Есть гипотеза, что это изображение мотылька, который почему-то считался священным - быть может, отождествлялся с душой умершего. Крылатые рыбки в археологических находках на Крите соотносятся с широко распространенным в греческой мифологии сюжетом обращения умерших людей в птиц и рыб.
Мы предлагаем другую гипотезу - что это упрощенное изображение крылатой богини, которое позднее приобрело антропоморфные черты в многочисленных античных изображениях и соотносилось с Богиней Матерью или Артемидой.
Лабрис при свободном креплении на древке мог вращаться от ветра, и это также могло быть предусмотрено ритуальным значением предмета.
Путаница между легким лабрисом и тяжелым каменным топором могла возникнуть еще в древности - вследствие смешения и деградации культур, перестали различать тяжелый «топор» и легкий ритуальный предмет, напоминающий крылья мотылька или рыбки. По крайней мере, в Трое найден был двойной топор, напоминающий именно лабрис. Но одновременно - множество каменных«топоров» примитивной выделки.
Каменный топор имеет северное происхождение. Предметы, очень напоминающие троянские обнаружены и в других местах - например, в Бессарабском кладе или в Краснодарском крае.
Повторимся, что единственным ритуальным применением каменного топора видится только навершие посоха, булавы, скипетра. В Трое обнаружено множество костяных наверший к посохам, что означает значительную распространенность подобных предметов, которые могли означать статус владельца. Современные архиерейсие посохи своим навершием вполне напоминают каменные топоры, несколько выгнутые вверх.
Лабрис также мог быть навершием посоха и с течением времени трансформироваться в имеющий боевое применение шестопер. Но вот как двусторонний топор он явно непригоден к какому-либо практическому применению, поскольку представляет опасность в случае применения: одно из лезвий направлено в сторону рубящего.