Квартал Рибейра. Сердце старого Порту

Apr 27, 2020 21:42


Как минимум, для того чтобы вальяжно пройтись по яркой набережной Каиш-де-Рибейра и не раз застыть на месте, в восхищении рассматривая арку моста Дона Луиша, стоит приехать в Порту. Есть в этом колоритном и красочном уголке старого города нечто особенное, не поддающееся описанию простыми словами.



Раз уж назвался блогером - будь добр, подбери слова. Пересказывать в не занудной манере байки, легенды и исторические факты - дело не хитрое, а вот разбавлять их аккуратно и умеренно своими ощущениями, придающими рассказу несколько личный характер, требует куда большего мастерства. Особенно в подобных случаях, когда впечатления оказываются настолько долгоиграющими: я и сейчас, спустя несколько лет, прекрасно помню, как спустившись по хитросплетению симпатичных улочек, вышел на залитую летним солнцем набережную Рибейра и замер с камерой в руке, переводя взор то на стройные ряды цветастых домиков, то на прогулочные корабли, раньше перевозившие бочонки с портвейном, то на остатки крепостной стены, то на главную доминанту Порту - мост Дона Луиша, показательный пример того, как своё восприятие конкретного лэндмарка сложно облечь в форму связных словосочетаний.

Исторически так сложилось, что в силу географического расположения прилегавший к реке район Рибейра в средние века являлся центром торговли - ходившие вверх и вниз по Дору корабли причаливали к набережной, матросы бросали швартовы и после выгружали на прилавки различные товары либо выловленную свежую рыбу. В наши дни в облике набережной изменилось лишь то, что вместо торговых судов швартуются лодки, осуществляющие круизы по Дору, а место рыбного аукциона заняли приличные кафешки и лавки. Спуститься на набережную Каиш-де-Рибейра можно в нескольких местах, но в рамках данной прогулки в качестве стартовой точки мы выберем центральную площадь квартала - Praça da Ribeira, первые упоминания о которой в исторических документах датируются концом XIV века.

2.  

Весь район Рибейра и набережную часто называют сердцем старого Порту, будто бы именно здесь можно по-настоящему прочувствовать дух и аутентичную атмосферу города, настоящую, не приукрашенную пышными и роскошными зданиями Авеню Союзников. Спускающиеся к воде узкие проулки с крутыми лестницами, пёстрые фасады пошарпанных домиков, где на балконах сушится постиранное бельё, множество ресторанчиков, где вместе с туристами любят трапезничать местные жители, лавки с портвейном, консервированной макрелью и сувенирами.

3.  

Добавляем живописные виды на Дору и расположенный на противоположном берегу город Вила-Нова-ди-Гая с его тёмными погребами, набитыми пузатыми бочонками с портвейном - сложно не соблазниться и не побрезговать присесть в столь популярном туристическом месте, отыскав укромный столик в тени и за яствами наблюдая за течением реки, людских потоков и кораблей. Но рассиживаться некогда, сначала пройдёмся по набережной взад-вперёд, а уж мест для обеда в Рибейре предостаточно.

4.  

Многие из обращённых окнами на набережную старых зданий некогда являлись одноэтажными складами, позднее их реконструировали и надстраивали, кто во что был горазд. Отсюда и неоднородность фасадов, высоты и всех зданий, и отдельных этажей, разные цвета и стиль облицовки, наличие или отсутствие балкончиков. Верхние этажи занимают жилые помещения, о чём явственно свидетельствуют сушащееся на ветру и солнце постельное бельё и одежда. Таким ли Вы себе могли представить объект всемирного наследия ЮНЕСКО? А с 1996го года весь район Рибейра со своими домиками вдоль набережной носит столь почётный статус.

5.  

6.  

7.  

Стоит пройти чуть дальше, и вереница столиков под зонтиками остаётся за спиной, одновременно спадает интенсивность плотных людских потоков. Здесь легко словить избитое ощущение "И пусть весь мир подождёт" и порадоваться, что набережную Рибейры ещё не настолько затоптали туристы из Поднебесной, чтобы поскорее захотелось ретироваться обратно в менее исхоженные групповыми турами, но не менее симпатичные улочки. Португалия много лет подтягивалась к гигантам европейской туристической индустрии в качестве приоритетных направлений, и последние годы и Порту, и Лиссабон раз за разом всё чаще всплывают во всяческих рейтингах от туристических порталов. Впрочем, португальской экономике возросший спрос только пойдёт на пользу.

8.  

Интересно, а каковы цены на подобную старинную видовую недвижимость и есть ли на неё спрос? И есть ли смысл селиться на Каиш-де-Рибейра?

9.  

10.

