Простирающийся на семи холмах Лиссабон не кричит налево-направо о своём статусе одного из древнейших поселений, ведь мощное землетрясение середины XVIII века камня на камне не оставило от столицы Португалии. А по легенде, самый прекрасный город на свете в этих землях решил построить, попутно охмурив местную змею-королеву, сам Одиссей.
Древнегреческие мифы с Португалией почти ничего не связывает, южнее этих благодатных земель расположились разве что Геркулесовы столбы: Гибралтарский пролив в античном мире считался не просто воротами в Атлантику, а концом света, не сулившим любознательным и падким на исследования мореплавателям ничего кроме мучительной смерти от бесконечных странствий в неспокойных водах без возможности пристать к хоть малейшему кусочку суши и пополнить запасы пресной воды и провизии. Поэтому и популярное португальское сказание о якобы обнаруженных документах времён Римской империи, в которых чёрным по белому написано, что после разрушения Трои в столь далёкие от родной Итаки земли не просто заглянул, а решил ещё и город возвести, герой древнегреческих мифов Одиссей, вызывает изрядный скепсис и сомнение.
Даже читавшие "Одиссею" и "Илиаду" Гомера по диагонали или в кратком содержании помнят о встрече с циклопом, о чудовищах Сцилле и Харибде, о завлекательных, как рекламные посты инстаблогеров, песнях сирен, о желании героя вернуться в объятия верной и любимой жены Пенелопы на родную Итаку, но поведут бровью, когда их станешь уверять, что во время своих скитаний по средиземноморью Одиссей повелел бросить якорь у берегов дальнего края, называемого греками Офиузой, "землёй змей", где правила жестокая и капризная полу-женщина, полу-змея.
2.
По всем канонам диснеевских сказок была она насколько необычайно красива, настолько и несчастна, и вовсе не от того досадного факта, что обманом и изменой её лишили законного права на престол и железный трон, а что мужика достойного поблизости не встречалось, и часики быстро тикали и в античные времена. Сильная и независимая, без единого кота, ибо какой кот станет жить подле змеи, самопровозглашённая королева выгнала всех людей со своих живописных земель. Проявлявшие непокорность погибали от укусов её подданных. И совершая утренний моцион, она увидела, что в устье реки зашёл корабль, на носу которого, всматриваясь в зелёные берега, стоял красавец-мужчина с идеальными кубиками пресса, многочисленными шрамами и копной развевающихся на ветру волос. Ужель судьба?
3.
Несмотря на предостережения редких местных жителей не соваться в угодья королевы-змеи Одиссей столь впечатлился красотой и живописностью берегов реки Тежу, что вбив копьё в землю, возгласил: "Здесь город будет заложен! Да не просто город, а самый прекрасный на свете! После циклопа, морских чудовищ, сирен и спуска в ад испугаться змею? Не смешите мои сандалии! Где там ваша королева ползает?" Силён, хорош собой, умеет себя поставить - не о таком ли герое королева-змея и мечтала всю жизнь? Втюрилась, в общем, по самое не хочу, точнее, в данном случае, хочу.
4.
Королева пошла на попятную и разрешила людям снова ходить по её земле, только Одиссей обязался, что если уж хочет возвести красивый город, слава о котором будет греметь на весь античный мир, должен оставаться в нём правителем до конца жизни. Закипела работа, свозился камень из каменоломен, брёвна из густых лесов, а чем дальше продвигалось строительство, тем больше Одиссей скучал по свободе и путешествиям. Не сиделось ему на попе ровно, и он под покровом ночи сел на корабль и уплыл подальше от обезумевшей от односторонней любви королевы. Та тряслась в агонии и ярости, сносила своим змеиным хвостом новые постройки и злобно шипела на всю округу, да сердечко не выдержало столь ощутимой потери, и от мощных предсмертных судорог королевы ходила ходуном земля и возникли те самые семь холмов, на которых и стоит Лиссабон. Змеи покинули эту местность, а город в итоге достроили и назвали в честь основателя Одиссея (или Улисса на латыни) - Олиссипо.
5.
Верить или нет столь красивой легенде, учитывая очевидный факт, что многие персонажи древнегреческих мифов и античных легенд, являются вымышленными, пусть решает каждый сам для себя. Для скептиков существует более вероятная теория, что город основали финикийцы и нарекли его Аллис Уббо, "приятная гавань", что за прошествием лет трансформировалось в Олиссипо, а позднее в Лиссабон. Следов пребывания финикийцев на Иберийском (Пиренейском) полуострове предостаточно.
6.
