История кутюрье и как туда встраивали Россию. Часть 1

Mar 13, 2018 07:00



Современный House of Worth

Продолжение  А есть ли в России асы моды и иконы стиля?

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что Высокая Мода - явление уникальное, держится она на очень узком круге людей - художниках по костюму, дизайнерах, называемых кутюрье, и этот клуб "избранных" состоит всего из двух десятков человек, плюс минус от года в год. Чтобы иметь право называться кутюрье, необходимо поддерживать статус, а там очень высокие требования, на то она и Высокая Мода, и, видимо, эти требования удается выполнять не многим.


История кутюрье началась в середине XIX века, когда французский совладелец швейного ателье английского происхождения Чарльз Уорт разработал новую концепцию бизнеса. Сейчас эта концепция широко известна и употребляется в маркетинге, а тогда, видимо, была в достаточно демократической Франции чем-то совершенно новым (в достаточно снобской Великобритании не была, но Великобритания не славилась в Европе модной одеждой)



Чарльз Фредерик Уорт

Полторы сотни лет назад, во времена этого самого Чарльза Уорта, эти самые будущие кутюрье были обычными портными - ремесленниками.  Зарабатывали мизерные деньги и, чтобы с голоду семья не умерла, жили в ремесленных, дешевых кварталах, как сыр в масле не катались, а уже тем более совсем ничего у них не было в шоколаде.

При этом Франция уже много лет считалась законодательницей мод, и все самые инновационные идеи, как надо одеваться, распространялись по Европе именно из Франции. В том числе и английские красавицы высшего света копировали французскую моду. Ну был в то время такой стереотип, что вот самое лучшее во Франции и все тут. А от стереотипов люди избавляются очень долго и неохотно, а иногда и вообще никогда, потому что стереотипы даны людям природой, или Богом, чтобы помогать выживать.

Чарльз Уорт, однако, был англичанином, а там были очень распространены всякие элитные учреждения для аристократии под названием клубы, куда обычно можно было попасть только по рекомендациям больших людей, иногда через голосование членов клуба, которые должны были согласится на принятие новичка в свои ряды. И из-за того, что попасть туда было так тяжело, люди без голубой крови, но при деньгах, готовы были заплатить любые суммы для того, чтобы вступить в эти ряды избранных. А поскольку англоязычный мир был очень большой и охватывал не только Великобританию, но и Канаду, США, Австралию, Новую Зеландию и все колонии, а оттуда лезла куча нуворишей при деньгах и с амбициями, битвы за членство хоть в самом захудалом клубе для джентльменов были просто эпические.

В послереволюционной пост наполеоновской Франции такого не было.

Уорт решил применить некоторые английские принципы в своем французском бизнесе, и в 1858 году был открыт House of Worth -первый французский дом высокой моды, который вскоре попал под патронаж французской императрицы Евгении, и там начали одеваться как некоторые представительницы аристократических семей, так и дамы полусвета (дорогие куртизанки в смысле).

Французские портные просекли фишку суперэлитности и невероятной эксклюзивности как можно менее доступных услуг, поняли, что там можно заработать намного больше при гораздо меньших усилиях, и пошли работать в тот же сегмент рынка.

Так был создан клуб элитных портных-ательеров-кутюрье.

Поскольку я не знаток истории моды, тут я опущу примерно век существования этих самых кутюрье, скажу только, что были давние времена, когда число элитных ательеров доходило до двух тысяч, a в какой-то момент на этот рынок влезла Италия со своими собственными портными-дизайнерами-художниками по костюмам. Ну соседи, всё рядом...

Однако, промышленная революция дала о себе знать, швейная мануфактура развивалась семимильными шагами, народ, выбирая между качественной одеждой в ателье и качественной одеждой в магазине, часто выбирал магазин, потому что массовый пошив всегда дешевле, а суперэксклюзивность иметь одно-единственное уникальное в своем роде платье, которого нет больше ни у кого, за очень большие деньги, интересовала все меньшее количество женщин. У мужчин же вообще с уникальностью костюмов проблем больше, их деловые костюмы достаточно однотипны.

И количество кутюрье и вообще ательеров стало уменьшаться. Они стали нести убытки, разоряться, закрываться, объединяться, сливаться, заниматься параллельным бизнесом помимо пошива одежды, в общем, придумывать всякие многоходовки и идти на все тяжкие.

Сейчас для производства одного эксклюзивного платья вручную требуется около 350 рабочих часов, то есть себестоимость до 800 тысяч евро, затем всякие расходы на рекламу, 3 миллиона в среднем на дефиле, общие расходы получаются где-то 30 миллионов в год без каких-либо гарантий крутых доходов от продаж.



Джанни и Донателла Версаче (сестра Джанни) в 1996 году.

И тут я перескочу сразу к кутюрье по имени Джанни Версаче. Он был одним из выживших, процветавших и необыкновенно успешных кутюрье. Когда в 1997 году Версаче убили, годовой оборот его фирмы составлял около миллиарда долларов, а президент США получал официальную зарплату в год меньше 400 тысяч долларов. Как же ему это удалось?

Предлагаю вниманию фильм под названием “Живая история. Джанни Версаче. Дизайнер для мафии” про убийство дизайнера.

image Click to view



Для тех, кому влом смотреть, перескажу то, что там с моей точки зрения важно.

