Живой, энергичный, молодёжный, загадочный, открытый, чарующий, контрастный, интересный, завораживающий, живописный, красивый, запоминающийся, бурлящий, но весьма уютный - столько ещё хвалебных и положительных определений и эпитетов легко можно подобрать, когда речь заходит о Порту.
"Удачное место для своей зимней дачи выбрал мусье Ловыгин", - приговаривал я, выйдя на залитые ярким солнцем улицы Порту. Честно говоря, даже слегка неудобно, что почему-то из всего португальско-испанского вояжа рассказы об этом потрясающем и запавшем в душу городе остались на десерт. Порту, конечно, не сравнить с Римом по концентрации архитектурных красот и исторических достопримечательностей на квадратный километр; однако, такое не очевидное сравнение приходит на ум - всё же пусть Порту и не музей под открытым небом, долгое время я не понимал, как выстроить о нём повествование, а о Риме и подавно пока не представляю тем более. И тут на помощь вновь приходит опробованный и опытными блогерами, и аматорами, формат нескольких виртуальных прогулок, куда более приятный, чем сухой топ-10 мест, которые обязательно нужно посетить в Порту.
Маршрут первой прогулки начинается на площади Свободы (Praça da Liberdade), где центральным объектом выступает памятник Педру IV - королю Португалии и первому императору Бразилии. От неё поднимается наверх широкая Авеню Союзников (Avenida dos Aliados), фланкированная пышными и величественными зданиями. Именно на Aliados Вы почувствуется себя в центре города, потому что остальная часть часть Порту, посещаемая туристами, являет собой довольно однородный архитектурный ансамбль.
Авеню Союзников же за ширину и влияние французской Beaux-Arts нередко сравнивают с Елисейскими полями; все эти пафосно оформленные здания, чей стиль варьируется от неоклассицизма до французского бозара, строились в начале прошлого столетия, чтобы впечатлять прохожих, и здесь расположились престижные отели, банки и офисы страховых компаний. В качестве союзников в названии очень короткого проспекта увековечены отнюдь не французы, а англичане; корни растут аж из XIV столетия, когда между двумя мореходными державами был подписан договор о вечной дружбе, союзе и сотрудничестве. Удивительно, что он действует и по сей день, являясь старейшим действующим договором в мире.
2.
Завершённость роскошному и пафосному облику Avenida los Aliados придаёт здание городской ратуши, Câmara Municipal, с 70-метровой часовой башней, куда даже можно подняться, преодолев 180 ступенек. Как и во многих странах Европы, здание городского совета открыто для посещения, и администрация не закрывается за семью засовами, отгораживаясь от посетителей.
3.
4.
Глядя на изящные здания Aliados, вполне реально начать соглашаться с популярной местной поговоркой, уже не раз процитированной в предыдущих рассказах о Португалии: "В Лиссабоне кутят, в Порту работают, в Коимбре учатся, а в Браге молятся". Однако, не стоит забывать, что Порту известен и ассоциируется прежде всего с портвейном, а за пределами Aliados начинает всё больше чувствоваться движение, атмосфера тусовок и креатива. Нет, конечно, вечно тусить не получится, работать тоже придётся, но все последующие контакты в магазинах, кафешках и туристическом офисе показали добродушие, открытость и драйвовость жителей Порту. Когда необходимо было распечатать посадочный талон на Ryanair, из туристического офиса нас отправили на ресепшен лакшери отеля, где с улыбкой ответили, что без проблем, распечатаем.
5.
И в конце концов, выяснить бы, кто придумал эту злополучную поговорку, уж не житель ли Лиссабона, мечтавший насолить обитателям Порту? Традиционно Порту считался индустриальным городом, на окраинах было сосредоточено множество производств. И если заглянуть в английский перевод, то всплывает следующее: "Lisbon shows off and Porto works." В столицах никогда не стесняются показушничать, и зачастую весь их кутёж обеспечивают промышленные регионы.
Жители Порту, вероятно, не раз выражали своё недовольство и искали способы отквитаться, и у них всегда имеется, как минимум, один мощный и высокоэффективный метод: в ранг культа возведена вечная непримиримая борьба двух футбольных клубов - "Порту" и "Бенфики". Входящий в так называемую "большую тройку" португальского футбола столичный клуб "Спортинг" выступает скорее дополнительным раздражителем, а основные схватки, конечно же, проходят между "Порту" и "Бенфикой".
6.
7.
