешние долги негосударственных юридических лиц. В основном - банков. Сумма государственного внешнего долга и внешних долгов юридических лиц является Валовым внешним долгом (ВВД) страны. Для оценки получения новых кредитов и состояния дефолта в мире оценивают соотношение ВВД к ВВП страны. Для Украины, как страны с переходной экономикой, пределом является соотношение 49,7% ВВД к ВВП. После превышения данного рубежа либо прекращается кредитование государства, либо оно кредитуется международными организациями и другими странами под очень высокие проценты.
А теперь реальная картина маслом по динамике валового внешнего долга Украины.
И изменение ВВД Украины уже в 2012-м году.
Как бы неудивительно, что данные цифры не озвучиваются публично вообще. Также становится понятным - почему МВФ не хочет давать новые кредиты. И разговоры «покращэнцив» о «повышении цены на газ для населения» к кредитам МВФ имеет не столь критичное значение, как желание погасить долги олигархов перед НАК «Нафтогаз» (24 млрд. грн) за счёт населения.
А какой же размер именно совокупного государственного долга Украины?
На конец 2009-го года 26, 5 млрд. долл. $.
К концу 2010 «папирэдныки» набрали кредитов во всех формах до 40,6 млрд. долл. $.
А на 30.10.12 «покращенци» лихо взяли планку в 62 млрд. $. Или же 496 млрд. грн. При этом законом «О бюджете на 2012-й г.» предел совокупного госдолга составляет 416 млрд. грн. Легко совершать преступления сидя «наверху».
А
вот пример типичной публичной манипуляции с цифрами:
Т.е. «всё хорошо» и превышение планки в 416 млрд. грн якобы нет. А вот что даёт на своём сайте Минфин:
Значит, всё-таки совокупный госдолг составляет 62 млрд. $ (округлённо) или же 496 млрд. грн. Но ведь не каждый гражданин в поиске реальной информации «долетит» до сайта Минфина. Так что публично можно ляпнуть что угодно. Всё равно никакой ответственности за это никто не несёт.
Интресно также рассмотреть структур госдолга по составляющим. Как видно из данных Минфина, самому МВФ мы должны около 14 млрд. $. Всякие мировые и европейские банки реконструкции и развития добавляют ещё менее 4 млрд. $. А самыми «тяжёлыми» статьями являются внутренние долги неким юрид. лицам (23,8 млрд. $; а на 01.10.12 г. уже почти 25 млрд. $) и загадочные «Другие», которым Украина должна ещё 15 млрд. $ по внешним долгам.
25 млрд. $ по внутренним долгам это и есть ОВГЗ. Т.е. КМУ выпускает облигации внутреннего госзайма, которые продаёт украинским коммерческим банкам, НБУ а также резидентам и нерезидентам (прочим украинским и зарубежным юрид. лицам). Облигации выпускаются в грн. с обязательством погашения их через 5, 7 или 10 лет с выплатой годовых процентов (обычно - два раза в год) также в грн., но с учётом индекса инфляции и динамики курса $. Т.е. если вырастет курс на 20%, то погашать в грн. придётся на 20% больше.
Вот динамика внутренних долгов государства по ОВГЗ за текущий год до 01.10.12 г.
Т.е. только за 9 месяцев данного года «покращэнци» взяли в долг в самой Украине почти 30 млрд. грн. В общем-то, внутренние ОВГЗ - это достаточно распространённый инструмент во всём мире. «Папирэдныки» также брали взаймы на внутреннем рынке. На начало 2010-го долг по ОВГЗ составлял 85,7 млрд гривен, то на 31.12.2010 - 136,19 млрд. гривен. Т.е. в 2010 году внутренний долг по ОВГЗ вырос на 50,48 млрд. гривен. Однако, ЗВР (золотовалютных резервов) было на тот момент гораздо больше, а главное процентные ставки годовых на ОВГЗ коренным образом отличались от нынешних. Если на начало 2009-го по различным займам ОВГЗ ставки колебались от 1,03% до 3,6% годовых в грн., то на данный момент по 129-ти текущим (неоплаченным) выпускам ОВГЗ ставка годовых составляет от 11% до 14% в грн. А это совершенно иные суммы обслуживания внутреннего госдолга.
