Награды Николая I в отечественном кино (2)

Jul 12, 2016 22:41

Продолжение
(начало здесь)


4. Поэт и царь (1927. Реж. В. Гардин, Евг. Червяков; в роли имп-ра: К. Каренин)
Император Николай I появляется несколько раз, и в этом фильме ему отведена целая - хотя и незавидная - роль коварного лицемера, ухаживающего за женой А.С. Пушкина, наравне с Дантесом. Причем в одном из последних эпизодов раненный Пушкин, силясь прицелиться в Дантеса, на мгновение видит вместо него лицо императора Николая Павловича...

4.1.


В самом начале фильма Николай I появляется в кадре с трудноразличимым крестом на шее и тем самым тройным комбинированным орденским знаком, который, как мы выяснили (см. п. 2.1.), на самом-то деле принадлежал не ему, а его старшему брату - императору Александру I (и вряд ли "передался по наследству").

4.2.




В следующий раз император Николай I появляется уже с двумя звездами (нижняя звезда - всё тот же комбинированный знак Александра I) и с орденской колодкой, где выделяется орден св. Георгия 4-й степени. Как мы помним ( п. 2.4.) при жизни А.С. Пушкина (1799-1837) у императора Николая этого ордена не было, поскольку он был получен последним только в 1838-м году...

Есть в этом фильме и вариант "с лентой", но на этих кадрах трудно разобрать что-либо, кроме самой ленты и двух звезд:


4.3.


А вот здесь уже наступает качественно новый момент в костюме: орден св. Георгия как-то незаметно "перебирается" на шею, меняя степень с 4-й на 3-ю... А в какой-то момент шейный орден начинает напоминать своими размерами уже 2-ю степень:


(это как раз тот момент, когда раненному Пушкину вместо Дантеса мерещится лицо "главного обидчика" - самого царя).

4.4. И далее - до самого конца фильма мы видим на мундире императора Николая I одинокий "шейный" крест св. Георгия больших размеров:




Вот какая "мутация" произошла на наших глазах:



от чужого ордена - к несуществующему...

Тут возможны два варианта объяснения: 1) создатели фильма в процессе съемки узнали что-то такое про награды давно скончавшегося императора Николая I, что кроме них так и осталось никому не ведомым; 2) создатели фильма в процессе съемки решили пойти по пути "наименьшего сопротивления" и ограничиться в качестве художественного вымысла "условным" образом ордена, отказавшись при этом от более выигрышно смотрящихся звезд.

Второй вариант кажется более правдоподобным, тем более, что в находчивости по части художественной условности постановщикам отказать никак нельзя, о чем свидетельствует хотя бы вот этот замечательно срежиссированный эпизод:



Справа - барон Геккерн, в центре - усыновленный им Дантес, а между ними - статуя обнаженного "со спины"... О противоестественной связи Геккерна и Дантеса и в те годы ходили слухи, а незадолго до выхода фильма "Поэт и царь" (1927) как раз были опубликованы (1925) "Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П.И. Бартеневым в 1851-1860 гг.", где среди прочих находились записанные П.И. Бартеневым воспоминания П.В. Нащокина, в которых об этом говорилось открыто...

Кстати сказать, это - как раз те самые воспоминания, записанные в октябре-ноябре 1851-го года, где П.И. Бартенев передает со слов П.В. Нащокина об ухаживаниях царя за супругой А.С. Пушкина: "Сам Пушкин говорил Нащокину, что ***, как офицеришка, ухаживает за его женою; нарочно по утрам по нескольку раз проезжает мимо ее окон, а ввечеру на балах спрашивает, отчего у нее всегда шторы опущены. - Сам Пушкин сообщал Нащокину свою совершенную уверенность в чистом поведении Натальи Николаевны" (до настоящего времени этот текст публикуется или со знаком редакторской вставки (<царь>), или с тремя звездочками " *** " и только в примечаниях говорится, что имеется в виду Николай I. См., напр.: А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1985. С. 233; Бартенев П.И.  О Пушкине. М., 1992. С. 361).

5. "Мертвый дом". (1932. Реж. В.Ф. Федоров, в роли имп-ра: Н.В. Витовтов)

Император Николай I появляется с одной звездой:


6. "Лермонтов" (1943. Реж. А.А. Гендельштейн, в роли имп-ра: А.В. Савостьянов)
6.1. Император Николай I сначала появляется в белом мундире с лентой, орденской колодкой и одной звездой, которая, при внимательном рассмотрении в нужном ракурсе, оказывается звездой ордена св. Владимира:





Креста ордена св. Георгия на колодке нет.

6.2. Зато в следующий раз - уже две звезды, орден на шее (трудно понять - какой именно) и крест св. Георгия 4-й степени на колодке (однако, в ряду наград крест св. Георгия должен быть не последним, как в кадре, а первым - ближе к середине груди):


7. "Тарас Шевченко" (1951. Реж. И.А. Савченко, в роли имп-ра: М.М. Названов)
Император Николай I появляется в разных мундирах и с разными наградами, один раз - с лентой и двумя звездами:


другой раз - в темном мундире без звезд, но как-то странно: сначала вроде бы совсем без наград



затем - в той же сцене - с неизвестно откуда взявшимся чем-то похожим на сползший ближе к животу и повернутый к зрителю крест св. Георгия 4-й степени (это не обман зрения из-за "наложения" разных планов, поскольку в кадре этот предмет двигается вместе с фигурой императора):


8. "Композитор Глинка" (1952. Реж. Гр.В. Александров, в роли имп-ра: снова М.М. Названов)
8.1.Император Николай I появляется с лентой ордена св. Андрея Первозванного, двумя звездами и орденской колодкой, где орден св. Георгия правильно расположен - ближе к середине груди:



Вроде бы - все правильно, но, поскольку в сцене идет речь о возможности постановки оперы "Жизнь за царя" (премьера которой состоялась в ноябре 1836-го года) и, к тому же, император спрашивает: "Пушкин к этому отношения не имеет?" (чуть ранее и сам Пушкин появлялся в кадре), мы понимаем, что описываемые события разворачиваются до конца января 1837-го года, тогда как орден св. Георгия 4-й степени появляется у Николая I только в конце 1838-го года ( п. 2.4).

8.2. На премьере оперы "Жизнь за царя" (ноябрь 1836-го года) император появляется с лентой и с колодкой, в которой на "правильном" месте присутствует орден св. Георгия 4-й степени:


Далее - то же самое:


9. "Сон" (1964. Реж. В.Т. Денисенко, в роли имп-ра Вл.И. Стржельчик)
Император Николай I появляется в кадре несколько раз ближе к концу фильма с андреевской лентой и орденом св. Георгия на положенном месте (хотя остальные награды больше похожи на бутафорию в двух разных эпизодах 9.1 и 9.3, похоже, снимавшихся один за другим, в одних костюмах):
9.1.


9.2. Орден св. Георгия не на колодке, а на ленте, похожей на ту, что мы видели на портрете имп. Александра I в п. 2.2:


9.3.


10. В общем и целом, приведенные фильмы (за исключением фильма "Поэт и царь", который был восстановлен в 1968-м году и снова появился на экранах) стараются - не без промахов - держаться в рамках, устанавливаемых фалеристикой (напомню, что больше всего нас интересует именно орден св. Георгия 4-й степени), хотя и с некоторыми погрешностями в области хронологической достоверности.

Окончание следует...

фалеристика, история, ad usum scholarum, кино, клуб книгопутешествий

Previous post Next post
Up