Символ города, без чего Порту сейчас сложно уже представить - мост Понте-ди-Дон-Луиш I, названный в честь короля Луиша I Популярного. Несмотря на прицепившееся, видимо, по причине ряда важных заслуг и деяний прозвище монарх, как и любой правитель или селебрити сегодня, легко мог подвергаться пересуду и критике. Так, он не соизволил явиться на церемонию открытия моста в 1886м году, за что обидевшиеся жители выпилили из названия слово "dom", которое в те годы использовалось в качестве почётного и уважительного обращения к знати. Сдаётся мне, что это всё-таки легенда, нежели свершившийся факт, потому что главный помощник всех тревел-блогеров и точка отсчёта при поисках информации об увиденных местах заявляет, что в те годы и остальные значимые сооружения получали названия в честь членов королевской семьи без упоминания всяких дополнительных титулов и вежливо-почётных обращений.

11.

Ещё до строительства ажурного моста через Дору на его месте с 1806го года существовал другой понтонный мост Ponte das Barcas, по которому жители Порту перебирались в Вила-Нова-ди-Гая и обратно. Представлял он из себя вереницу из 20 старых баркасов, соединённых стальными тросами, и с учётом того, что Дору в XIX веке ввиду отсутствия дамб выше по течению была куда более бурной рекой, конструкция такого моста оставляла лишь желать лучшего. И когда в город вторглись войска Наполеона, жители всего города в панике устремились в район Рибейра и на мост, спасаясь бегством. Мост из баркасов имел куда меньшую пропускную способность, чем обрушилась на него в тот день. Много лодок затонуло вместе с людьми, что впоследствии послужило пищей для размышлений городской администрации, что в столь ключевом месте при нараставшем товарообороте между Порту и Вила-Нова-Ди-Гая нужно строить полноценный и надёжный мост.

12.

Несмотря на то, что мост очень напоминает фрагмент Эйфелевой башни, и Густав Эйфель, действительно, построил один из мостов через Дору, именно мост Дона Луиша I - не его проект. Когда в 1879м году объявили конкурс, проект Эйфеля, получивший приз на выставке в Париже, был отвергнут. Выиграл проект бельгийской компании "Société de Willebroeck", в которой работал бывший соратник Эйфеля, немецкий инженер Теофиль Сейриг. Двухуровневый мост построили всего за 5 лет, с набережной к верхнему уровню и обзорной площадке можно подняться на фуникулёре. Сейчас я понимаю, что совершил большое упущение, не сфотографировав мост с противоположного берега и не поднявшись днём наверх. Не будьте, как Саша, сходите обязательно.

13.

Набережная Каиш-де-Рибейра и прилегающие улочки - ещё и Клондайк для любителей привозить подарки родственникам и друзьям. Портвейн, наверное, лучше покупать в специализированных винных магазинах, но если на них нет времени, всяких подарочных фунфыриков ассортимент чрезвычайно широкий.

14.

Что мне ещё очень нравится в старых районах европейских городов - аутентичные номерные таблички, как эмалированные металлические, так и керамические с национальными орнаментами, коими в Португалии выступает азулежу.

15.

16.

Такие магниты язык не повернётся назвать китайским ширпотребом: и азулежу, и мореплаватели, и петушок Барселуш из старой легенды, и брусчатка-калсада. И раз уж речь зашла о сувенирах, в Португалии активно высаживают пробковые деревья, поэтому из коры чего только не производят: и сумки, и чехлы для телефонов, и подставки под чашки.

17.

А ещё прямо на набережной можно взять напрокат велосипед и уехать к океану - ещё одна невыполненная автором галочка в списке возможных активностей в столь живописном и располагающем к открытиям и активности Порту.

18.

19.

Зуб даю - по набережной Вы прогуляетесь минимум один раз взад-вперёд, она не утихает до позднего-позднего вечера, а молодёжь продолжает тусить и заливать за воротник и ночью.

20.

21.

Когда смотрел при подготовке постов на карту Порту, удивился, что многие из посещённых мест расположены относительно компактно, но как растягивалось время при тех прогулках: пока на церковь какую-нибудь залипнешь или на фасад дома, пока по набережной пройдёшься. Не, Варламов бы за день всё обежал и сделал бы даже больше фотографий, только Порту явно намекает, что спешить никуда не надо, если ещё и с погодой повезло, так вообще праздник, а не город.

22.

Двигаемся дальше и от набережной поднимаемся чуть выше на площадь имени инфанта Генриха Мореплавателя. Вокруг неё сосредоточено сразу несколько занятных и примечательных построек, если заходить в каждую, то полдня пролетит, как одно мгновенье. Я ограничился лишь осмотром экстерьеров почти у всех из них. Во-первых, Palácio da Bolsa - бывшее здание биржи, выстроенное в неоклассическом стиле с часовой башней и колоннами, подпирающими портик. Дворцу бы самое место на Авеню Союзников, но строительство в середине XIX века начали поближе к набережной и центру городской торговли. Удивительно, что само здание построили за 8 лет, а над интерьерами корпели аж 60. Многочисленные статьи призывают не проходить мимо, ибо Арабская Комната, выполненная в мавританском стиле, и Зал Наций попадают в категорию must-see.

