Вчера состоялась вторая встреча
клуба дебатов в Первой научно-популярной библиотеке. Одна из тем была сформулирована так:
"Наука занимается выработкой объективных знаний о действительности. Нужно ли финансировать из государственных научных фондов работы по философии?"В отличие от темы о запрете табака, которая вызвала довольно спокойное обсуждение
(
Read more... )
Comments 451
А тема для дебатов вообще противоречит сама себе. Если принять первое предложение за определение науки, то философию наукой считать нельзя и вопрос сводится к аналогии с тем, нужно ли финансировать искусство, например.
Reply
Ну или если просто поковыряться в его нервной системе :)
>А тема для дебатов вообще противоречит сама себе. Если принять первое предложение за определение науки, то философию наукой считать нельзя и вопрос сводится к аналогии с тем, нужно ли финансировать искусство, например.
Речь идет о научных фондах типа РНФ или РГНФ. Там нет противоречия потому, что его нет в реальном мире. Определение науки вполне реальное. И на исследования в области философии в принципе можно получить поддержку фондов. Хотя как там на практике - я могу не знать деталей.
Reply
Когда учишь молодых физиков, им очень важно объяснить, что "вот это, это и это -- наука. Но если перешагнуть здесь или, скажем, здесь, то получится ещё не бред, но уже и не наука. А философия."
И добавить, что наука, если правильно ею заниматься, приводит к появлению нового знания и даже продуктов народного хозяйства, а вот философия, скорее всего -- нет.
В рамках этой парадигмы, как ни странно, оправдано не только изучение, но и развитие философии. Ведь если объём, освоенный наукой, расширяется, то имеет смысл тратить какие-то силы и на описание его приграничных районов. Чтобы люди, случайно оказавшись там, всё-таки ориентировались в обстановке.
Reply
Reply
Reply
Т.е. сначала люди понимали что-где-почем, а потом рафинировали до уровня научпопа, учебников начальной школы, и т.п.
Reply
Reply
Reply
вообще, мне кажется, философия должна как-бы подводить промежуточный итог по текущей научной картине мира, а не пытаться лезть вперед паровоза. в таком виде она была бы весьма полезна.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Сами философы философия наукою не считали, а к.ф.н и д.ф.н - вполне себе не брезговали иметь. Опять же Институты философии в АН СССР были (да и сейчас есть в РАН), что как бы намекает.
Меня всегда интересовало чем они сейчас занимаются? :))
Reply
Reply
Reply
Как способ осмысления мира, философия стоит между искусством и наукой (первым реагирует на реальность искусство). В тенденции отрицания философии я вижу откат к средневековью: философия - служанка науки (тогда она должна была обслуживать богословие), ученые - жрецы Истины и пр.
Это, кстати, проявляется в странном культе Фейнмана: помню, он глупость сказал насчет активисток, которые обвиняли его в сексизме, да еще оскорбил их (не стал дискутировать и сменил тему лекции. Чем, интересно, его так задело, что они были уже знакомы с предметом? Или, если он решил, что они не знают и им будет не интересно, какой другой смысл был так поступать, кроме трусливого сбегания от ответа?). А его эпигонами это подается, как милая шалость; если это не культ (святыню можно осмеивать, но не критиковать по существу), то что? В чем проблема признать факт мудачества?
Reply
а зачем ее пихают куда попало, в виде кафедр и кандминимумов не в институте багородных девиц на факультете изящных искусств, а во всякие физматы?
Reply
Leave a comment