На Руси в Х веке носили очень разные платья.
Мы все живем в мире стереотипов и визуально представляем себе древнерусское женское платье Х века как что-то, похожее на картинку справа. В наряде хоть чем-то напоминающем картинку слева мы древнерусскую женщину Х века представить себе вряд ли можем. (почему я выбрала именно этого мужчину, я позже объясню)
А тем не менее жизнь полна сюрпризов.
Один такой сюрприз преподнесла археологическая экспедиция 1982 года в Гнездово под Смоленском
Там нашли погребение женщины, совершённое по скандинавскому обряду в сидячем положении, которое датируется 970-ми годами
План захоронения Ц-301 1) свечи, 2) ожерелье с крестом, 3) ведро и горшок, 4) свёрток текстиля 5) берестяной туес
Раскопав погребение знатной женщины, археологи обнаружили, что вместе с хозяйкой в загробный мир отправился и её гардероб - были найдены остатки двух шёлковых платьев, шёлковой ткани, шёлковой отделки, льняного платья, льняного плетёния и шерстяной ткани. Помимо этого, найдены полсотни бусин, серебряная подвеска-крестик, остатки двух бронзовых фибул, остатки маленькой чашечки и свечи.
В 2021 году ученые Государственного Исторического музея отреставрировали остатки и воссоздали рисунок и одно из платьев, сделанное из парчи с золотной вышивкой дракона и грифона (или сенмурва) . Результат получился вот такой.
Вариант реконструкций платья. А - вид спереди; Б - вид сзади.1-1, * - точка соединения встречных складок в боковых швах, а - ткань с узором; б - вставка ткани без узора.
Вот так выглядит отреставрированное платье, которое ученые заново собрали из фрагментов
Находки тканей в памятниках X века крайне редки. Поэтому большие фрагменты шелкового платья, обнаруженные в погребение Гнёздовского могильника, можно отнести к абсолютно уникальным находкам.
Ученые ГИМа проделали огромную исследовательскую работу и выяснили, что с наибольшей долей вероятности, шелковая ткань была произведена в Китае.
Дело в том, что современные научные методы могут определить очень многое даже по маленьким кусочкам ткани: тип переплетения, особенности производства и окрашивания нитей. И это позволяет проследить путь крошечного лоскутка через моря и горы.
Парча, из которой сшито гнездовское платье, - это узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотными нитями на серозной оболочке кишечника животных. Для того чтобы золотом можно было шить или ткать, тончайшую проволочку навивали на основу животного происхождения.
В Х веке существовало несколько центров шёлкоткачества: Китай, Индия, Центральная и Малая Азия, Иран, Византия. Золотные нити в каждом регионе обладали чётко выраженными характеристиками, которые помогают современным ученым выяснить происхождение ткани.
Бизантия, как самый близкий и удобный источник закупки варягами тканей и одежды, отпала, потому что там ткани с золотными нитями на серозной оболочке кишечника животных появились не ранее XI века, а это захоронение примерно 970-х годов, причем платье должно было быть более ранним.
Иранские / персидские ткани отпали, потому что, хотя они и встречались в то время на Севере Европы, но иранские нити обычно делали из серебра с позолотой или сплавов, а в гнездовском платье для нитей использовано чистое золото.
И именно такие нити по такой технологии изготовляли в то время в Китае
Далее они выяснили, что платье было сшито там же, где был выткан шелк, то есть в Гнездово варягами было привезено уже готовое изделие.
Платье сшито вот по такому "лекалу", и, чтобы правильно расположить узор и полосы на платье, для пошива потребовалось 4,5 м парчовой ткани, которую ткали специально для определённой модели парадного платья, т. е., начиная работу над тканью, уже было известно, как оно будет сшито и, следовательно, сколько ткани надо выработать.
Ну а теперь давайте взглянем на сохранившиеся китайские артефакты, которые нам помогут понять, чем же это гнездовскоое платье уникально.
Начнем с того, что в Китае со времен династии Тан (618 - 907 гг н.э.) одеяние с драконами было повседневной одеждой китайских императоров (но еще не официальным символом)
Китайские драконы -очень древние символы Китая, использование этих символов на имперских одеждах было задокументировано еще в Книге Перемен, это примерно тысяча лет до нашей эры.
Слева деталь шёлкового ритуального предмета одежды IV века до н. э., эра Чжоу, Китай. На узоре вообще-то драконы, вот так их в то время изображали.
Справа Висячий портрет 2-го императора эпохи Тан Тай-цзуна (599 - 649), хранящийся в Национальном дворцовом музее, Китай.
Впервые дракон официально появился на императорской одежде во время династии Тан (618-906 гг. н.э). Одеяние с круглым воротником было украшено драконами, чтобы символизировать имперскую власть. Ну и желтый цвет был цветом императора.
