"Анна на шее" - советский художественный фильм, снятый в 1954 году Исидором Анненским по мотивам одноимённого рассказа А. П. Чехова. Лидер кинопроката 1954 года (31,9 млн зрителей) и победитель Каннского фестиваля ( Золотая оливковая ветвь в 1957 году).
Художником по костюмам в фильме работал Константин Урбетис
C точки зрения истории костюма фильм просто уникален.
Рассказ "Анна на шее" был написан в 1895 году, и создатели фильма сумели достаточно точно отразить в нём моду этого времени.
Кадр из фильма "Анна на шее". Анна примеряет новое вечернее платье.
Фильм сняли в 1954 году. И тогда ещё не было этого странного мирового тренда, который появился в 1960-х, - делать костюмы и причёски героинь исторических фильмов с уклоном в современную моду.
Поэтому Анна выглядит, как настоящая светская дама конца XIX века. Вот фотография американской актрисы Лиллиан Рассел (1894 год). Как она похожа на Аллу Ларионову в фильме!
Слева Лилиан Рассел, фотография 1894 года. Справа кадр из фильма
Мог ли художник по костюмам видеть это фото? Едва ли. Он просто хорошо знал эпоху. Или консультанты толковые были.
Какие прелестные складочки на пышных атласных рукавах Анны!
Кадр из фильма "Анна на шее". Анна пишет записку мужу с требованием оплатить счёт за её наряды.
Сравним платье Анны с модными картинками того времени.
C 1892 года рукава женских нарядов начали расти в ширину и к 1895 году превратились в "воздушные шары". Но ведь "круглый шар" - это скучно. Поэтому рукава замысловато драпировали. На модных картинках это иногда выглядит гротескно.
Слева: : Дама в вечернем наряде, 1895 год. Справа:: Вечерние наряды, 1895 год.
Но на фотографиях платья с рукавами-шариками смотрятся мило.
Слева:: Молодая дама в вечернем наряде, середина 1890-х. Справа: Фотография молодой дамы в вечернем туалете, середина 1890-х.
Иногда рукава прикрывали оборками в форме "зонтиков" из кружева или тонкой ткани.
Слева: Платье для парадных обедов и приёмов, 1894 год. Справа: Condesa de Santiago by Joaquin Sorolla, 1894 год.
В фильме "Анна на шее" это всё есть. Всевозможные виды отделки рукавов и декольте платьев середины 1890-х.
Кадр из фильма "Анна на шее", СССР, 1954 год.
Сравните платье девушки в центре кадра из фильма с портретом девушки в жёлтом на картинке выше.Очень похоже!
Конечно, самое прекрасное - это бальное платье Анны.
Если внимательно смотреть сцену бала, можно заметить, что платье Анны отличается от платьев остальных дам. Платья других дам вовсе не такие воздушные. Они сшиты из блестящего шёлка или атласа. А из кружева (или газа, шифона) только отделка на юбках, декольте и рукавах.
Кадр из фильма "Анна на шее" Анна и её муж приехали на бал.
И, действительно, в вечерних и бальных нарядах той поры преобладали плотные ткани: шёлк, атлас, муар, бархат. А лёгкие ткани шли к ним дополнением, оттеняя фактуру плотных.
Слева: Бальное платье, 1895 год. США. Справа: Бальное платье будущей императрицы Александры Фёдоровны из узорчатого шёлка, отделанного шифоном, 1894 год. Хранится в Эрмитаже.
Но, если бы Анна надела такой наряд, она могла потеряться в пёстрой женской толпе. Даже в чудесном платье от Ворта с фантастическим асимметричным узором, изображающим картину мироздания. Хотя нет - в таком бы не потерялась.
Кадр из фильма "Анна на шее" Анна безусловно выделяется в толпе
B распоряжении Анны не было знаменитых модельеров, a были лишь жалкие сто рублей, выделенные мужем на пошив бального наряда. Модест Алексеевич ужасно жаден и глуп. Ну какое бальное платье за сто рублей? Двести - минимум. Такова цена вечернего платья, в котором мы видим Анну в конце фильма. А бальное могло стоить дороже…
Но Анна нашла выход из положения. Она обошлась без дорогих кружев, а решила обшить почти весь наряд оборками из невесомой ткани. Это необычно и оригинально. И в таком наряде ты точно будешь одна. А значит, тебя заметят.
Может быть, Анне попалась вот такая редкая модная картинка как справа?
