Не так давно обнаружил в сети интереснейшее (хотя и давнее - 2010-го года) сообщение, посвященное
образу императора Николая I в кинематографе. Примечательно оно тем, что включает кадры из отечественных фильмов, сюжет которых так или иначе связан с образом Николая I.
По этим кадрам можно не только освежить в памяти лица известных актеров, сыгравших самодержца, но и проследить за некоторыми деталями костюма для такой роли, а именно - за наградами (изучением каковых занимается специальная дисциплина -
фалеристика). И, знаете ли, занятная получается история с этими самыми "киношными" орденами императора...
1. Для начала приведем фрагменты репродукций нескольких известных
портретов Николая I (художники: К. Афанасьев, В. Тимм, Ф. Крюгер, Н. Шильдер, В. Голике, Е. Ботман и др.), поскольку вполне очевидно, что как раз на такого рода свидетельства лучше всего опираться при сценическом - в кино или в театре -
оформлении внешности (к каковому безусловно относят и костюмы) того или иного персонажа.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13
2. Как хорошо видно, практически на всех портретах (за исключением 1.4.) видны две звезды. Причем, если верхняя - это звезда
ордена св. Андрея Первозванного, то вторая скомбинирована из двух орденских знаков: русского -
св. Владимира и британского -
ордена Подвязки (на восьмиугольную звезду ордена св. Владимира наложен синий "ремешок" ордена Подвязки - наиболее четко это видно на 1.9 и 1.13.).
2.1. Необычного в этом ничего нет, поскольку такая практика в те времена уже была известна. Так, например, старший брат Николая I - император Александр I не раз использовал такие "комбинированные" орденские знаки. Вот комбинация звезды прусского
ордена Черного орла и британского ордена Подвязки, принадлежавшая Александру I:
А вот - принадлежавший Александру I знак, скомбинированный сразу из трёх наград - звезды ордена св. Андрея Первозванного, ордена Подвязки и
шведского ордена Меча:
Именно он хорошо виден на известных
портретах императора Александра Павловича
2.2. Теперь перейдем к другим наградам императора Николая I. В первую очередь нас интересует крест
ордена св. Георгия. Если внимательно присмотреться к приведенным выше портретам Николая Павловича, то можно заметить, что этот крест - аналогичный изображенному на портрете имп. Александра I по центру груди - имеется не на всех изображениях. Так, например, на илл. 1.1. и 1.2. его нет, а появляется он только на 1.3. и с тех пор - не пропадает (он не виден на 1.12).
Обратим внимание на особенности расположения знаков ордена св. Георгия на мундире:
орден 4-й степени (или, 4-го класса) расположен на груди (слева или, в ряде случаев - по центру, как на некоторых приведенных выше императорских портретах), орден 3-й степени - на шее, орден 2-й степени - на шее, орден 1-й степени - у бедра, на ленте. При этом, кресты 4-й и 3-й степеней значительно меньших размеров, чем кресты 2-й и 1-й степеней, а звезда ордена (четырехугольной формы) размещается на левой стороне груди у кавалеров первой и второй степеней (
аналогичное правило касалось и кавалеров ордена св. Владимира).
В соответствии с этими правилами можно сравнительно легко понять: какая степень этого ордена изображена на конкретном портрете. Например, в случае с портретом императора Александра III (худ.
Н.Г. Шильдер):
виден большой крест на шее и
четырехугольная звезда ордена (посередине между звездами орденов
св. Владимира и
св. Андрея Первозванного), следовательно, на данном портрете изображена 2-я степень. А на
портрете императора
Александра I (миниатюра
Ж.А. Беннера)
крест на груди (хотя и - по условиям миниатюрности - очень близко к шее), следовательно - 4-я степень (тут же - у эполета - тот самый "тройной" орденский знак; собственно,
орденская колодка императора Александра I ныне экспонируется в
Военно-историческом Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи; репродукцию фотографии можно найти в издании:
Дуров В.А.
Русские награды XVIII - начала XX вв. М., 1997. С. 90). Обратим внимание на то, что речь идет о конкретных портретах, относящихся ко вполне определенным годам. Поэтому - более важно отыскать какое-либо стороннее свидетельство о действительном присвоении конкретному лицу той или иной степени ордена св. Георгия.
2.3. Так, к примеру,
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (15-й полутом, СПб., 1892.
С. 430) подтверждает, что императоры Александр I и Николай I имели только 4-ю степень этого ордена. Поэтому портреты 1.3-1.13 могут быть смело отнесены к периоду после 1838-го года.
А что же за крест (на похожей ленте), спросит очень внимательный читатель, изображен на портретах 1.1. и 1.2? В качестве ответа сошлемся на экспозицию того же самого музея и приведем разъяснение из специального справочного издания "
Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров" (М., 2010), подготовленного д.ист.н. Л.М. Гавриловой (с. 30):
Хорошо видно, что интересующий нас знак, изображенный на илл. 1.1 и .12, это -
крест Военного ордена Вильгельма (Нидерланды):
2.4. Итак, нам удалось выяснить (по общедоступным портретам и не менее доступному Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона), что среди
наград императора Николая I имеется крест ордена св. Георгия 4-й степени, полученный им в конце 1838-го года, и на всех портретах (разумеется, там - где присутствует его изображение) он расположен строго по правилам - на груди.
3. Теперь обратимся к нескольким фильмам (выборочно).
3.1.
Жизнь и смерть А.С.Пушкина (1910). Император Николай I появляется в одном эпизоде и без каких-либо наград:
3.2.
Отец Сергий (1918 г., реж.
Я.А. Протазанов, в роли имп. -
В. Гайдаров). Император Николай I появляется в нескольких эпизодах, но уже - с наградами:
3.2.1.
Очень хорошо видна лента через правое плечо (это - лента
ордена св. Андрея Первозванного). На шее виден крест, весьма похожий на знак
ордена св. Александра Невского:
(двуглавые орлы между лучами креста как раз могли "бликовать" в кадре)
3.2.2.
В другом эпизоде шейный крест не виден, зато отчетливо показана звезда (скорее всего - опять-таки -
ордена св. Андрея Первозванного, как самого старшего из российских орденов) и - рядом с нею - крест (чуть поверх андреевской ленты) со "светлыми" лучами. Из всего набора императорских и царских
орденских крестов такие форма и цвет подходят только к знаку
ордена св. Георгия:
Поскольку Л.Н. Толстой в самом начале
повести "
Отец Сергий" указывает условную временную привязку ("В Петербурге в сороковых годах случилось удивившее всех событие: красавец, князь, командир лейб-эскадрона кирасирского полка, которому все предсказывали и флигель-адъютантство и блестящую карьеру при императоре Николае I, за месяц до свадьбы с красавицей фрейлиной, пользовавшейся особой милостью императрицы, подал в отставку, разорвал свою связь с невестой, отдал небольшое имение свое сестре и уехал в монастырь, с намерением поступить в него монахом"; подчеркнуто мною), можно предположить, что создатели фильма (к каковым здесь и далее я отношу и тех, кто отвечает за костюмы персонажей) в принципе не погрешили против исторической действительности добавлением к костюму императора хорошо выделяющегося на фоне мундира белого креста, хотя, конечно, могли и сомневаться в правомерности этого шага (портреты к 1918-му году были еще в памяти, да и заглянуть в вышедший более двадцати лет назад том Энциклопедического словаря было не так уж и сложно).
Продолжение следует...