Теперь разберёмся с «Другими» (так и хочется сказать - с «Чужими»). Это ещё один подобный ОВГЗ способ заимствования, только на внешних рынках и в валюте - Еврооблигации Украины. Т.е. государство выпускает облигации, но уже внешнего займа, под определённые проценты годовых со сроком выплаты от 5-ти до 10-ти лет. На сегодняшний день в обращении находятся 24 выпуска евроблигаций в USD, на сумму около 13,7 млрд. $ и 4 выпуска еврооблигаций в EUR, на сумму примерно в 0,91 млрд EUR. На данный момент последние выпуски еврооблигации размещаются под 9,0 - 9,25% годовых.
С точки зрения зарубежных аналитиков, если доходность государственных ценных бумаг выше 7% это говорит, что этой стране не доверяют зарубежные инвесторы. Кроме, того обслуживать гособлигации по ставке 7% очень тяжело, когда в обращении находится облигации на сумму в миллиарды долларов. Кроме, того доходность госбумаг определяет доходность по облигациям других банков и компаний этой страны. Поэтому, украинским банкам не удастся привлекать внешние кредиты по ставкам ниже 10% годовых. Как вы понимаете, это для них страшная цифра.
Но, есть ещё один интересный факт. Основной объём еврооблигаций выкупает небезызвестные в мире JP Morgan и Morgan Stanley. И немножко - VTB Capital PLC и Сбербанк России. С учётом долга Украины МВФ и других международных финансовых организаций кредиторов, которые де-факто является инструментом влияния финансовых групп США - примерно половина совокупного долга Украины принадлежит США. И немножко - России. Что, как бы, заставляет задуматься.
Так что ложь №4 состоит в том, что Украина не берёт, или практически не берёт в долг.
- 5. Наших ЗВР (золотовалютные резервы) хватает на выплату долгов и беспокоиться не о чем.
Состояние и объём ЗВР определяет стабильность нашей гривны, возможность выплачивать долги, возможность дефолта и т.д. Так хватит ли нам ЗВР для расчёта по долгам? Хотя бы по внешним и хотя бы в следующем, 2013-м году?
Для начала, надо понимать - сколько их у нас всего и в чём они у нас есть.
На 01.11.12 общая сумма ЗВР составляла 26,8 млрд. $. Только за октябрь месяц резервы сократились на рекордные в этом году $2,45 млрд.
К сожалению, на сайте НБУ пока размещены несколько устаревшие данные, но в анализе структуры ЗВР можно опереться и на них:
В данной таблице ЗВР ещё составляют 29,2 млрд. $
Из них собственно золота - 6,8%
Именно валютных резервов (собственно валюта на различных счетах) - 35,3 %
А вот 16,9 млрд. $ (57,9 %) - это ценные бумаги различных зарубежных банков (американских, в подавляющем большинстве), а не сама валюта. По сути - это резная бумага, которая имеет крайне низкую ликвидность. Что это значит? Это значит, что в случае каких-либо форс-мажоров «покращэнци» могут оперировать только ликвидными резервами - т.е. только валютой. Только третью номинальных ЗВР. И это главный вопрос - сколько в НБУ имеется средств оперативной ликвидности.
Немного истории крушения гривны в ноябре 2008 года.
На 1 сентября 2008 года по данным НБУ структура ЗВР была таковой: валюта на счетах - $17,25 млрд. Ценные бумаги - $20,6 млрд. Специальные средства займа - $2 млн. Монетарное золото - $529 млн. Итого: $38,381 млрд.
