"То, что ты делаешь на улице, видят все.
Люди, с которыми тебе никогда не удастся поговорить,
Люди, которым никогда не удастся поговорить с тобой.
Даже те, кого ты никогда не встретишь."
Тимофей Радя "Манифест уличного искусства"
Граффити и позднее выросший из него стрит-арт были призваны украсить и разнообразить городские урбанистические пейзажи. Однако с развитием данного вида искусства нередко можно услышать, что самые известные художники между посещениями различных фестивалей и выполнения коммерческих и нелегальных рисунков участвуют в выставках, где представляют свои холсты. В Санкт-Петербурге с 2014го года на территории завода слоистых пластиков открыт для посетителей
музей уличного искусства. Пожалуй, это единственный на данный момент времени случай в мире, когда под уличное искусство была специально выделена постоянная локация. Отечественный стрит-арт, на мой взгляд, переживает пока лишь эпоху своего становления, хотя в нём уже можно выделить несколько весьма талантливых и заслуживших призвание авторов. И в экспозицию музея как раз входят преимущественно работы российских уличных художников.
Сразу стоит отметить, что в музее существует постоянная экспозиция, расположенная на заводской территории в цехах, а также временная экспозиция на публичной площадке, обновляемая каждый год. Рисунки, украшавшие здания и стены музея в прошлом году, были безвозвратно удалены. До 27 сентября в музее проходит выставка "Вспомни завтра". По выходным в музее проводятся экскурсии по обеим экспозициям.
2.
Самое большое полотно в России под названием "Клетка" специально для выставки нарисовала команда из четырёх московских художников ZukClub.
3.
На мурале парни изобразили себя, разрезающих ножницами сетку преград, ограничений, цензуры и т.д. Один из художников саркастически нарисовал себя в виде скелета.
4.
В музее можно легко встать под знамёна с призывом "Назад нельзя". Задумка вроде бы неплохая, но художественное исполнение в плане техники рисования уж очень простое.
5.
На столбах можно встретить забавных пиксельных персонажей, выложенных из плиточек. Сразу вспоминается известный художник, работающий в данном жанре уличного искусства -
Invader. Кроме того сами посетители выставки оставляют на столбах свои теги или какие-то смешные и не очень надписи. Рядом стоит ведро и чёрной краской и кисточка. Женя
nau_spb тоже отметился. Кстати, именно он организовал блогерам
spbblog посещения музея, за что ему отдельное спасибо.
6.
Двигаемся дальше по выставке "Вспомни завтра". Разрушенный цех покрыт бессмысленными, но порою весёлыми объявлениями. Если быть честным, хоть и вроде весело, но как-то скучно, и назвать такие рисунки искусством язык никак не поворачивается.
7.
То же здание с другой стороны. Трубу справа, кстати, хотят превратить в маяк. Часть, не влезшая в кадр, уже имеет полосатую красно-белую раскраску, но у организаторов есть идеи сделать нечто большее, правда пока они не могут найти отважных художников, которые согласятся работать на такой большой высоте.
8.
Зато внутри цеха скрыта просто потрясающая инсталляция "Практики взросления" авторства Александра Шишкина-Хокусай со множеством человеческих фигур, выполненных из листов фанеры. При этом периодически звучат слова (не воспроизведу дословно): "Угроза ядерного взрыва миновала. Сохраняйте спокойствие!"
9.
Вот эта работа реально необычна, поражает размерами и концептом.
10.
11.
12.
Странные персонажи опоясывают здание при входе в музей, причём рисунок начинается ещё за территорией. Пока Вы будете стоять в кассу за билетом, возможно, в данном сюжете узнаете себя.
13.
14.
15.
Дамир Муратов "Вместе мы силос!"
16.
Сказочная работа москвичей Vitae Viazi мне очень понравилась.
17.
Затем мы выдвинулись под предводительством очень активной девушки-экскурсовода с мегафоном на территорию завода, чтобы ознакомиться с постоянной экспозицией музея.
18.
Работа художника Александра Жунёва из Пермского края "Не мешай самому себе". Уже встречал работы с похожим сюжетом, когда кто-то будто срывается с лестницы. Выглядит, в любом случае, очень оригинально. Тот пример стрит-арта, когда рисунок трансформирует обыденный и скучный индастриал и придаёт ему новый смысл.
