Когда тотальная реставрация не на пользу. Старый город Баку

May 13, 2019 09:15


Если на карте пунктирной лентой обведён район, именуемый Старым городом, даже самый тру путешественник с большой вероятностью отправится туда за колоритом былых времён в первую очередь. Однако, Ичери-шехер, "внутренний город", в Баку предстаёт взору искателя не таким уж и старым и оставляет крайне противоречивое впечатление.



Преодолев редуты из не до конца убранных после проведения этапа Формулы 1 бетонно-металлических заграждений, я в предвкушении подходил к крепостным воротам Ичери-шехер, надеясь затеряться в закоулках извилистых улочек, разглядывая деревянные резные балконы и подглядывая за повседневной жизнью старожил-бакинцев, спрятавшихся, насколько это возможно, подальше от орд туристов, разыскивающих то самое уже отполированное тысячами ягодиц место, где на брусчатку с возгласом "Чёрт побери!" плюхался Андрей Миронов в классике советского кинематографа.

2.  

На деле оказалось, что старинная крепость Ичери-шехер после масштабной реставрации и реновации, охватившей весь город в последние годы благодаря пока ещё неиссякаемому потоку бабла от добычи нефтепродуктов с шельфа Каспийского моря превратилась в стерильный бездушный музей под открытым небом, почти лишённый аутентичности. Как я ни старался отклониться внутрь от опоясывающей "внутренний город" улочки, тянущейся вдоль крепостной стены, и поймать остатки былого колорита, везде обнаруживались лишь ресторанчики, сувенирные магазинчики, арт-галереи, и над самыми глухими переулками даже не висели растяжки с сохнущим бельём. Особенно контраст ощущался на фоне прогулок по стремительно ветшающему району Сололаки старого Тбилиси всего несколько дней тому назад, где быстро проходишь под покрытым трещинами балконом, надеясь, что он не рухнет вместе со всем добром его хозяина тебе на голову - совсем мёртвый будешь.

3.  

Основная движуха в старом городе наблюдается около Базарной площади, где в окружении арочных галерей выставлены обнаруженные после археологических раскопок древние резные надгробия в окружении работ современных бакинских художников. Вокруг своеобразного музея под открытым небом кипит туристическая жизнь - зазывалы с меню в руках цепляют прохожих, уверяя, что люля-кебаб и кутабы в их ресторане "пальчики оближешь", турецкие мороженщики с длинными палками устраивают свои вечные глупые игры, а на прилавках наряду с традиционными азербайджанскими сувенирами, то есть коврами, выставлена всякая рухлядь, утратившая актуальность ещё в советские времена.

4.  

Сложно не поддаться соблазну и не сделать прострел в сторону Нагорного парка, откуда в череду старых и отреставрированных зданий вклинивается одна из трёх пламенных башен - пожалуй, основного символа города, ведь нефть служит для Азербайджана первостепенным кормильцем и гарантом достатка определённой части жителей этой тёплой страны на берегу Каспия.

5.  

Ковры, разумеется, ручной работы - гордость азербайджанцев. Если азербайджанец хоть как-то участвует в дизайне интерьеров или владеет строительной фирмой, он всенепременно предложит своему клиенту уложить на пол тканый плод долгого труда за внушительную сумму, вписывается тот в общий концепт или нет - не важно, традициям перечить не принято. И поскольку в Советском союзе любой ковёр считался признаком достатка, особенно настенный, спрос на самые симпатичные изделия у продавцов в Ичери-шехере имеется, ибо Баку любят посещать жители южных регионов нашей Родины. Как пишут в инстаграме и говорят на ютубчике: у кого в детстве висел ковёр на стене - ставьте "+" в комментариях.

6.  

Ковры коврами, но старинные самовары, утюги и прочее барахло вызовет интерес лишь у профильных скупщиков подобных товаров. Мы в старинной крепости или на бакинской Уделке очутились всё-таки?

7.  