Когда гривна стала падать, то оказалось, что сих «колоссальных» средств явно недостаточно, чтобы удержать гривну в равновесном состоянии. Израсходовав к 1 ноября 2008 года лишь $6,38 млрд., НБУ поднял лапки «до горы» и срочно запросил у МВФ открыть кредитную линию.
Выяснилось, что золото не моги продавать, ибо это равносильно объявлению государственного дефолта. Ценные бумаги невозможно конвертировать в живые доллары. Они находятся в цепких ручонках американских инвестбанков и федерального казначейства США. Помнится, лучший союзник янки Япония пыталась в год землетрясения и Фукусимы обменять ценную макулатуру в сотню-другую млрд. долларов, но не получила от США ровно ноль. Для того и придуман цивилизованный способ отсоса «баксов» из стран, их зарабатывающих. США необходимо регулярно утилизировать огромные излишки печатающейся ликвидности посредством обмена её на ценные бумаги. В реверсном режиме «смоктач» не работает. Иначе быстрый кирдык всей мировой спекулятивной финансовой системе.
Так что на состояние ноябрь 2012-го года КМУ и НБУ могут реально оперировать из ЗВР суммами не более, чем 8-8,5 млрд. $.
В январе-феврале Украине нужно будет заплатить за обслуживание и погашение основной суммы госдолга $10,2 млрд. Но источников для этих выплат у правительства уже, по сути, нет. На крайний случай можно использовать международные резервы НБУ. Но тогда в резервах останется не больше $17 млрд - цифра, критическая с точки зрения безопасного уровня покрытия импорта (3 месяца импорта).
Ещё один интересный нюанс - это когда «покращэнци» (да и «папирэдныки» тоже в своё время) говорят о «повышении запасов ЗВР». Существует такая методика, как переоценка ЗВР. Это колебания ЗВР за счёт роста стоимости золота на мировом рынке и котировки ценных бумаг, находящихся в составе ЗВР НБУ. Т.е., когда НБУ рапортовал о «повышении ЗВР на 0,8 млрд. $» это достигалось за счёт переоценки вышеперечисленного.
По динамике ЗВР достаточно сказать, что с 01.01.2011 до 01.11.2012 объёмы ЗВР сократились с 38,4 млрд. $ до 26,8 млрд. $. Менее, чем за два года - снижение на 11,6 млрд. $. При этом кредиты МВФ давать не очень то и желает, еврооблигации можно разместить уже только под сумасшедшие ставки, а внутренние ОВГЗ в грн. украинские банки уже брать не хотят. 6 ноября 2012 г., впервые за много лет, на очередных торгах ОВГЗ не удалось разместить ни одной гривневой ОВГЗ. Интерес украинскими банками будет проявляться только к выпускаемым ОВГЗ в долл. США, но это мало отличается от еврооблигаций. Процент обслуживания также крайне высок.
Кроме этого, население Украины и украинские банки, предчувствуя скорый приход окончательного покращення, стремительно скупают валюту, а банки вывозят её из страны.
Вот так до августа включительно граждане Украины доверяли политике «покращення» и «подолання руїни».
А вот так выражается доверие украинские банков и резидентов страны.
Но не население является главным «виновником» стремительного сокращения ЗВР. Накопления населения Украины в валюте уменьшились с 2009-го года более чем в три раза. Если на 01.01.2009-го года на валютных депозитах украинских коммерческих банков находилось около 70 млрд. $, то сейчас только 21,1 млрд. $.
Основными причинами уменьшение ЗВР НБУ являются:
- выплата и обслуживание гос. долга;
- постоянный отрицательный баланс внешней торговли страны;
- покрытие дефицита бюджета.
Ложь №5 - это враньё о том, что наших ЗВР «хватает и хватит» на беспроблемное погашение государственных долгов и укрепления гривны.
- 6. Борьба с коррупцией.
С коррупцией «боролись» все украинские президенты, парламенты и правительства. Борьбы всегда была тяжёлой и коррупция всегда побеждала. Не стала исключением и власть «покращэнцив», что бы публично она не говорила об этом.