19.
Любители политоты и оппозиционеры явно оценят следующую работу.
20.
"Иногда да, а иногда какая-то непонятная ерунда" - рисунок руки известного зеленогородского художника Кирилла Кто, раньше работавшего в команде "Зачем".
21.
Вообще в цехах фотографировать запрещают, но если в кадр не попадает оборудование, я думаю, категорически можно. Особенно этот шедевр "Стены не спят" так рано покинувшего наш мир легендарного московского уличного художника Паши 183.
22.
В цехах пока сосредоточена, в основном, скорее графика, чем полноценный стрит-арт. Хотя
"Бог за работой" руки Kreemos, Аполлон в розовом комбинезоне и такого же цвета защитных очках - очень оригинально, и нарисовано качественно. Жаль, что сфотографировать в коллекцию нельзя. А так в цехах попался ещё такой вот раскрашенный шкафчик.
23.
Будто акварелью нарисован диалог парня и девушки, между которыми на велосипеде движется время. Задумка вроде хорошая, но исполнение мне не пришлось по душе.
24.
Работа нижегородского художника Nomerz под названием "Целое". Отличный стиль, с удовольствием мы посмотрел другие работы этого парня.
25.
Типичное граффити.
26.
Рядом с масштабным муралом "На пути" Максима Реванша, который я вынес на заглавное фото к посту, за биотуалетом притаился ещё один рисунок, его легко можно не заметить. Хотя экскурсовод Вам тогда укажет непременно.
27.
Ещё один политический сюжет.
28.
В Европе очень распространены трафаретки. Причём необязательно сложные многослойные и многоцветные, как например, рисует француз
С215, а гораздо чаще монохромные. В питерском музее тоже было замечено несколько.
29.
30.
31.
32.
Ещё одна работа, заслуживающая отдельного внимания не столько за масштабы или технику рисования, а за идею. "Манифест уличного искусства" любителя остросоциальных тем Тимофея Ради из Екатеринбурга простирается на многие квадратные метры.
33.
"Говорят, что только в ночь, когда работа сделана, её можно считать своей. С наступлением рассвета она становится общей.
Надпись на стене - лучший приём. Сказано - сделано. В то же время это такая интимная вещь - переживание человека становится не просто высказанным и зафиксированным, оно становится общим для всех." Полный текст легко можно найти в сети.
34.
Искусственные дома создаются художниками по всему миру из электрических щитов и трансформаторных будок. Здесь же художник сфотографировал окна, а затем обклеил ими башню котельной завода.
35.
Буду честным, музей оставил двоякое впечатление. С одной стороны, несомненно, идея создания подобного арт-пространства на постоянной основе заслуживает уважения. С другой стороны, качество многих рисунков пока весьма далеко от среднемирового уровня. Конечно, видно, что у российских художников свой особенный подход к стрит-арту, но чаще всего в плане идей и концепта рисунков, чем техники рисования. Искренне надеюсь, что стрит-арт в России, и в Санкт-Петербурге, в частности, будет развиваться, и коммунальные службы не станут закрашивать стоящие рисунки, по старинке считая их вандализмом. Разумеется, не стоит разрисовывать фасады исторических зданий, тем не менее даже в центре города полно мест под уличное искусство.
P.S. Я уже давно собираюсь сделать обзор питерского стрит-арта, однако, в нашем любимом городе не так-то просто его обнаружить, и попадаются рисунки далеко не на каждом шагу. Краем глаза видел несколько двориков в районе площади Восстания, но был без камеры. Если знаете явки и пароли к локациям с качественными рисунками, буду благодарен.
P.P.S. В начале июня я побывал в нефтяной столице Норвегии, городе Ставангер, куда уже не первый год в рамках фестиваля "NuArt" съезжаются уличные художники с мировыми именами. Получится два больших поста; напишу после того, как закончу повествование о поездке в Тибет. Keep it locked!
Другие посты о стрит-арте:
Стрит-арт Бергена
Стрит-арт Барселоны. Часть 1
Стрит-арт Барселоны. Часть 2
Добавить журнал в друзья