Цвета "Порту" - синий и белый, традиционные цвета керамической плитки азулежу. Они же используются в официальной инфографике города, очень узнаваемой и запоминающейся.
8.
Забавно, что из всех архитектурных изысков Avenida Los Aliados рядовой обыватель запомнит прежде всего воистину имперский McDonald's, занимающий помещения исторического Café Imperial. Вряд ли в окружении ар-декошных витражей и оригинальных винтажных люстр фастфуд приобретает вкус и полезные свойства, но заглянуть, оказавшись рядом, наверное, точно стоит.
9.
10.
Порту очаровал с первых же шагов, но это пока только цветочки, переходим к ягодкам. От площади Свободы рукой подать до одного из самых популярных и часто посещаемых мест Порту - вокзала São Bento, названного в честь Святого Бенедикта. Известен он не своим фасадом из светло-серого гранита, где без влияния французского бозара тоже не обошлось, а холлом, украшенным большими панелями из азулежу.
11.
На сине-белых панно Сан-Бенту изображены значимые сюжеты из истории Португалии. Многоцветный фриз, опоясывающий холл, несёт в себе сцены, отображающие сельскую жизнь и развитие транспорта в разных регионах страны. Всего у архитектора ушло 11 лет на украшение холла, а общее количество плиток - около 20 тысяч. Чтобы сфотографировать панели целиком, придётся встать очень-очень рано и всё равно потолкаться с инстаграмерами, в остальных случаях остаётся лишь задирать камеру повыше.
12.
Потому что пассажиров на вокзале как будто бы меньше, чем туристов всех мастей, от одиночек и парочек до больших организованных групп с экскурсоводом. Не единственное место в Порту, где можно встретить столь большие по площади панно из азулежу, но уж точно самое популярное.
13.
В средние века, как известно, на Пиренейском полуострове существовало и враждовало между собой несколько королеств. История следующего панно пересказывает нам легенду XII столетия о рыцаре по имени Эгаш Мониш. Родом из аристократической семьи, он получил на воспитание сына графа Португалии, который впоследствии станет известен под именем Афонсу I Великого в качестве первого короля независимой Португалии, освободив земли от подчинения королевству Леон. Достигнув дееспособного возраста 14 лет будущий король собрал войско, произвёл себя в рыцари, чтобы получить контроль над страной. Во время осады Гимарайнша, являвшегося в те годы политическим центром страны, испанский король Aльфонсо VII Император потребовал присягнуть ему на верность, на что Эгаш Мониш от лица своего короля ответил согласием.
Однако, у молодого Афонсу были на уме совсем иные планы. Он порешил расторгнуть всяческие вассальные связи с испанцами и пошёл войной на королевства Леон и Галисию. Эгаш Мониш осознал свою оплошность и в компании своей жены и детей в белых одеяниях и босиком отправился в столицу Толедо, чтобы предстать перед Альфонсо VII и сдаться в плен, будучи готовым распрощаться с жизнью, так как его ученик оказался очень дерзким и своенравным и не выполнил обещанное. Император был тронут такой искренностью и почтением и не стал казнить Эгаша Мониша, отпустив его обратно в Португалию.
14.
Битва в Аркуш-де-Вальведеш между королевствами Леон и Португалией в 1140м году всё при тех же монархах.
15.
Генрих Мореплаватель, инфант Португалии, участвует в завоевании Сеуты (1415 год), ныне являющейся полуанклавом Испании в северной Африке.
16.
17.
18.
В остальном, внутри вокзал ничего необычного не предлагает, выполняя свои сугубо утилитарные функции по доставке пассажиров из одного города в другой.
19.
20.
Практически через дорогу по диагонали от вокзала имени Святого Бенедикта - украшенный азулежу фасад церкви Святого Антония (Igreja de Santo António dos Congregados), построенной в начале XVIII столетия на месте cуществовавшей до этого часовни. Азулежу расписывал тот же известный художник Jorge Colaço, что и холл вокзала São Bento.
21.
Внутрь я пытаться проникнуть не стал, а церковь помимо внушительного фасада примечательна минимум тем, что внутри находится гробница с мумифицированным телом 4го Папы Римского, Святого Климента, жившего в I веке. Единственное тело Папы, покоящееся столь далеко от Ватикана.
22.
