Константин Коровин (1861 - 1939)
Коровина называют первым русским импрессионистом. Пожалуй это так и есть, хотя мне кажется, что с французскими импрессионистами его роднят лишь технические приёмы. Если для французов пейзаж был лишь поводом нарисовать цвет, то для Коровина наоборот - цвет стал способом нарисовать пейзаж.
"Пирс в Гурзуфе" (1914, Русский музей, Петербург)
Коровин родился в купеческой семье - его отец занимался извозом (в смысле не извозчиком был, а вёл соответствующий бизнес). Но при этом, видимо, в семье их была склонность к рисованию. Говорят, и отец хорошо рисовал, и брат Константина тоже стал художником. Константин поступает в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества - пожалуй, передовое на тот момент художественное учебное заведение в России. Правда, сначала на зодчество - но вскоре переводится в класс Саврасова. Там будущий главный русский импрессионист учится вместе с будущим главным русским пейзажистом
Левитаном. И, на мой взгляд, учительство
Саврасова (а когда Саврасов окончательно спился - Поленова) явно ощущается и у Левитана, и у Коровина - при всей их разности, у них много общего. А ранние работы - так и вовсе можно спутать.
"Мостик" (1880-е, Третьяковка, Москва)
"Зимой" (1894, Третьяковка, Москва)
Вероятно, смена учителя оказала на Коровина благотворное влияние - именно от Поленова он узнал об импрессионизме, о работе с цветом. И ещё не видя работ импрессионистов (за границу он поедет несколькими годами позже), он принимает их идеи и проникается ими.
Вот эту работу искусствоведы считают первой русской импрессионистической картиной:
"Портрет хористки" (1883, Третьяковка, Москва)
"Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая" - пишет деликатный Коровин в дневнике.
Поленов познакомит Коровина с Саввой Мамонтовым и введёт его в их абрамцевский кружок (крайне полезное знакомство!).
Вот здесь изображена семья и близкие Поленова (самого Поленова, правда, нет). Судя по всему, на веранде в Жуковке.
"За чайным столом" (1888, музей-заповедник Поленова, Тульская область)
Вспомните "Завтрак гребцов" Ренуара из
предыдущего поста. Нет сюжета, нет идеи - исключительно настроение.
А вот и гребцы:
"В лодке" (1888, Третьяковка. Москва)
Мужчина это сам Коровин, а женщина - родственница Поленова, художница Якунчикова. Она же сидит справа на предыдущей картине.
Ну а теперь давайте немного настоящего парижского импрессионизма в коровинском исполнении.
"Парижское кафе" (1890-е, Третьяковка. Москва)
"Париж ночью. Итальянский бульвар" (1908, Третьяковка, Москва)
Кроме поездок по Европе, Коровин едет и в Заполярье. Мамонтов финансирует поездку, а компаньоном Коровина в ней становится Валентин Серов. Из поездки Коровин привозит много интересного.
"Зима в Лапландии" (1894, Третьяковка, Москва)
"Гаммерфест. Северное сияние" (1895, Третьяковка, Москва)
К северным впечатлениям Коровин будет ещё долго возвращаться. В том числе при работе над панно для северного павильона на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (по заказу всё того же Мамонтова) и русского павильона на Всемирной выставки в Париже:
"Берега Мурмана (поморские кресты)" (1990,Русский музей, Петербург)
Ещё одной вдохновляющей локацией стал для Коровина Крым. Попал он туда в качестве курортника - на лечение, а в итоге построил дачу в Гурзуфе.
"Гурзуф" (1914, Русский музей, Петербург)
Лично для меня Коровин ассоциируется именно с этими пёстрыми и солнечными крымскими пейзажами, коих множество.
"Крым. Гурзуф" (1917, Башкирский государственный художественный музей, Уфа)
"Севастопольский базар" (1915, Томский областной художественный музей, Томск)
В это же время Коровин увлёкся натюрмортом - тоже множество их у него.
"Розы" (1912, Омский областной музей изобразительных искусств)
Ещё один любитель Крыма - частый гость на даче Коровина:
"Портрет Шаляпина" (1911, Русский музей, Петербург)
С Шаляпиным Коровин познакомился благодаря тому же Мамонтову. И долгое время они были дружны - Коровин кроме всего прочего был и театральным художником.
Успех, признание. Коровин начинает преподавать. Среди его учеников один из лучших специалистов по цвету в русской живописи (по моему скромному мнению) -
Наталья Гончарова, её идейный вдохновитель Михаил Ларионов, Роберт Фальк и многие другие.
Ну а далее - революция. Коровин состоит в комиссии по охране памятников культуры, продолжает работать, проходят его выставки... Но всё-таки что-то не то: то ли Коровин начинает испытывать недовольство Советской властью, то ли Советская власть - Коровиным. В 1923 году Коровин уезжает в Париж. Уехать ему посоветовал сам Луначарский, возможно он же и помог с отъездом - официально Коровин выехал то ли на лечение, то ли для организации собственной выставки.
В Париже не перстаёт писать, но особым успехом видимо не пользуется - парижан импрессионизмом не удивить, тем более что тот уже ушел в прошлое. Зато неожиданно успешно выступает на литературном поприще.
"Париж" (1933)
Кроме французских пишет и много зимних русских пейзажей.
"Россия. Ностальгия" (1930-е)
Одна из последних работ:
"Автопортрет" (1938, Русский музей, Петербург)
В 1939 году Коровина не стало. Умер от сердечного приступа и похоронен в Париже.
Закончу по традиции Коровиным из Самарского музея.
"Хозяйка (женщина с вином)" (1897. СОХМ, Самара)
Кто будет следующим героем - пока не определился. Есть два варианта: учитель Коровина и один из его учеников.