Въезд в старый город Баку платный, но когда ты можешь позволить себе Ламборджини и не боишься поцарапать болид, медленно ползая по брусчатке на узких улочках в поисках места под парковку, о таких мелочах, как парочка или, скажем, десяток манатов, точно не станешь переживать. Тут прекрасно всё - и итальянский супер-кар, и самовар, и дрова, припасённые то ли для его растопки, то ли для мангала под шашлык; Баку стремится стать кавказским Дубаем, и весь былой колорит стремительно улетучивается, подхватываемый сильными бакинскими ветрами.

8.  

Обнаружить то самое культовое место из "Бриллиантовой руки" не составит сложности, даю на всякий случай явку - улица Кичик Гала 8/1. Туристы не с постсоветского пространства обычно недоумевают, почему большинство так и норовит присесть пятой точкой на брусчатку, вскинув руки.

9.  

Предприимчивые бакинцы открыли кафе в том самом месте, где в фальшивой аптеке-травмпункте подскользнувшемуся и рухнувшему наземь Семёну Семёновичу Горбункову контрабандисты закладывали под бинты и гипс драгоценности. Иногда у той двери, где сидели на ступеньках два амбала, дежурит колоритная бабушка, наблюдая за растягивающимися в картинных позах туристами.

10.

Экскурсоводы настойчиво уговаривают всех своих клиентов обязательно сделать памятное фото на том самом месте, уверяя, что брусчатка после тысяч кадров идеально чистая и отполированная, можно не переживать замарать штанишки. А по Ичери-шехеру словно принято прогуливаться исключительно в составе группы. С каждого угла в вежливой форме атакует вооружённый пачкой буклетов молодой человек, предлагая отправиться на экскурсию по городу. Отрицательный ответ зачастую с первого раза не срабатывает, и парень продолжает приставать со своими выгодными предложениями, по надоедливости приближаясь к известным чайным промоутерам на Невском проспекте. Я в таких случаях обычно вывешиваю на фасад фирменный покерфейс и, не обращая внимания, иду своей дорогой, а Алёна не удержалась и высказала одному такому промоутеру, что дескать, нечего приставать так активно, когда уже сказали нет. Тот сначала опешил, потом разозлился и стал возмущаться, и после ещё долго слышалось за спиной его недовольное бурчание, надеюсь, не проклятия.

Парня можно понять, с одной стороны. Поскольку Азербайджан - мусульманская страна, слово мужчины - тут закон, а на улице парня на место поставила неизвестная русская девушка, когда местные привыкли помалкивать. Если в кафе Вы вместе делаете заказ, официант, повторяя все выбранные позиции и спрашивая "Что нибудь ещё?", в случае пары финального ответа станет ждать именно от мужчины. А своих клиентов из российской провинции тот парниша нашёл, я даже не сомневаюсь. Да и смысла брать экскурсию по Ичери-шехеру я не увидел - всё настолько вылизано, стерильно, что и слушать истории, и рассматривать бани, дворец Ширваншахов, превращённый в скучный музей (каким его находит абсолютное большинство посетителей), хочется по-быстрому и самостоятельно.

11.

До строительства пламенных башен пальму первенству среди символов города держала Девичья башня, чьё предназначение до сих пор окончательно не разгадано. В данной заметке мы практически не касаемся истории строительства крепости, но пройти мимо красивой, и как водится, трагической легенды, связанной с башней, не позволительно. Окошек в башне - кот наплакал, так что вряд ли, вывесив наружу свои длиннющие волосы, внутри в заточении грустила местная Рапунцель в ожидании бравого принца-спасителя. Скорее наоборот, один из правивших данными землями шахов однажды воспылал горячими чувствами к собственной дочери: видать, красавица родилась настолько потрясная, что ради такой и война могла развернуться совсем не нужная.

