Приём княгини Ольги ( ум. 969) Константином Багрянородным, фрагмент миниатюры Радзивилловской летописи
Археологические находки даже плохо сохранившейся древнерусской одежды необыкновенно редки, всё-таки влажный и холодный климат не способствует сохранению тканей. Поэтому мы довольно мало знаем о том, что носили наши предки, ориентируемся на некие сохранившиеся в значительно более поздних летописях рисунки (типа Радзивилловской летописи XV века), иконы и фрески в церквях, которые писались по определенным канонам, то есть показывали только канонические виды одежды, а не повседневные.
На сохранившихся древних фресках иногда вообще трудно разобрать, что там за одежда
Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. Начало XI века Видно, что платья богатые, шелковые и с красивым узором
Слева: Фреска киевского Софийского собора. XI век
Справа: Великий Князь Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073
В летописях видно лучше, при этом на примере летописей можно понять, что такое церковные каноны в изображениях (поза, цвета, одеяние)
Вот несколько фрагментов изображений из Радзивилловской летописи XV века, где княгиня Ольга, жившая в Х векe, в совершенно разных ситуациях и в разное время изображена абсолютно одинаково, один и тот же наряд одного и того же цвета, причем как при посещении Константинополя (верхняя картинка), так и во время разъездов по лесу для наказания древлян. То есть подобное каноническое изображение одежды явно имеет мало общего с тем, что носили на самом деле, что было доступно и считалось модным и элитным, по чину настоящей правительнице-княгине
Четыре изображения из Радзивилловской летописи XV века, наверху пятое оттуда же
Для сравнения приведу более раннее изображение из германского Евангелия Оттона, императора Священной Римской империи. Это как-раз X век
Изображение ранних славян как олицетворение Склавинии из Евангелия Оттона I, 990 г. н.э.
Eсли не смотреть на головные уборы, то, в принципе, одежда представляет из себя хорошо знакомые нам свободные платья в виде туникообразных рубашек, обшитыx узорными лентами, с накидками. Платья у босоногих женщин почему-то даже красивее и богаче чем у княгини Ольги в летописи, которая одета вообще во что-то ну совсем не выглядящее богатым и элитным. А платье у княгини Ольги как минимум при посещении Константинополя должно было быть шелковым, по статусу такое было положено
И вот из-за этой вот Радзивилловской летописи XV века, на которую все всегда ссылаются, потому что вроде как больше особо ссылаться и не на что, мы находимся под некой мисконцепцией или ошибочным пониманием, что в Древней Руси веками носили одежду одного и того же покроя, моды никакой не было и мало что вообще менялось, а если менялось, то раз в 500 лет.
Тем не менее реальность иногда преподносит нам сюрпризы
Я уже писала
про шелковое платье с драконом X века из Гнездово, сшитое в Китае и привезенное в Гнездово в X веке либо из торгового, либо из военного похода. Что, собственно, означает, что была мода на любые импортные шелковые одежды и никто не смотрел косо ни на китайский, ни на персидский покрой, ни на халат вместо платья. Носили такое, гордились и были модниками
Напомню, что Гнездово (рядом с современным Смоленском) в те времена было важнейшим торговым поселением, где пересекалось несколько важных торговых путей между варягами, греками, персами и Поморьем
В этом же самом погребении знатной женщины, где нашли китайское шелковое платье с драконом, было найдено еще одно - льняное, тоже по нашим представлениям довольно необычное.
План захоронения Ц-301 в Гнездово 1) свечи, 2) ожерелье с крестом, 3) ведро и горшок, 4) свёрток текстиля 5) берестяной туес
Почему необычное?
Потому что мы привыкли судить по несколько более поздним археологическим находкам, этнографическим сведениям и изображенийям, что крой славянского наряда выглядел как туникообразная рубашка. Что-то типа перекинутого через плечи длинного куска ткани с вырезанной горловиной, к которому были добавлены рукава с ластовицами , а подол расширялся с помощью клиньев.
Платья реконструктора, как должны были выглядеть женщины Х века из Гнездово
По крайней мере нынешние реконструкторы и дизайнеры древнерусских женщин представляют примерно в таких нарядах
Платье, найденное в Гнездово, по сравнению с "канонами" выглядит необычно. Оно отрезное по линии или чуть ниже линии талии, cо светлым верхом и синим низом - со складчатой юбкой и пышными складками вокруг ворота. Горловина платья собрана складками и подшита к бейке из тонкой синей ткани.