Джанни Версаче родился сразу после войны (в 1946 году) в Калабрии (самая южная провинция Италии, граничащая с Сицилией), где его мать владела маленьким магазинчиком одежды. Времена были очень тяжелые, голодные, клиентура была, как все понимают, такая, какая бывает именно в такие времена, - в основном местные проститутки. Ну а платили им естественно знаменитые на весь мир мафиози из тех краев.

Стиль Версаче - итальянский нео-барокко, который также превратил высокую моду в порнографическое шоу (по мнению Армани). Источником вдохновения для Версаче по его собственным словам служили воспоминания детства о проститутках родной Калабрии.

Версаче впервые представил одежду под собственным именем в 1978 году в Милане, в 80-е годы Италия совершила прорыв на мировой рынок моды и начала сильно подвигать Францию.

Версаче со своим агрессивно-сексуально-проституточным стилем одежды (секс всегда очень хорошо продается) стал очень популярен, открыл необыкновенно большое количество магазинов по всему миру, при этом сами продажи были не такими уж и большими.

Кроме одежды под своим раскрученным именем Версаче продавал всякие часы, посуду и т.д.



Эмблема Дома Версаче - голова Медузы Горгоны.

У него были связи с мафией, и многие говорили, что сицилийская и калабрийская мафия отмывают через его магазины свои деньги, сделанные на продаже наркотиков.  Я не знаю, все ли мои читатели смотрели известный итальянский сериал "Спрут". Те, кто смотрел, я думаю, не будут иметь никаких вопросов по поводу того, почему все знали, и никто ничего не делал. Мафия в то время правила Италией, ей там подчинялись все и вся.

В 1994 году англичане обвинили Версаче в связах с мафией, но доказать конечно же ничего не смогли (смотри "Спрут") и по суду выплатили Версаче компенсацию 100 тысяч за моральный урон.

Кстати, когда СССР распался и к власти в стране во многих местах пришли откровенные братки в малиновых пиджаках, между российской и сицилийской мафией установить контакты было очень легко.

Кстати, отсюда
в 1992 году в Париже, на Неделе высокой моды, "Версаче" выкатывает совершенно нелепую коллекцию костюмов, где ярко-красные пиджаки сочетались (вернее, кричаще не сочетались) с серыми брюками. Часть образцов была немедленно раскуплена гостями из далекой восточной страны, и скоро российский рынок был завален как оригинальными красно-малиновыми прикидами, так и польскими и турецкими подделками.
Возможно, культ малиновых пиджаков поддержало еще и то обстоятельство, что само слово «малина» (1. Дом, квартира, жилище. 2. Притон, место сбора какой-л. компании. 3. Что-л. хорошее, вольготное, удобное. 4. Место, где много женщин) особенно грело воровскую душу.
Магазины Версаче, как известно, въехали в Россию на первой волне.

Как мне рассказали, "в 94 в Питере доза кокса в общении конспирологически называлась Версаче. Типа в телефонном разговоре " Будешь ехать ко мне прикупи моего размера пиджак Версаче". У меня смешной вышел казус, по наивности думал, что речь идет о последней его коллекции. Не исключаю, что и продавать могли в его бутиках." goldembroidery

Кстати, Версаче необыкновенно приподнялся финансово на развале СССР, так как его магазины окучивали совершенно девственную с точки зрения элитной одежды поляну бывшего социалистического пространства, а в клиентах часто ходили люди с большими деньгами и криминальным авторитетом, такие же, как и итальянские/сицилийские подельники.

Когда Версаче стал чуть ли не номером один в мире моды, эта же итальянская мафия начала подделывать его изделия на подпольных заводах в Италии и продавать контрафакт, с самим Версаче уже не делясь. При этом мафия была именно родная - заводики в Сицилии, Калабрии, Неаполе, то есть все знакомые, а не кто-то там на стороне, а оборот контрафакта в 2 раза превышал оборот продаж самого Версаче.

Так что те, кто думает, что контрафактные малиновые пиджаки Версаче изготовлялись в Польше и Турции, скорей всего не прав. Сицилия и  Калабрия подделками занимались.

Модельер обиделся и натравил на мафию итальянскую финансовую полицию "Желтое пламя", которая получала из личного кармана Версаче огромные бонусы за все прикрытые ими точки пошива контрафакта.

В результате на виллу Версаче в Майями были доставлены 2 черные метки в виде пристреленной птицы и дохлой собаки. А потом и самого Версаче застрелили.

Ну я думаю, что мне не нужно углубляться в дебри того, как кутюр слился с мафией и на ресурсах этой мафии стал завоевывать рынки, например, российский. И не знаю, нужно ли мне делать тонкие намеки на толстые обстоятельства, через какую именно субкультуру каких именно потребителей во всех странах мира идет обычно сбыт наркоты. Неужто Россия исключение?

Все, что из фильма и чтения заметок онлайн можно было понять, я пересказала. А полицейских протоколов у меня нет.
Но все всё поняли, правда ведь?

На этом первую часть  заканчиваю, продолжение - История кутюрье и как туда встраивали Россию. Часть 2

В материале использованы записки и заметки goldembroidery

Закат Европы, Италия, брендирование, Россия, понты, бренд, мода

Previous post Next post
Up