Алексей Саврасов (1830-1897)
Саврасова небезосновательно считают одним из первооткрывателей русского пейзажа. Не потому, что до него никто в России не писал пейзажей - писали, конечно. Но именно Саврасов привнёс в пейзаж характерную "русскость", научился писать не красивую красоту (как, например, Шишкин и Айвазовский), а красоту обыденную и даже неухоженную: когда вроде слякоть, тучи и голые деревья - а душа радуется. Потому что - это твоя Родина, сынок :)
Ну и к тому же, Саврасов - учитель главного (по моему мнению) русского пейзажиста Левитана и главного (опять же - по моему мнению) русского имперссиониста Коровина. И один из учредителй Товарищества передвижных выставок.
"Грачи прилетели" (1871, Третьяковка)
"Грачей" конечно, все знают - культовая вещь. Сочинения по нему в школе, наверное, все писали. И даже если забыли, как она выглядит - название в голове отпечаталось навсегда. По-моему, вот это ощущение самого начала весны никому из художников не удавалось написать лучше. Левитановский "Март" рядом - но там настроение немного другое. Позже Саврасов будет говорить своим ученикам: "Пиши весну так, чтобы жаворонков не было на картине видно, а песни их слышались".
Но пойдём по порядку. Саврасов (или Соврасов - до какого-то момента именно так писали его фамилию) с детства имел талант к рисованию. И талант очевидный. Ещё мальчишкой он принёс свои рисунки на рынок - и там их в миг расхватали торговцы и велели приносить ещё. Вырученными от продажи рисунков деньгами сам оплачивал (отец-торговец не одобрял сыновьи художества) учёбу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 24 года Саврасов становится академиком и попадает под покровительство княгини Марии Николаевны (дочери Николая I). В 27 его приглашают преподавать в Московском училище.
Вот, пожалуй, первая прогремевшая его работа:
"Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду" (1851, Третьяковка)
Оказывается, у меня есть фото примерно с той же точки. Обстановка немного изменилась, но Иван Великий всё ещё виден :)
Эта картина, как и другие ранние работы - пока ещё в духе романтизма: вот эти кучерявые деревья, фактурные тучи, драма, "взвейтесь да развейтесь"...
Как и полагалось учащимся художникам того времени, практиковаться следовало где-нибудь на юге, лучше в Италии (на худой конец - в Крыму). Потому, многие тогдашние русские пейзажи, даже северные, буйством форм часто смахивают на итальянские. Вот ещё один образчик:
"Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, Третьяковка)
Поворот от романтизма к реализму начался, пожалуй, в 1860-х. Там ещё хватает кудрявых дерев, терзаемых ветром, но появляется уже и вот такое:
"Ранняя весна. Половодье" (1868, Русский музей)
"Пейзаж с избушкой" (1866, Башкирский государственный художественный музей, Уфа)
Пожалуй, самый плодотворный период в творчестве Саврасова - 1870-е. Помимо "грачей", тогда он открыл для себя Волгу.
"Разлив Волги под Ярославлем" (1871, Русский музей)
"Рыбаки на Волге" (1872, Третьяковка)
А вот, интересная:
"Село Болгары, Малый минарет и развалины белой палаты" (1870-е, Русский музей)
Я бывал в Болгаре (это в Татарстане), теперь там исторический заповедник. Сейчас Малый минарет выглядит вот так:
А вот, если не ошибаюсь - Белая палата:
Но вернёмся к Саврасову. На его зиму или раннюю весну можно смотреть бесконечно. Этим и займёмся.
"Зимний пейзаж. Москва" (1873, Рязанский областной художественный музей)
"Зимний пейзаж" (1871, Нижегородский государственный художественный музей)
"Зимний пейзаж. Иней" (1870-е, Воронежский областной художественный музей)
Как видно, саврасовские зимы висят по многим провинциальным музеям. Парочка есть и у нас в Самаре. Ими, по традиции, и закончу.
"Зимний пейзаж" (1890-е, Самарский областной художественный музей)
А вот эта - какая-то сказочная:
"Зима" (1873, Самарский областной художественный музей)
Увы, несмотря на талант и признание, жизнь Саврасова благополучной не была. Успех не принёс богатства - жил Саврасов в казённой квартире при Училище. Женат был на сестре своего бывшего сокурснка и, видимо, не особо счастливо. Судя по всему, супруга Саврасова не была ни музой ему, ни "женой декабриста" - когда дела пошли совсем плохо, взяла детей и ушла. Саврасов запил и в итоге скатился на самое социальное дно. Гиляровский в своих московских зарисовках упоминает про спившегося Саврасова, одетого в рубище. Но писать не перестал - работы последних лет стали более беспокойными, часто он обращался к графике. Умер Саврасов в больнице для бедных на Хитровке.
Ну и чтобы не заканчивать столь печально, закончу несколькими цитатами.
Словами Левитана: "С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества"
И словами самого Саврасова: "Нужна романтика и нежное чувство, мотив. Романтика бессмертна. Настроение, бережное чувство нужно. Природа ведь жива, вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше счастья и наслаждения, чем созерцание природы. Земля ведь рай, и жизнь на ней - тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь."
Следующим героем "любимых художников" будет вовсе не герой, а героиня - дальняя родственница Александра Сергеевича Нашего Всего, арестованная за распространение порнографии.