Слева: Бальное платье от Модного дома Ворта, 1894 год. Атлас, шифон. Музей костюма Киото. Справа: Бальное платье, 1893 год
И у неё заработала фантазия. Как дама находчивая и с тонким вкусом, она сообразила, что оборки нужно обшить по краям серым, чтобы они не сливались. Задрапировать пышные рукава в форме цветов розы. Надеть тоненький чёрный пояс со свисающими сзади концами… И получилось вот такое чудо. Которое в сочетании с обаянием, весёлостью и милым кокетством Анны произвело фурор в обществе.
Кадр из фильма "Анна на шее" Анна и князь
Кадр из фильма "Анна на шее"
Кадр из фильма "Анна на шее" Анна танцует вальс.
Конечно, это не Анна придумала такой чудесный наряд, а художник по костюмам Константин Урбетис. И получилось бальное платье "на века".
В фильме Анну называют феей. Но на этом балу она - Золушка. Только вместо прекрасного принца - пожилой князь. И скучающий помещик Артынов, который не женился бы на скромной бесприданнице, но готов дорого заплатить за любовь замужней красавицы.
Что ж. Какое время - такие и сказки…
Слева: Кадр из фильма "Анна на шее" Справа: Leon-Francois Comerre. Женский портрет, 1896 год.
На портрете справа - пышные рукава середины 1890-х из невесомой ткани, уложенные в замысловатые драпировки. Похоже на платье Анны. Но платье Анны красивей
Отдельно надо упомянуть платье жены князяг. В фильме "Анна на шее" столько прекрасных нарядов, что это платье теряется на их фоне. А между тем, эта одна из самых изысканных моделей середины 1890-х.
Кадр из фильма "Анна на шее" Князь и его супруга.
Этоот фасон отличается от предыдущих платьев с пышной отделкой, здесь мы видим другое - платье с гладкой юбкой, вся отделка которого состоит в оборке из роскошного кружева. Эта оборка (или кружевная берта) сразу привлекает внимание, oна сделана из дорогого и довольно плотного кружева.
Такая оборка великолепно смотрится на тёмном бархатном платье. Но и на платье из светлого шёлка или атласа она тоже не теряется.
Слева: Kazimierz Pochwalski. Portrait of Princess Maria Josepha of Saxony, 1897 год. Справа: Вацлав Брожик. Потрет женщины в розовом, 1894 год.
Такая модель очень шла корпулентным дамам с красивыми полными плечами. Но и худощавые дамы выглядят в таких платьях симпатично. Вообще, пышные рукава хороши тем, что они корректируют линию плеч. Маскируют и худобу, и массивность.
Слева: Луиза Маргарита Прусская, фотография 1896 года.. В центре: Зинаида Николаевна Юсупова. Фотография 1895 года, сделанная в Париже. . Справа: Мария Николаевна Ермолова, фотография 1890-х.
На фотографии княгини Юсуповой, сделанноой в Париже в 1895 году, Зинаиде Николаевне примерно 34 года. Она всегда была худощавой и стройной, но вот в этом платье она кажется не слишком худой и выглядит поистине царственно!
На платье же знаменитой актрисы Марии Ермоловой уже не оборка, а богатая кружевная отделка. Само платье, вероятно, бархатное. Жаль, что не узнаешь, какого оно цвета.
А вот платье с похожей отделкой из Музея искусства Метрополитен.
Вечернее платье от Чарльза Ворта, 1893-1895 годы. Декольте платья. Музей Метрополитен
Сочетание плотного кремового кружева с тёмно-красным бархатом выглядит просто фантастическим. Куда можно было поехать в таком наряде? Вообще-то все эти платья - вечерние, а не бальные. Для бальных тяжеловаты.
Вечернее платье от Чарльза Ворта, 1893-1895 годы. Музей Метрополитен. Интересно, что это - "платье-трансформер". Справа - дневной вариант платья. Сняли один лиф, надели другой - и получилось элегантное платье для визитов.
Куда можно было поехать в таком наряде? Вообще-то все эти платья - вечерние, а не бальные. Для бальных тяжеловаты. Но ведь не все ездили на балы, чтобы танцевать. Многие дамы сопровождали дочерей и племянниц. Или посещали балы в силу своего положения, как жена князя из "Анна на шее". И почему бы не облачиться в такое платье?
Кадр из фильма "Анна на шее" Князь и его супруга.
Отсюда Отсюда Отсюда