Продолжая тему вариаций графики древнегреческой альфы в памятниках эпиграфики...
19. В прошлый раз мы упоминали о примечательной детали графики интересующей нас древнегреческой буквы - дугообразной соединительной линии: это и не прямая (горизонтальная или наклонная), и не "уголок" (v- или Y-образный язычок), а именно дуга. Иллюстрации этого явления можно расширить за счет вышедшего полвека назад "
Корпуса Боспорских надписей" и недавно изданного фотоальбома к нему.
19.1.
Самая первая из описанных в Корпусе надписей (надпись, датируемая эпохой правления
Перисада I, сохранилась лишь частично) имеет в своем составе всего одну букву, графика которой - по сравнению с
остальными - может быть признана именно отклоняющейся (дугообразная соединительная линия):
В остальных случаях, как это хорошо видно на снимке целого памятника, перед нами - вполне четкая горизонтальная соединительная линия...
19.2. Несомненный интерес, на наш взгляд, представляет надпись
№ 39 (I в. н.э.) - при
доминировании графики с v-образным язычком имеются как явное отклонение (4-я строка, слева), так и спорные случаи (вторая строка и 4-я, справа):
Отметим, что отклоняющийся - дугообразный - вариант встречается в союзе καὶ, но в точно таком же союзе чуть выше (3-я строка) - вполне четко читаемая графика "с уголком" (к тому же - если следовать предложенной в Корпусе реконструкции текста, последние буквы во 2-й и 3-й строках также должны быть "А" в составе всё того же καὶ, но в конце второй строки мы видим опять-таки "уголковый" вариант, тогда как "А" в конце третьей строки повреждена). Указанные обстоятельства не позволяют с уверенностью утверждать, что варьирующаяся графика закономерно свойственна только для καὶ (и должна встречаться во всех случаях его употребления)... Однако, вместе с этим необходимо отметить, что дугообразная линия при доминировании "уголкового" варианта (с v-образным язычком) может на самом деле быть всего-навсего искаженным (по каким-либо причинам, в том числе и из-за особенностей поверхности) "уголком".
19.3. Почти аналогичным образом обстоит дело с
надписью № 52 (датируется III веком н.э.) - при доминировании "уголковой" соединительной линии (подчеркнуто всего в одном случае - красным) - два "спорных" случая, тяготеющих к "дугообразной" линии (конец 4-й строки сверху и начало 1-й строки снизу, подчеркнуто зеленым):
Отметим, что и в данном случае дугообразность соединительной линии не может быть признана бесспорной.
19.4. Более ярко выражена дугообразность (единственная!) в
надписи № 55 (
датируется III веком н.э.):
Здесь - при общем доминировании очень чётко выраженного v-образного язычка - ближе к концу второй строки встречаем, как представляется, уже не столько v-образность, пусть и искаженную, сколько именно дугообразность. Интересно, что отклоняющаяся графика оказалась в почти что дублирующем предыдущее слово окружении букв: ἐκ βασιλέων βασιλέ[α].
19.5.
Надпись № 81 (первая половина II века н.э.) снова дает нам спорные случаи - то есть такие, в которых для однозначного достоверного утверждения о вариативности графики (при доминировании "уголка") нет достаточных оснований:
19.6. В следующей
надписи № 88 (того же периода, что и надпись № 81) спорность дугообразности по сравнению с доминирующей v-образностью присутствует в одном случае (καὶ в третьей строке снизу), но во втором случае (вторая строка снизу) - вариативность вполне очевидна:
Схожим характером в отношении спорности и очевидности обладает и
надпись № 1021 (самое начало II века н.э.):
Надпись № 1005 можно было бы отнести к спорным случаям, поскольку практически все четко читаемые "А" - за исключением одной (подчеркнуто красным) - имеют ярко выраженный "уголок":
Однако, при тщательном осмотре, удалось убедиться в том, что и выделенный элемент имеет такой же v-образный язычок, только - весьма слабо выраженный:
Аналогичной можно считать ситуацию с надписью
№ 1091:
При увеличении фрагмента виден "уголок" выделенной буквы и дефекты поверхности, мешающие однозначности восприятия ее графики....
Но в случае с надписью
№ 942 (перв. пол. III в. н.э.),
все же - как представляется - выделенный элемент имеет более яркие черты вариативности по сравнению с остальными случаями употребления "А":
19.7. Зато настоящий сюрприз преподносит
надпись № 282 в виде ярко выраженного смешанного характера графики:
В данном случае хорошо видно, что в этой надгробной надписи (датируется II-I веками до н.э.), обращенной к
двум погребенным лицам, варианты графики разделились поровну: три случая с v-образным язычком (подчеркнуто красным) и три случая дугообразного начертания (подчеркнуто зеленым), причем в последнем слове последней строки "дуга" уже "приближается" к горизонтальной линии. Однако, подвести данный случай под четко прослеживающуюся закономерность (например для вариативности при -αὶ-) мешает самое первое слово первой сверху строки, где графика "А" - такая же, как и при -αὶ-, но отличается от практически аналогичного окружения в первом слове третьей строки...
Отметим, что и в сохранившемся фрагменте
надписи № 1129, датируемым втор. пол. II века н.э., то есть, отстоящим от вышеприведенного примера на, как минимум, два столетия, тоже можно встретить ярко выраженное смешение графики:
Но здесь, при сравнении с другой уцелевшей частью надписи (
по эстампажу), хорошо видно, что доминирующим вариантом является графика с горизонтальной соединительной линией (подчеркнуто желтым) и, следовательно, в данном случае καὶ имеет как раз не отклоняющуюся, а типичную графику. И закономерность графической вариации опять ускользает...
19.8. Не меньшей четкостью воспроизведения особенностей графики отличается и
надпись №1115 (самое начало II века н.э.)
Причем, что интересно, здесь, почти что как и в отмеченном выше случае 19.4. (надпись № 55), вариация буквы проявляется при "повторе" слова: Βασιλεύοντος βασιλέως:
19.9. Подводя очередной предварительный итог, приходится констатировать, что общую закономерность отклонения графики буквы "А" пока что не удается отыскать. Интересным следует считать случаи "вариации при повторе" - 19.4. и 19.8. (№№ 55, 1115), к которым - с некоторыми оговорками - "просится" случай 19.7 (№ 282).
Приятных книгопутешествий!
Спасибо за внимание!
Продолжение следует...