Инцест, пересуды, дурная репутация - до подобных мелочей опьянённому страстью и тягой к молодому упругому телу доченьки шаху просто не было дело. Желание мужчины закон, однако девушка решила отсрочить свадьбу хитростью и попросила возвести в её честь высокую башню. Мужик сказал - мужик сделал, хоть и средства требовались на строительство значительные, и для придворных архитекторов задачка предстояла непростая. А девушка, не желавшая выходить замуж за собственного отца, взбежала по лестнице на вершину башни, откуда нынче обозревают бакинскую панораму туристы, и бросилась вниз в бившееся в те времена о стены башни море.

12.

В Ичери-шехер остаётся выхватывать из общего крепостного ландшафта занятные детали; ещё одна точка притяжение - эпатажно оформленная мастерская художника Али Шамси, любящего вступать в диалог с посетителями и приглашать сделать пару мазков кистью на его новой картине.

13.

Личность в Баку довольно популярная, и клюнув на фасад его мастерской со львиной головой и причудливыми металлическими скульптурами, многие заходят перекинуться парой слов и поболтать с Али. Стены увешаны фотографиями с известными людьми - тут и члены правящей семьи Алиевых, и фронтмен немецкой группы Rammstein, и звёзды российской эстрады.

14.

Завидев в руках зеркалку, Али тут же принялся рассказывать, как в его мастерской на фоне странной стены со множество черепов и всякого хлама однажды американский фотограф полдня снимал обнажённую модель, расставив предварительно студийный свет и предупредив, что сам Али за предоставление декораций для съёмки ни маната не получит. И не получил, и даже фотографий не увидел, как ни старался найти в сети.

15.

Картины Али очень на любителя. Как он сам пишет: "Творчество - странная вещь. Не терпит предательства. Я знаю, что холсты мне не простят, если я перестану писать. Холсты не простят, если я перестану давать людям свою любовь, внимание, сопереживание." Я не проникся, но перекинуться парой слов с художником, делающим нечто особенное, пусть и никому не понятное, интересный опыт. Мне больше по душе пришлись подобные рисунки азербайджанских девушек на растяжках, закрывавших те немногие дома, где ещё идёт реставрация.

16.

Будущее поглощает историческое прошлое, Ичери-шехер, пусть и отреставрированный, благодаря кольцу крепостных стен представляет собой последний островок старого Баку, послуживший съёмочной площадкой и для других советских кинофильмов помимо "Бриллиантовой руки", из которого ушли и приятная атмосфера, и душа, и дух старины. Шаг за шагом я задумывался - либо я чего-то не понимаю, либо в Старом городе на самом деле чрезвычайно скучно, и даже бакинские мужики не рубятся в нарды на каждом углу.

17.

Если Вы не фотографируете в поездках памятники (я надеюсь, и не фоткаетесь на фоне памятников!), всё равно обратите внимание на бюст азербайджанскому поэту Алиаге Вахиду, яркому представителю так называемого жанра "газели" - не только животное и автомобиль, оказывается. Герои его стихов интегрированы в бронзовую причёску поэта.

18.

19.

Если не знать, что "внутренний город" - действительно старинный комплекс сооружений, пусть и после значительной реставрации и реновации, у не сильно начитанного и взыскательного посетителя легко может проскочить шальная мысли, что ему под видом старины подсовывают новодел, эдакую потёмкинскую деревню, где несколько исторических построек окружили рядами зданий, наоткрывали ресторанов и сувенирных лавок. Всё отнюдь не настолько печально, но ощущение искусственности не исчезает, когда бродишь по Ичери-шехер и пытаешься найти колорит и явную старину.

20.

Отказ от прошлого и стремление в богатое будущее видится в Баку на каждом углу, поэтому город и оставляет крайне противоречивые ощущения по итогам прогулок по его чистым и осовремененным улицам. А что в нём есть примечательно и реально особенного и запоминающегося, посмотрим в парочке следующих постов. Keep it locked!

Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Азербайджан, фотге, trips

Previous post Next post
Up