Современное видение азулежу. Выставка Add Fuel "Deuxième Désintégration" в Париже

Apr 17, 2020 09:45


Португальский художник Add Fuel взял за основу своего творчества традиционные орнаменты и цветовую гамму глазурованной керамики азулежу и успешно импровизирует на улицах и в студийных работах далеко не один год. В апреле 2019го года я побывал на открытии его выставки "Deuxième Désintégration" в Galerie Itinerrance в 13м районе Парижа.



Настоящее имя Add Fuel - Diogo Machado. Получив степень по графическому дизайну в лиссабонском IADE - Институте изобразительных искусств, дизайна и маркетинга, он несколько лет работал в дизайн-студиях в Португалии, а затем в течение восьми месяцев в Мюнхене. С 2007го года полностью сконцентрировался на работе художника. Причём сначала Диого создавал на своих холстах тёмную визуальную вселенную, населённую эксцентричными существами, черпая вдохновение из видеоигр, комиксов, анимации, научно-популярных фильмов и дизайнерских игрушек. В 2008м году его привлекли эстетические возможности трафаретов и паттернов, и постепенно Add Fuel обратился к традиционной для Португалии расписной глазурованной керамической плитке, известной под названием азулежу.

Для выставки в парижской Galerie Itinerrance художник подготовил множество плиточных панно разных размеров, несколько скульптур, а также расписал стену при входе в галерею и пару фасадов жилых зданий в 13м районе. Приехав в вечер открытия выставки, мы встали в длинную очередь на вход. Странно, вход в эту галерею всегда бесплатный. Оказалось, что очередь стояла за заранее зарезервированными постерами, лимитированный тираж которых художник тоже выпустил к выставке.

2.  

3.  

Смешивая традиционную культуру и современные мотивы, казалось бы, две непримиримых визуальных идиомы, Add Fuel в своём творчестве старается объединить классические декоративные элементы с современными визуальными референсами в новые формы, которые демонстрируют впечатляющую сложность и мастерское внимание к деталям со стороны художника. На первый взгляд, его работа с плиткой небольшого и среднего размера, крупными трафаретными рисунками и ручной росписью может показаться просто незатейливой стилизацией классического формализма, однако более внимательный осмотр работ вознаграждает зрителя хаотическим миром недвусмысленных и оригинальных мотивов и персонажей, наполненных глубокой эмоциональностью.

4.  

Создание баланса и гармонии из симметричных повторений, наращивание числа слоёв и применение различных техник визуальной иллюзии, как например, тромплей - всё это позволяет многослойным орнаментальным композициям Add Fuel создавать свой поэтичный ритм, играющий с восприятием зрителя и предлагающий ему множественные варианты для интерпретации.

5.  

Изучив широкий спектр как ручных, так и цифровых методов и техник в области рисования, графики, живописи, печати и керамики, Add Fuel в своих работах ведёт сложный диалог между старым и новым, между наследием и современностью.

6.  

Все работы на выставке продавались. В первую очередь расхватали самые маленькие панно из одной квадратной плитки - оранжевые круглые стикеры на табличках как раз об этом сообщают. Парижане, будучи людьми со вкусом, любят всякие дизайнерские магазины, картинные галереи и лавки антиквариата, создавая в своих квартирах мини-музеи, где одна на другую наслаиваются в предметах интерьера совсем разные эпохи. Поэтому ажиотаж вокруг осовремененного азулежу от Add Fuel вполне понятен.

7.  

Чтобы подчеркнуть, что Add Fuel не только в студии режет плитку и расписывает её через трафареты, в галерее установили несколько корпусов от электрических шкафов, которые художник тоже расписал своими азулежу.

8.  

9.  

10.

11.

Я сфотографировал почти все работы, представленные на выставке. Наверное, только самые маленькие панно не стал снимать отдельно, и их было точно не 8, как на несколько фотографий выше.

12.

Уже не первый раз наблюдаю такую тенденцию, как художники в преддверии выставки пробуют себя в скульптуре. Add Fuel не стал исключением, получилось довольно неординарно.

13.

14.

15.

16.

Нашёл серию фото, где художник режет плитку и готовит панно к выставке в своей студии в Кашкаише в Португалии.

17.

18.

Выставка носила название "Deuxième Désintégration", то есть "Вторая дезинтеграция". Ни в пресс-релизе, ни на сайте или в инстаграме художника идея выставки не объяснялась. Как видно из работ, Add Fuel представил более традиционные сине-бело-голубые цвета азулежу, добавив немного золотистого. Эти цвета и являются для него основными, как дань наследию и истории, однако в других своих работах он любит экспериментировать и с остальными цветами, создавая многослойные трафареты в стиле азулежу.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

В целом, его панно носят больше декоративный характер и вызывают ностальгию по Португалии, чем вызывают лично у меня гамму эмоций и предлагают варианты множественных интерпретаций, как профессионально расписано в переведённом мною био художника. Да, красиво исполнено и сразу притягивает взгляд и в формате панно в рамке, и в формате уличного мурала на стене здания. Да, классная идея поддерживать португальскую культуру и вносить в неё что-то новое и современное, приобщая массы к традициям и наследию предков. Да, персонажи отдельные на плитках вклиниваются интересным образом. Всё равно воспринимается, как оформительское искусство, как иллюстрации, что не есть плохо. Примерно так же я отношусь к каллиграфии в стрит-арте. Тем не менее за идею, за оригинальность, за мастерское исполнение и применение разных техник я Add Fuel, как художника, очень уважаю и всегда рад видеть на улицах его работы.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

А как Вам такой вид искусства? Представьте, если б у нас в стране нашёлся такой художник, взявший бы за основу гжель и хохлому, добавил бы туда персонажей из былин и сказок, и таким образом бы разукрашивал, например, трансформаторные будки или те же самые электрические шкафы вместо серой и болезненно-жёлтой краски и сетки-рабицы против рекламы проституток. Представили? Забудьте, общество и городская администрация у нас до сих пор редко понимает необходимость качественного стрит-арта (а не граффити) на неисторических зданиях. А Add Fuel тем временем продолжает нести португальскую культуру всему миру.

35.

P.S. Долиставшие до конца поста читатели получают спойлер. После азулежу от Add Fuel я буду писать серию постов про славный город Порту, где классического азулежу море. Из давней поездки в Португалию с Валенсией все остальные фотографии уже разобраны и заметки написаны, а Порту остался на десерт. Keep it locked!

Другие посты о стрит-арте Парижа и выставках:

Savages - выставка Vinie и Doudou Style


Стрит-арт Парижа. Часть 4


Стрит-арт Парижа. Часть 3



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

street art, Франция, art, фотге, events, trips

Previous post Next post
Up