Достояние республики. Культурный центр Гейдара Алиева

May 15, 2019 09:15


Если бы в Баку мне предложили выбрать лишь единственное место для посещения, победителем бы вышел культурный центр, построенный по проекту архитектурного бюро Захи Хадид. В его космических текучих абстрактных формах сложно узреть нечто конкретное, а уж тем более подпись бывшего президента Азербайджана, Гейдара Алиева.



Имя Захи Хадид, к сожалению, рано покинувшей наш мир, магнитом притягивает любителей нетривиальной современной архитектуры. Её выдающиеся проекты обходятся заказчикам довольно дорого по причине сложности возведения пластичных форм зданий и, как следствие, наличия больших неиспользованных площадей, куда вписать обыденные предметы интерьера и мебели предстаёт довольно непростой задачей. С финансами в Азербайджане при непрекращающейся добыче нефти из Каспийского моря дела обстоят весьма неплохо, поэтому объявленный в 2006м году конкурс на строительство культурного центра, что позволил бы Баку громко заявить о себе на мировой арене, выиграл проект архитектурного бюро Захи Хадид. Азербайджан и по сей день рьяно стремится избавиться от наследия советского монументализма, поэтому здание хотели видеть и футуристичным, и в то же время отдающим дань азербайджанской культуре и выражающим оптимизм нации по поводу светлого будущего.

2.  

В текучих формах нереально представить подпись 3го президента Азербайджана, и слабо верится, что в техническом задании конкурса неоспоримым критерием и требованием значилось трехмерное архитектурное воплощение росписи, однако, раз такая информация неоднократно встречается, значит, определённый реверанс президенту, чьим именем назван центр, архитекторам выполнить надлежало. Получается, самая дорогая подпись в мире являет собой уникальное здание, стоящее на щедро обдумываемой ветрами возвышенности. Стоимость проекта упоминать будет излишним, если и официальные данные опубликовали в итоге.

3.  

Такого вау-эпатажа даже арабские шейхи раньше придумать не смогли, и смелый замысел азербайджанского правительства почтить память и увековечить имя Гейдара Алиева в ряде выдающихся сооружений, а заодно и показать всему миру, что на берегах Каспия не просто идут в ногу со временем, а иногда и забегают далеко вперёд, увенчался успехом.

4.  

Текучие формы обшитого белыми панелями здания плавно вырастают из площади и расходятся в стороны множеством складок, изгибов, завитков, дуг и скруглений. Футуризм Захи Хадид всегда удивлял и продолжает удивлять, белый цвет позволяет провести параллель как раз с тем самым потенциально светлым будущим, но где же дань азербайджанской культуре, если отбросить в сторону поползновения в сторону воплощения росписи?! Недостаточно ж банально разместить внутри выставки с народными костюмами и экспонатами, представляющими богатое культурное наследие страны.

5.  

Как заявило бюро, текучесть в архитектуре отнюдь не нова для данного региона и столетиями прослеживалась в исламской культуре - в каллиграфии сур и аят Корана, в непрерывных орнаментах, плавно перетекавших с ковров на стены, со стен на своды мечетей и погружавших молящихся Аллаху в единое пространство. Здание центра виделось Захе, как современная интерпретация исторической текучести и непрерывности пространственного потока в исламской архитектуре и оформлении интерьеров.

6.  

Очевидная дороговизна проекта лежит на поверхности - каким образом конструкция смогла бы выдерживать вес массивных гнутых сводов и перекрытий без применения колонн и с учётом сейсмической и значительной ветровой нагрузки? А ветра на площади перед центром не переставают дуть никогда, как заверили бакинцы. Архитекторы применили по аналогии с космическими кораблями перекрестно-стержневую конструкцию из смеси железобетона, стальных рам и композитных балок, спрятав все элементы конструкции под обшивку здания.

7.  

Обшивку составляют 12027 уникальных панелей из слоев мелкозернистого высококачественного белого цементного бетона, усиленного стекловолокном, слабо восприимчивого к загрязнению и позволяющего варьировать толщину в зависимости от местоположения панели. В обшивке нет двух идентичных панелей, каждую изготавливали в единичном варианте. Под обшивкой спрятаны 40 километров труб; и снова - ни одна труба не повторяет другую, у каждой своё место в каркасе структуры здания. К каждой трубе приворачивается своя панель. Не только самая дорогая подпись в мире, но и самый дорогой архитектурный паззл в мире. Посмотреть бы подробный документальный фильм, если таковой имеется, о том, как велось поэлементное проектирование с последующими расчётами на прочность и сейсмоустойчивость и верификацией полученных результатов.

8.  

Благодаря пластичным формам и белому цвету обшивки при разном освещении, при разном положении солнца светотеневой облик здания постоянно меняется. В идеале, особым фанатам и эстетам стоит посмотреть на здание центра и при дневном свете, и вечером в "синий час", когда внутри включают освещение. Во время моего дневного визита солнце, пробиваясь сквозь облачность и дымку, всё же освещало парадный фасад центра, играя лучами на обшивке, что отражались и били прямо в глаза. А второй раз вечером к расположенному не совсем в центре города зданию порешили не ездить.

9.  

А что внутри? А внутри постоянные и временные выставки, большая часть которых при сравнительно высокой цене не представляла для меня никакого интереса. И ради съёмки интерьеров можно было бы раскошелиться, если бы не одно весомое "но": внутри запрещено производить фотосъёмку на фотоаппарат, только на смартфон, что вносило существенные ограничения. Забирать камеру на хранение в ящичек - совсем не дружелюбное отношение к посетителям. Так что фотографии интерьеров, концертного зала и библиотеки поразглядываю вместе с Вами в сети, если я не попал впросак и не проверил актуальность обозначенного выше запрета.

10.

Парк с диагонально идущими от центра дорожками стал частью архитектурного ансамбля, и посетители не просто бродят вокруг здания, фотографируя его во всех возможных ракурсах, но и спускаются с площади ниже в парк, где стоят цветные скульптуры зайцев и улиток вместе с надписью "Я люблю Баку", и уже оттуда оценивают весь масштаб, мощь и пластичность выдающегося сооружения. И если сравнить фотографии с воздуха и нагуглить подпись Гейдара Алиева, то прослеживаются определённые аналогии.

11.

Заха Хадид говорила: "Люди привыкли считать, что лучшая форма здания - прямоугольная, потому что это типичный способ использования пространства. Что же, получается, в природе неправильно используется пространство? Мир - не прямоугольный. Вы же не говорите, придя в парк: "Какой ужас, здесь совсем нет углов!".

12.

Остальная современная архитектура в Баку, за исключением ещё мелькавших в предыдущем посте пламенных башен, не вызвала практически никаких эмоций. А Заха Хадид - это тот бренд, на который я бегу в каждом городе, где реализованы её проекты. Keep it locked!

Другие посты о Баку:

Когда тотальная реставрация не на пользу



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Азербайджан, фотге, trips

Previous post Next post
Up