Уровень коррупции в стране определяется размером теневой экономики (или теневого оборота). Т.е. той массой денег, которая не попадает ни под какое налогообложение и не фиксируется в официальной отчётности. Это логично. Для того, чтобы работать «в тени», необходимо платить тем, кто может проверить и проконтролировать реальный оборот денег у юридических и физических лиц. Отсюда и рождается коррупция.
По общепризнанной в мире методике расчёта профессора Шнайдера теневой оборот по отношению к ВВП в Украине самый высокий в Европе - 46,8%
Теневая экономика и коррупция не является изобретением исключительно постсоветских стран. Но именно страны СНГ являются «лидерами». А Украина занимает 1-е место даже среди них. Т.е. объём теневой экономики составил в 2012 г. составит примерно 155 млрд. долл. $. При условии, что официальный ВВП за 2012 год будет не больше (см. выше), и не меньше, чем в 2011-м - 327,94 млрд. долл. $. Уточнение. В методе Шнайдера теневая экономика берётся в соотношении к ВВП ППС (ВВП по покупательной способности).
Теневая экономика отнюдь не изобретение только «покращэнцив». При «папирэдниках» и значительно раньше теневая экономика была. Да и в дальнейшем будет. Вот динамика изменения ВВП и теневого оборота в млрд. $ по предыдущим годам.
Мало того, теневой оборот гораздо устойчивее к кризисным явлениям. До определённой степени, разумеется.
В теневую экономику «засчитываются» и выплаты зарплат в конвертах, и необлагаемый наличный оборот на рынках и т.д. Но, в Украине основой для существования тени являются «распил» бюджета и безвозвратные, фактически, кредиты / дотации олигархам из бюджета.
Кроме этого, та регуляторная политика, которую проводили все правительства и, которую ещё более усугубили «покращэнци», заставляет любой нормальный бизнес изыскивать все возможные пути для ухода от налогов. Иначе работать будет невозможно. И сразу же теневые (не облагаемые налогом) доходы попадают под пристальное внимание чиновников всех ведомств и рангов.
А к чему приводит налоговая политика можно посмотреть на следующем графике. Результат широко разрекламированной властью «покращэнцив» налоговой реформы:
А если добавить сюда коррупционный налог (то, что выплачивают компании на «разрешения от чиновников» работать без особых проблем), то мы получим ещё не менее 12-15%. Что в сумме составит более 69-72% реальной налоговой нагрузки на коммерческую прибыль компаний.
Украинская налоговая система является одной из наиболее сложных и трудоподъёмных для бизнеса во всём мире. Как по количеству налогов, так и по методике их сбора и объёму оплаты.
Совершенно логично, что при такой регуляторной политике и стремлении чиновников усложнить налоговое и разрешительное законодательство «честная» бизнес-деятельность теряет смысл. Так что - или уходи в тень и плати в карманы чиновников, или закрывайся. Безумие что «покращэнцив», что «папирэдныкив» заключается в том, что ради увеличения коррупционных доходов они делают всё возможное, чтобы уничтожить бизнес в стране.
А для населения теневая экономика оборачивается тем, что в каждом товаре и услуге, которые приобретает потребитель, почти треть цены (в среднем по стране) - это коррупционная составляющая. Так все взятки и откаты, возмещения за распилы бюджета и т.д. необходимо «отбивать». И отбивается это в конечной цене товара / услуге. Это кроме непосредственно тех сумм, которые граждане Украины вынуждены платить чиновникам за «решение вопросов».
Ложь №6 - вместо декларируемой борьбы с коррупцией и облегчения налогового пресса на бизнес «покращэнци» реально делают всё возможное для увеличения теневой экономики и личных коррупционных доходов.
УКРАИНА: ХРОНИКА ПРЕДСТОЯЩЕГО ДЕФОЛТА 4