В принципе фасоны и мужские и женские в Китае часто были довольно похожими, а это, хоть и не совсем похожий силуэт и время чуть пораньше, но зато это единственное одеяние, где драконов и весь узор хорошо видно, поэтому я поставила именно этот желтый наряд верхней картинкой, все остальные платья из могильников - реконструкции и там частично узоры прорисованы, так как не вся ткань соохранилась
Кроме императора одежду с драконами в эпоху Тан начала носить и китайская знать. В 694 году было задокументировано, что императрица У Цзэтянь даровала одежды, украшенные драконами с тремя когтями, принцам и высокопоставленным чиновникам - должностным лицам суда выше третьего ранга, Поскольку одежда с драконами символизировала силу, это было огромной честью, чем-то вроде как на Руси получить шубу с царского плеча.
В 907 году в Китае сменилась власть и править начала династия Ляо (907- 1125). Люди они были пришлые, завоеватели, можно сказать (кстати, часть территорий была потеряна и границы государства изменились, отодвинувшись на северо-восток) , поэтому в это время сосуществовало несколько вариантов одежды и разных покроев, и одежда, к которой привыкли во время императоров Тан, и традиционная (не знаю, можно ли сказать племенная) одежда Ляо. Фасонов было очень много, как женских, так и мужских.
Правители династии Ляо также использовали на своих одеждах узоры с драконами; В настоящее время самые старые археологические находки одежды с драконами, датируются именно династией Ляо
Слева платье с драконами времен династии Ляо из коллекции Rossi & Rossi.
Справа женское китайское платье времен династи Ляо, The Cleveland museum of art, спина этого наряда украшена сохранившейся вышивкой, но это, правда, не дракон, а пара птиц фениксов, которые в Китае ассоциировались с императрицами и были их символом.
То есть дракон - император, феникс -императрица/ы (их могло быть несколько).
Как видим, в это время появился стоячий воротник, как у платья из Гнездово.
В общем, уже понятно, насколько трудно было ученым из ГИМа реконструировать платье того периода, когда в Китае не было какой-то стандартной канонической моды, а были своего рода разброc и шатание.
Исследовав сохранившиеся фрагменты из могильника, ученые пришли к выводу, чтo это туникообразное платье, распашное, приталенное, с расширяющимся подолом и длинными рукавами. Воротник высотой 8 см. Подол расширяется за счет складок, заложенных в боковых швах, Сшито платье из красной шёлковой /парчевой ткани с узором, вытканной золотными нитями
Основной рисунок располагается на груди и спине до линии талии, он имеет зеркальную симметрию относительно вертикальной оси изделия. Композиция строится вокруг диска (Луна или Солнце) На груди расположены головы драконов, летящих в облаках, на спине - хвосты и сидящие грифоны. Узорная полоса, проходящая по юбке, состоит из нескольких полос с растительным орнаментом. Такие же полосы проходят по рукавам.
Всего сохранилось 4 одеяния VIII-XII вв, чей силуэт близок к гнёздовскому платью
Но из-за узора, видимо, за основу кроя гнездовского платья был взят крой не китайского наряда, а кукольного платья из Астаны. Эта территория некоторое время пребывала под властью империи Тан и имела костюм, схожий с китайским. Крой стана, линия горловины на спине и вертикальный разрез роднят с гнёздовской находкой. именно одежду куклы
Астанинское платье для куклы
Hужно помнить, что в Х веке все-таки были ограничения в торговых возможностях русских варягов
Правый фиолетовый путь - это путь из варяг в греки, и именно там, в верховьях Днепра, расположены Смоленск и Гнездово. Красный путь - это волжский путь, по которому варяги торговали c прилегающими к Каспийскому морю территориями через Булгарию и Хазарский каганат. Оранжевые линии - это прочие торговые пути, использовавшиеся в то время, в частности, мы видим один, уходящий на восток в сторону Средней Азии и Китая, там находился самый северный отрезок Великого шелкового пути, проходивший через нынешний Казахстан.
Наиболее вероятным маршрутом для платья ученые из ГИМа, видимо, посчитали оранжевый хазарский путь из Китая через Среднюю Азию. Где оно было куплено варягами у хазар, установить сейчас невозможно, но они могли и до Киева платье довезти. А может быть оно не было куплено, может быть его из похода военного привезли в качестве трофея.
На всякий случай напомню, что хазары были разбиты дружиной князя Святослава в 965 году, а в 969 году хазарский каганат прекратил свое существование.
Частичная реконструкция узора широкой полосы и прорисовка узкой узорной полосы
До сих пор остается загадкой сочетание на рисунке дракона с грифоном (сенмурвом) вместо дракона с фениксом, как было принято в Китае. Больше такого сочетания нигде на одежде не находили, только в Гнездово.
На ткани изображены сидящий грифон (или сенмурв) и летящий в облаках дракон, которого, вероятно, грифон держит за лапу. Грифон имеет выраженные черты, характерные для Средиземноморского региона (поэтому иногда его называют сенмурвом), а дракон - Китая.
Китайцы заимствовали западные образы и орнаменты, начиная с первых веков нашей эpы, поэтому в самом грифоне/ сенмурве ничего удивительного нет. Удивительно именно сочетание.
Вот такое вот уникальное парчовое платье раскопали в Гнездово археологи. Платье, которое рушит все стереотипы и показывает, насколько сложными были пути взаимного проникновения и обогащения культур Запада и Востока, Севера и Юга уже в те далекие времена.