Переходящее знамя лидерства европейской изобразительной мысли кочует из страны в страну. В 15-16 века, в эпоху Возрождения, оно развивалось над Италией. В эпоху барокко его перехватили голландцы и испанцы. Потом какое-то время оно металось по всей Европе и, наконец, во второй половине 19 века прочно обосновалось во Франции, где импрессионисты подвели черту под классическим искусством и открыли дорогу искусству новому. А в начале 20 века до передовых позиций в мировом изобразительном искусстве наконец добралась и Россия - отобрала знамя и уверенно встала в авангарде. Сегодняшняя героиня - одна из главных персоналий русского авангарда.
Наталья Гончарова (1881 - 1962)
"Автопортрет с желтыми лилиями" (1907, Третьяковка)
Наталья Сергеевна Гончарова - двоюродная правнучка Натальи Николаевны Гончаровой, в замужестве - Пушкиной. Вспоминая Наталью Николаевну, мы неизбежно вспомним и мужа её, Александра Сергеевича. Так и говоря о Наталье Сергеевне, никуда не деться от её супруга - художника Михаила Ларионова. Потому что парочка эта была союзом не только романтическим, но и творческим.
Учиться искусствам Наталья Гончарова начала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в отделении скульптуры. Училась довольно успешно, пока Михаил Ларионов не сказал ей ставшие знаменитыми и вошедшие во все их биографии слова: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» Дама обиделась (и её можно понять), но приняла к сведению. И, надо сказать, в данном вопросе Ларионов оказался абсолютно прав: Наталья Гончарова - блестящий колорист. Закончилась история примирением и переводом в класс Коровина.
Первая выставка заканчивается в первый же день арестом нескольких работ и самой Гончаровой - по обвинению в порнографии. Во за эту работу, в том числе.
"Натурщица на синем фоне" (1910)
Обвинение довольно странное. Говорят, причиной стала не сама обнаженка (она-то испокон веков присутствовала в живописи), а то, что автором её была женщина. Впрочем, уже на следующий день Гончарову отпустили.
К следующей выставке Гончарова придумывает (уверен, что не без участия Ларионова) себе биографию - дескать, путешествовала, работала с Гоеном, Ван Гогом, Моне - но поняла, что Европа лишь копирует Восток и именно там надо искать истоки вдохновения. Под Востоком, надо полагать, она имела в виду не столько Азию, сколько собственно Россию и её традиционную культуру. Что ж, это вполне было в духе времени - рисовать "чтоб похоже" научились все и это перестало быть доблестью, художники за вдохновением стали обращаться не к "старым мастерам", а к первобытному и народному искусству. Тогда появился и вошёл в моду примитивизм (или наивное искусство) - сознатетельное упрощение рисунка, подражание непрофессиональным народным художникам.
Гончарова и Ларионов брали на вооружение всё - и модернизм, и лубок, и икону... Ларионов тогда выдвинул концепцию "всёчества" - все стили хороши, и всем можно пользоваться для выражения своей творческой идеи. И работы Гончаровой того времени прекрасно это иллюстрируют.
Тут есть и отсылки к Гогену и экспрессионизму вообще...
"Покос" (1909, Собрание Танашеровых, Москва)
И к восточным орнаментам...
"Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)" (1911, Третьяковка)
И к иконописи...
"Старец с cемью звёздами. Апокалипсис" (1910, Третьяковка). Привет
shakko_kitsune.
К религиозной тематике и иконе Гончарова обращалась довольно часто. Я в этой теме не особо разбираюсь, но встречал два противоположных мнения. Одно - что в этих работах Гончарова полностью отошла от традиций и канонов русской иконописи. А другое - что несмотря на внешнюю необычность, полностью формальным канонам следовала.
Теперь нам снова придётся вспомнить про Михаила Ларионова. Предупреждаю сразу: сейчас будет одно моё субъективное суждение, а потом и вовсе мои домыслы.