Cегодня такой крой ассоциируется с русским народным костюмом XIX века, но для Древней Руси двухцветное платье с поликами (плечевые вставки, которые расширяют костюм в районе шеи и груди) - практически сенсация
Вариант реконструкции выкройки платья из кургана Ц-301 Гнёздово: 1 - полотно юбки (4 детали); 2а, 2б - детали верхней передней части стана (2а - деталь имеет планку (А) и "заплатку"); 3 - одна или две детали спинки; 4 - полики (две детали); 5 - два рукава. О - направление нитей основы.
Можно предположить, что это не оригинальный, а перешитый / отремонтированный наряд, что сначала он был пошит из красивой дорогой синей материи, но со временем пришлось заменить изношенную верхнюю часть рубашки.
Синяя юбка и рукава (предположительно они были синие) выглядели по-прежнему красиво и "богато", и их не стыдно было показать людям, а вот верх смотрелся немного грубовато, он был из неокрашенной ткани. Тем не менее, если мы посмотрим на изображения княгини Ольги и германского Евангелия, то увидим, что это было не так уж и важно, так как верхняя часть тела поверх платья покрывалась еще некой накидкой, под которой верх мог быть вообще не виден
Больше всего удивляют складки у ворота - очень уже необычно по нашим представлениям. Тем не менее именно в Х веке такой тип верха скорей всего был очень модным и широко распространенным в одежде. Этому же периоду Х века принадлежат остатки псковской рубашки из Старовознесенского IV раскопа - тоже синей, но, к сожалению, плохо сохранившейся. И тоже найденной в очень похожем берестяном коробе. У псковской рубашки (того, что от нее осталось) тоже зафиксированы "модные" складки у ворота
Реконструкция Исторического музея (рукава могли быть синими) для фандрейзингового мероприятия по сбору средств на реставрационные работы
Что касается отрезной юбки со складками, то она напоминает находки, относящиеся уже к XIII веку. Женские платья XIII векa с отрезной юбкой и состоящие из двух типов ткани были обнаружены в Торопце и Изяславле.
Но такой вид покроя был периодически в разные времена моден по всему континенту. М. В. Горелик (искусствовед и реконструктор) указывает, что "одеяние с отрезным сборчатым подолом спорадически появляется в среде пастушеских народов Евразии, с начала нашей эры стабильно бытует в Центральной Азии, откуда к середине I тыс. гуннами и огузами, исчезнув на родине, переносится в Европу, где получает широчайшее распространение в качестве престижной одежды верхов общества"
Платье реконструктора по мотивам платья из Гнездова. Оно на совсем точно повторяет крой, предложенный историками-реставраторами. К тому же оно еще и слишком короткое.
На территории Руси платье из Гнездово - самая ранняя вещь с подобным интересным кроем.
Технически он несложен - сплошные прямые линии и столь же прямые углы - но вот общий вид изделия совершенно не похож на ту одежду, которую исследователи представляли раньше и в которой принято изображать древних русичей того времени.
До того, как в Гнездово было найдено это льняное платье, самые древние наряды с поликами (плечевыми вставками) датировались на Руси XVI -XVII веками - это найденные в захоронениях платья княжны Евдокии Старицкой (ум. в 1569 г.), царицы Марии Владимировны Долгорукой, первой жены Михаила Фёдоровича Романова (ум. в 1625 г.), и царевны Анны Алексеевны Романовой (ум. в 1659 г.). Временной диапазон охватывает 100 лет.
Все три платья имеют одинаковую конструкцию: туникообразные с прямым станом (одно полотно), очень длинными рукавами (длина рукава в среднем в два раза больше длины изделия), с ластовицами и прямоугольными поликами, ворот собран мелкими складками и подшит бейкой.
Платье царицы Марии Долгорукой. I - реконструкция общего вида платья;
II - схема кроя платья (1 - стан; 2 - рукава; 3 - клинья рукавов; 4 - планка отделки вертикального разреза; 5 - полики; 6 - ластовицы);
III - реконструкция этапов оформления горловины платья Марии Долгорукой (1 - полотно стана складывалось пополам по линии плеч; 2 - в центре делался Т-образный разрез: по линии плеч - 40 см, вертикальный - 43 см; 3а, б - подшивалась внутренняя планка; 4 - на концах плечевого разреза делалось ещё два разреза по 20 см; 5 - вшивались полики; 6 - край выреза горловины сильно стягивался; 7 - вырез подшивался бейкой).
Вот такая вот интереснейшая находка Х века из Гнездово, которая позволяет предположить, что одни и те же фасоны на Руси по несколько сотен лет не сохранялись, что они все-таки были разные, и мода менялась, и ткани, и расцветки, и раскрои.