Довольно, пожалуй, истории, прогуляемся до ближайшей смотровой площадки и окинем взором город, которому так повезло с рельефом и наличием поблизости реки Дору, добавляющими плюс 100 к живописности. Порту - это не только азулежу, это прежде всего узкие разноцветные здания с непременными балкончиками, с которых любят наблюдать за обстановкой и подмечать любые изменения внимательные португальские бабули.
23.
Кайф, вспоминается, как бродили по этим улочкам, заходили в магазинчики и делали перерыв в прогулках на кофе с паштеишами, а это уже отдельная долгая тема, ведь у португальцев свои кофейные термины - никаких привычных эспрессо, капучино и латте.
24.
После посещения обзорной площадки отправимся в городской кафедральный собор Се, а пока сверяясь с картой, ищем Miradouro da Vitoria.
25.
Все погреба с бочками с портвейном, куда проводят дегустационные туры, расположены на другой стороне впадающей в Атлантику реки Дору, в городе Вила-Нова-ди-Гая, а ведь сначала кажется, что там просто другой район Порту.
26.
27.
Виден отсюда и знаменитый мост Дона Луиша, визитная карточка и один из главных символов города. В Порту очень сложно сделать выбор: куда бежать в первую очередь? В какой последовательности осматривать отмеченные на карте достопримечательности? И как тут не отвлечься на симпатичную улочку и не осознать, что маршрут, как таковой, не особо важен, ведь рано или поздно ты всё равно увидишь и мост, и собор, и набережную Рибейра с лодками, и многое другое. Пока же дорожка вывела на мирадор, а взглянуть в самом начале знакомства с городом на него чуть сверху никогда не становилось плохой идеей.
28.
29.
30.
Теперь снова пойдём обратно к вокзалу, чтобы дойти до моста и спуститься к набережной, но сначала заглянем в кафедральный собор Sé do Porto. Историки до сих пор спорят, в какой половине XII века началось его строительство, зато едины в том, что вплоть до конца XVIII века в его изначальный романский облик неоднократно вносились множественные изменения, особенно в эпоху барокко.
31.
На площади Terreiro da Sé перед собором закручивается в небо Позорный столб. Оригинальный каменный столб, на крючьях которого вешались преступники в назидание остальным, стоял в другом месте в XVI-XVIII веках, пока не был разрушен в результате масштабной компании. В те годы в Португалии разрушались многие монументы, в которых видели символы притеснения, угнетения и деспотизма. А данную колонну установили лишь в 1940м году, когда городские власти расчищали район вокруг собора от высоких зданий, плотно его окруживших, организовав эту просторную площадь или террасу.
32.
В Се оказалось ещё больше туристов, чем в холле Сан-Бенту, и я запомнил разве что внушительных размеров алтарь с витиеватыми колоннами. Сейчас бы ради этой заметки и расширения кругозора наверстать, да многочисленные сайты, в том числе на английском и португальском, пересказывают друг друга о том, в какие годы вносились изменения в экстерьер собора, как менялись купола башен, когда появилось окно-роза при входе, и когда итальянский архитектор добавил сбоку барочную лоджию.
33.
34.
35.
36.
Зачем идти в Се, даже если Вам вся религиозная тематика и с точки зрения эстетики совсем не по душе? Терраса Terreiro da Sé - ещё одна обзорная площадка, виды отсюда открываются на Порту не самые лучшие, но пополнить Вашу копилку сделанных в замечательном со всех сторон городе кадров здесь точно удастся.
37.
Всё-таки красные черепичные крыши - самый визуально приятный и фотогеничный вариант кровли, жаль сейчас так не делают в городской среде.
38.
39.
А уж кампанилу Клеригуш, самую высокую церковную башню всей Португалии видно почти отовсюду. Раньше она служила ещё и ориентиром для заходивших в залив со стороны Атлантики и курсировавших далее по реке кораблей. Поближе к башне подойдём попозже в рамках сей виртуальной экскурсии по Порту, который с первых же метров и минут нахождения на улицах высоко задрал планку концентрации красоты и погрузил в уютную и оживлённую атмосферу, способствовавшую вместе с тёплой и солнечной погодой долгим беспечным прогулкам.
40.
А для первой части, пожалуй, достаточно; лично мне бы хватило, чтобы точно не остаться равнодушным к образу Порту и чтобы захотеть туда добраться или же вернуться. Продолжение следует... Keep it locked!
Другие посты о Португалии:
Брага - португальский Рим
Город на 7 холмах, основанный Одиссеем
Пена - кошмар архитектора или шедевр?
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.