Итак, субъективизм. По моему ощущению, в их паре идеологическим лидером был именно Ларионов. А вот собственно как художник - Гончарова была гораздо выше. Не могу сказать, что Ларионов был плохим художником - нет, конечно. Довольно интересный художник он был, но всё-таки, на мой взгляд, не того уровня. Гончарову в художественной табели о рангах я бы вообще поставил в авангард авангарда - вместе с Кандинским, Малевичем, Шагалом.
А теперь домыслы. Уверен, что Ларионов это прекрасно осознавал. Возможно подпитывал талант Гончаровой своими идеями. И уж в чём точно преуспел - в пиаре их тандема. Ну и, конечно, каждый уважающий себя художник того времени должен был иметь свой собственный "-изм". И Ларионов придумал лучизм.
На тот момент в тренде изобразительного искусства вслед за упрощением формы появились исследование и трансформация этой самой формы. Пикассо с Браком во Франции придумали кубизм - как попытку расчленить форму на части и пересобрать заново, уже в 2D - показав одновременно со всех сторон, снаружи и изнутри, в разные моменты времени, во всех состояниях сразу, внешность и суть.
Ларионов призвал в союзники физику (а конкретно - оптику) и заявил, что будет писать не сам предмет, а лучи света, им отражамемые. Вот образчик лучизма в исполнении Ларионова:
М. Ларионов, "Петух. Лучистый этюд" (1912, Третьяковка)
А вот - лучизм от Гончаровой.
"Кошки" (1913, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк)
"Жёлтый и зелёный лес" (1913, Государственная галерея Штутгарта)
"Лучистые лилии" (1913, Пермская государственная художественная галерея)
Василий Кандинский разработал целую теорию цвета, изучал восприятие человеком разных цветовых оттенков, проводил параллели между цветом и музыкой. Малевич исследвоал цвет, как один из компонентов своего супрематизма. А у Гончаровой просто были "глаза на цвет" - и, на мой взгляд, никто из авангардистов не чувствовал цвет лучше Гончаровой.
Надо сказать, лучизм не нашёл себе последователей и просуществовал недолго. Но тут снова на сцену выходит пиар-менеджер Ларионов. Позже он будет называть лучизм первым беспредметным (т.е. абстрактным) искусством. Но нет. Во-первых, Кандинский был всё-таки раньше. А во-вторых, лучизм как ни крути не беспредметный: кошки, лес, лилии - какая ж тут абстракция?
В 1915 Сергей Дягилев уговаривает Гончарову работать над оформлением своих "Русских сезонов" и они с Ларионовым едут в Париж. И Гончарова проявляет себя и в ипостатси театрального художника.
Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова "Золотой петушок" (1914)
Эскиз костюма к неосуществлённому
балету Леонида Мяснина "Литургия" (1915, Государственный центральный театральный музей, Москва)
Более поздняя.
Дизайн задника к балету Стравинского "Жар-птица" (1926)
Революция 1917 года застала Гончарову и Ларионова в Париже. Возвращаться они не стали. Гончарова продолжала работать над оформлением театральных постановок, пробовала себя в моде - делала эскизы для Шанель, например. А из живописных работ стоит отметить её испанскую серию - это, пожалуй, моя любимая часть творчества Гончаровой.
"Испанские танцовщицы" (1918, частная коллекция)
Вот эта самая любимая - просто волшебная.
"Весна. Белые испанки" (1932, Третьяковка)
В 1938 году Гончарова и Ларионов примут французское гражданство, а в 1955 зарегистрируют наконец свой брак - хотя отношения их к тому времени будут уже весьма свободными. Гончарова умерла в 1962 году, Ларионов двумя годами позже.
Закончу вот этой работой. Это из относительно раннего - ещё не лучизм, но уже и не кубизм.
"Цветы" (1912, частаня коллекция)
Интересна она тем, что это самая дорогая картина, написанная женщиной (да, есть вот и такой мужско-шовинистический рейтинг).
Ну и несколько фото, найденных в сети - Ларионов и Гончарова.
Фото отсюда:
https://artchive.ru/publications/3141~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Mikhail_Larionov_i_Natalja_Goncharova Вот теперь точно всё. Следующий герой - британец, картины которого попали под дождь (на самом деле - нет).