Реконструкция Троянской войны (34)

Nov 20, 2014 15:11

Археология немного дала для понимания Троянской войны. Шлиман показывает среди своих находок несколько обломков шлемов (возможно, это и не шлемы), один смятый щит, наконечники копий и стрел - тоже несколько штук. Никаких признаков масштабных войн, зато немало хозяйственной утвари и украшений.

Наиболее интересные находки в Трое - это ритуальные «топоры», которые по недоразумению путают с критскими лабрисами (двусторонними «топорами»). Ритуальность «топоров» в том, что они обработаны весьма тщательно и явно не использовались как орудие или оружие. Кроме того, некогда они были покрыты слоем золота. Ну а «топорами» эти изделия названы явно по недоразумению.


Понятно, что таким «топором» невозможно обрабатывать даже дерево. Прообраз такого топора - это боевое оружие дробящего действия. На длинной рукоятке подобного рода каменная (а позднее бронзовая или железная) насадка вполне может превращаться в оружие. Других практических функций для каменного «топора» придумать невозможно.
Вместе с тем, мы не встречаем у Гомера никаких упоминаний ритуальных предметов такого сорта. Тем не менее, мы можем предположить, что они никогда и не назывались «топорами». Фактически это навершие посоха - символа власти. Или скипетра, который в «Илиаде» и «Одиссее» встречается достаточно часто именно как символ власти. Скипетр получает в руки говорящий на собрании (Агамемнон перед ахейским войском, Телемах перед жителями Итаки), скипетром бьют тех, кто не подчиняется порядку (Одиссей бьет Терсита и других ахейцев, готовых бежать к родным берегам, прекратив войну).


Вазопись представляет нам нечто, напоминающее «боевой топор». Его можно спутать с «лабрисом», но лабрис - тонкий и плоский. Здесь же мы видим скорее молот - увесистый каменный «топор» с длинной рукояткой. За спиной Зевса, из чьей головы рождается Афина в полном вооружении, размещается Гефест - кузнец, а не дровосек. У него в руках, разумеется, не топор, а молот. Что именно Гефест раскроил голову Зевсу, чтобы родилась Афина, - позднее дополнение к мифу, о котором у Гомера нет никаких упоминаний. Молот Гефеста - лишь атрибут, позволяющий отличать его от всех прочих богов. Тем не менее, уже само представление о том, что подобным предметом можно раскроить череп, говорит о возможном боевом применении.

Гефест часто изображался с небольшим молотком (скорее предназначенным для чеканки, чем для ковки металла) или со щипцами, которым удерживали горячую заготовку. В поздней традиции молот изображался так, что его можно было спутать с лабрисом (например, по рельефу, найденному в Геркулануме).

В действительности, критские лабрисы, относимые к дотроянскому периоду, выглядят совсем иначе.


Длинные ручки на лабрисы были насажены современными реконструкторами. Для древних они играли совершенно иную роль. Возможно, они были навершиями посохов или каких-то предметов, которым надлежало поклоняться.

Окончание

Древняя Греция

Previous post Next post
Up