Название "город на семи холмах" закрепилось основательно за Римом, а не за более древним, как оказывается, Лиссабоном. Набожные жители столицы Португалии соотносят свои семь холмов с семью холмами священного города Иерусалима, посему на вершине каждого из них возвели церковь, чтоб и ближе к Богу быть, и чтобы путь к Богу, как минимум, помолиться, не представал простой задачей - будь добр, по жаре заползи наверх.
7.
Шутки шутками, а холмистость рельефа внесла свои коррективы в урбанистическую среду Лиссабона. С одной стороны, возвышенности позволили открыть множество "miradouro", не пустующих смотровых площадок, разместить там кафешки и продавать туристами сувениры и всяческую полезную и не очень мелочёвку, а с другой стороны, на регулярной основе передвигаться между разными уровнями, качать икры и давать нагрузку на колени, особенно винтажным бабулям - сомнительное удовольствие. Туристы и путешественники приезжают в новую страну с жаждой познаний культуры и, исследуя Лиссабон, готовы потерпеть несколько дней и походить вверх-вниз, а что делать горожанам? Так в столице Португалии появились фуникулёры и лифты.
Самый знаковый из них - изящный элеватор Санта-Жушта, спроектированный Раулем Месньером, учеником того самого Эйфеля, и действующий уже почти 120 лет. Он за считанные мгновения и 5 евро поднимет Вас из низинного престижного района Байша на 32 метра в не менее элегантный район Шиаду, называемый сердцем Лиссабона. Впрочем, если за означенную сумму Вы предпочтёте пару паштеишей умять с чашечкой бики, а не почтить таким образом силу инженерной мысли конца XIX столетия, никто с укором качать головой не станет. Верхний уровень Санта-Жушта преподносится как лучшая обзорная площадка в центре города, но сын маминой подруги Вам посоветует подняться на своих двоих в Шиаду, заодно и много всего по пути поглядите, а от прокатившихся на лифте Вас в итоге будут отделять лишь перила, а виды на округу абсолютно идентичные.
8.
Безнадёжно изрисованные граффити фуникулёры - ещё более абсурдная трата бюджетных средств при настоящем курсе европейской валюты к нашему деревянному несгибаемому рублику. Тем более пользоваться общественным транспортом в центре Лиссабона нет особой необходимости - только если Вы решите уехать в Белем, Алфаму или другие районы.
9.
Ещё одна визитная карточка Лиссабона, без фотографии которой не обойдётся ни один путеводитель по Лиссабону или блогерский отчёт - старинные жёлтые трамваи, немного облагороженные в середине 90х. Особой популярностью пользуется маршрут под номером 28, что стремительно пронесёт Вас по холмам вдоль всех основных достопримечательностей центральной части города. И пока, отвернувшись к окну и разглядывая красоты города, Вы будете щёлкать затвором, воришки найдут путь к содержимому Ваших сумок, рюкзаков и карманов. В 28м трамвае воровали и продолжают воровать, но набитые гостями столицы вагончики регулярно следуют по проторенному маршруту изо дня в день.
10.
Маршрут 28го трамвая проходил буквально по соседству с нашим отельчиком в тихом районе Лиссабона, но мы предпочли исследовать город на своих двоих, наклонные улочки - не в тягость.
11.
А девушкам о каблуках стоит забыть или для канонических инстаграмных позёрских фото босоножки придётся носить с собой в сумке, ибо ни рельеф, ни брусчатка к столь изящной обуви не располагают.
12.
13.
И прекрасен ли Лиссабон? Исполнилось ли желание Одиссея? За многие столетия на земном шаре человечество возвело сотню прекрасных городов, и как говорится, каждый кулик своё болото хвалит; так и почитатели Лиссабона найдут миллион аргументов, чем столица Португалии превосходит Рим, Лондон, Париж, Сингапур - какие ещё фавориты нынче?
14.
Одна наша знакомая, узнав о планировавшейся поездке на португальскую землю, восторженно расхваливала город на семи холмах: "Обязательно сходите вот туда, в Алфаму лучше вечером не ходите... Оооо, как я обожаю Лиссабон!" Когда город ассоциируется с романтическими отношениями, пусть и давно закончившимися, ты всё равно станешь всем знакомым петь дифирамбы тем местам, где ходила, держась за руки с португальским загорелым мачо.
15.
А соответствует ли реальности местная поговорка "В Лиссабоне кутят, в Порту работают, в Коимбре учатся, а в Браге молятся", настолько ли располагает к кутежу Лиссабон, поговорим в другой раз. Keep it locked!
Другие посты о Португалии:
Тайная обитель масонов в Синтре
Пена - кошмар архитектора или шедевр?
Португальский Вифлеем
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.