На высоком холме, обдуваемом бризом с Тбилисского моря, возвышается грандиозное сооружение со множеством барельефов человеческих фигур, сжимающих в руках кресты или мечи. Легко вообразить, что очутился на древнем капище, где и по сей день поклоняются и старым богам, и новым.
Из-за схожести структуры и размеров монумент авторства широко известного своими работами и за пределами родной страны скульптора Зураба Церетели окрестили «грузинским Стоунхенджем», а о никаком язычестве и речь быть не может - панели и барельефы на 16 колоннах несут на себе сцены из истории Грузии, так и переводится на русский язык название «Сакартвело Матиани», что, впрочем, вольному лингвисту и переводчику вполне позволительно трактовать как «Летопись Грузии», склоняясь к древнеславянскому варианту фиксации исторических событий.
На удивление, место несмотря на свои эпичность и монументальность чрезвычайно непопулярное среди горожан и гостей столицы. Вероятно, что во многих статьях со списками «Что посмотреть в Тбилиси за 1-2 дня?» оно отсутствует, хотя построили отнюдь не вчера - работы велись аж с 1983 года и по 2003й, а по снятым панелям аккурат напротив парадной лестницы легко сделать заключение, не обладая сверхспособностями дедукции по заветам одного английского сыщика, что работы, ремонтные или реставрационные, ведутся и сегодня. На самом деле, несколько панно не пришлись по нраву грузинскому патриарху и волею Божьей он повелел снять их и отправить на доработку.
2.
Встречают редких посетителей две ионические каннелированные колонны с капителями по бокам лестницы: одна в разрушенно-взорванном виде, вторая почти полностью окрашена белой краской. В применении одного из классических архитектурных ордеров, появившихся в эпоху Древних Рима и Греции, искусствоведы видят отражение того факта, что Грузия, будучи также древней страной, стояла не на последних ролях в событиях давно ушедших дней. Другая точка зрения гласит, что неорганизованность одной колонны и частичная окраска соседней символизирует современный период становления и развития Грузии.
3.
Каждая из 16 основных колонн монумента разделена на три смысловые области. Нижний уровень отдан панно с библейскими сюжетами, средний представлен 31-метровыми фигурами значимых в истории людей, начиная от великих царей и цариц и заканчивая деятелями искусства и военачальниками. И наконец, на самом верху, если постараться, доступны взгляду горельефы, посвящённые народным праздникам и рядовым бытовым событиям из жизни грузинского народа вроде сбора урожая винограда.
4.
В центре монумента - барельеф богоподобной Тамары, величайшей царицы, способствовавшей распространению христианства на грузинской земле. С периодом её царствования связывают самые лучшие, «золотые» годы в истории Грузии, развитие культуры и искусства и строительство множества храмов и монастырей. Действительно, иную фигуру и представить невозможно, однако, на месте «Сакартвело Матиани» планировали возвести совсем другой колоссальный монумент.
5.
Особо прозорливые читатели быстро смекнули, о ком может идти речь. Представляете, если бы планам построить на холме 100-метровую статую товарища Иосифа Джугашвили, известного под фамилией Сталин, суждено было стать явью? Смотрелось бы несомненно эпично: советская версия Колосса Родосского или титана, что охранял вход в гавань вольного города Браавоса в одной очень популярной сериальной фэнтези саге про борьбу за железный трон.
6.
Знакомые с библейскими сюжетами быстро распознают сцены на панно нижнего уровня: Иисус совершает омовение ног своим ученикам, Иисус проклинает смоковницу, сцены страшного суда, крестного хода, снятия с креста и т.д.
7.
8.
Стоящий где-то поодаль ансамбль из 13 статуй мудрецов я умудрился упустить, а пройти мимо небольшой церкви с типично аскетичным для Грузии экстерьером и выделяющимся изяществом фасадом, невозможно. Двери оказались закрытыми, а знатоки-счастливчики заявляют, что внутри эмаль и керамика красоты несусветной.
9.
Справа от лестницы разместился традиционный грузинский крест с дугообразной перекладиной. По легенде крест из виноградной лозы Богородица вручила святой Нино прежде, чем та отправилась с просветительской миссией в Грузию. Ещё одна теория гласит, что крест Нино сделала из лозы сама, скрепив его волосами. Так или иначе реликвию годами прятали от захватчиков, а сейчас она хранится в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси.
10.
Глубоко верующим, наверное, лучше бы взять гида в городе, что расскажет о каждом библейском сюжете на панно, укажет, где барельеф Давида IV Строителя, а где Мириана III и Ираклия II, поможет отличить князей Илью Чавчавадзе и Акакия Церетели.
11.
Наш же зафрахтованный на главном проспекте Тбилиси молодой таксист, такое сложилось впечатление, что первый раз очутился у монумента, и когда мы задали для поддержания беседы уточняющий вопрос: «А это Церетели?», он, будем надеяться, что в шутку, ответил: «Церетели? А в каком веке он жил?»
12.
Холм находится в отдалении от центра города, поэтому массовый турист сюда крайне редко добирается, а мы намеренно включили «Сакартвело Матиани» в маршрут на обратном пути из Мцхеты. Внизу тихо плещется Тбилисское море (на самом деле, водохранилище), куда так любят по выходным выезжать на свежий воздух городские жители.
13.
В другую сторону - старые советские панельки, течение жизни в которых замерло как будто с начала 90х. «Как Вам такие районы Тбилиси?» - осведомился водила. Да как, в Питере такое уже и не увидишь.
14.
15.
В ближайших постах вскоре продолжим исследовать Тбилиси не совсем с очевидной стороны. Keep it locked!
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.