23.

Дом, в котором жил Генрих Мореплаватель, расположен на одной из соседних улочек, а на самой площади стоит изящный монумент, увенчанный его статуей. Пусть Генрих в исследовательских экспедициях почти не участвовал, а был, так сказать, скорее теоретиком и организатором, такие упорные и ответственные люди в тылу тоже важны, пока бравые капитаны бороздят на бригантинах моря да океаны. Красное здание из металла и стекла - рынок Mercado Ferreira Borges, названный в честь португальского экономиста. Построенный в конце XIX столетия взамен старого рынка, сейчас он служит в качестве концертно-выставочной площадки, плюс внутри работает ресторан. Формат лиссабонского Time Out Market прижился бы лучше, на мой взгляд.

24.

25.

26.

Чем мне дополнительно импонирует Порту - городу очень повезло с рельефом. Перепады высоты не такие мощные, как в Лиссабоне, где ноги в конце дня точно "спасибо" не скажут, но достаточные, чтобы в видовых городских фотографиях сама собой образовывалась многоплановость.

27.

28.

И зачем в Порту туристические автобусы? В принципе, всё основное ногами неспешно проходится за пару дней, к тому же автобусам наверняка тяжко рулить по извилистым улицам старой части города. Для кого-то вполне себе опция, а автобус заслоняет от нас лаконично украшенный керамикой фасад церкви Святого Николаса (Igreja Paroquial de São Nicolau).

29.

Стрит-арт в Порту, разумеется, присутствует в небольшом количестве - тема для отдельной заметки.

30.

Рядом с площадью имени Генриха Мореплавателя сразу несколько значимых церквей, ни одну из которых Ваш корреспондент не удосужился посетить. Погода уж чересчур располагала к тому, чтобы оставаться снаружи. Справа - готическая церковь Святого Франциска (Igreja Monumento de São Francisco), внутри, по фотографиям из сети, очень "жирный" барочный интерьер. Слева к ней примыкает церковь достопочтенного третьего ордена Святого Франциска (Igreja da Venerável Ordem Terceira de São Francisco), специалисты разберутся, как правильно перевести с португальского религиозные термины.

31.

А дальше можно отправиться бродить, куда глаза глядят, поднимаясь выше снова к обзорной площадке Miradouro da Vitoria и ещё выше, ведь пока мы с виртуальным попутчиком ещё не дошли до башни Клеригуш. И везде эти балкончики с вывешенным на просушку бельём, вызывающие лишь умиление. Я до Португалии думал, что это чисто итальянская тема, потому что в Испании подобного не замечал, но оказалось, что было б яркое солнце и ветер.

32.

33.

Почему на многих балконах вывешены флаги? Всё просто, поездка в Португалию случилась в июне 2016го года (да, растянул чересчур повествование, но катастрофических изменений в стране не произошло за эти годы, поэтому вся информация вполне актуальна), тогда как раз проходил чемпионат по святому для страны виду спорта, то есть футболу. И спустя пару-тройку недель сборная Португалии во главе с Криштиану выиграла главный трофей.

34.

35.

36.

37.

На узких улицах Рибейры беззастенчиво прижимаются друг к дружке, как подростки весной в период "играй, гормон", автомобили местных жителей. Горожан называют portuenses, так и не смог подобрать звучного слова. Как говорят на ютубчике, оставляйте свои версии ниже в комментариях.

38.

39.

Безгранично красивые улицы, правда, не всё так радужно, попадались периодически и заброшенные дома, что даёт вспомнить о том факте, что с экономикой в стране последние десятилетия не всё идёт так, как хотелось бы и властям, и населению. Но мы ж не расследование сделать приехали или репортаж о тайных сквотах старого Порту, а отдохнуть и развеяться, увидеть что-то новое и, как показали пару дней, влюбиться в Порту.

40.

Вот честно, недавно один знакомый программист и музыкант, живший в том же нелюбимом Варламовым районе Святого Петербурга, что и автор, переехал жить в Порту. И увидев статус на фейсбуке, я такой: "Ах, Порту.... пора бы разобрать фотокарточки из чудесного города". Маршрут последней, третьей прогулки будет петлять, без претензий на статус оптимального. Keep it locked!

Другие посты о Португалии:

Порту очаровывает с первых шагов


Лиссабон. Всё пришлось начать сначала


Бон-Жезуш-до-Монте - лестница к Богу



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

фотге, trips, Португалия

Previous post Next post
Up