Тиртхапури - место силы Падмасамбхавы

Jul 23, 2015 22:07


Тиртхапури - "храм, стоящий на священных источниках", одно из мест силы на тибетской земле, указанных махасиддхой Гуру Падмасамбхавой. Со своей супругой Еше Цогьял великий маг и волшебник из страны Уддияны когда-то медитировал в пещере рядом с целебными горячими ключами, а возможно, и оставил не только отпечатки своих стоп на камне, но и сокрыл в этих краях клады-терма с тайными знаниями, которые сможет обнаружить и постигнуть только высоко духовный человек.



Кора вокруг священной обители занимает около часа. Считается, что сначала надо обойти озеро Манасаровар, затем Кайлас, и только в последнюю очередь приехать в Тиртхапури. Что могло быть лучше для паломников, идущих с востока, тем более когда самые сложные испытания силы и духа уже позади, чем омыть уставшие ноги в лечебных водах и поклониться святым местам перед обратной дорогой.

2.

После относительно некрутого подъёма в гору Вы вскоре увидите всю панораму Тиртхапури. Вдаль устремляются воды Саттледжа, а около бьющих рядом горячих источников паломники ищут небольшие мутные бусины кальция, считающиеся мощным лекарством от многих болезней.

3.

Пейзажи отсылают нас к бастионам дворца Гаруды в Куньлунге, разве что серебряная полоса сменилась белым известняком.

4.

В Тиртхапури Вы можете проверить, насколько чиста Ваша карма. Достаточно запустить руку в отверстие в скале и вытащить три камушка.

5.

Камушки внутри двух цветов: серые и белые. Если вытащили три белых, значит, живёте праведной жизнью. Если же три серых, то стоит пересмотреть свои взгляды на жизнь и постараться делать больше благородных и добрых поступков в этом воплощении, чтобы в следующей жизни родиться хотя бы снова человеком.

6.

Хотя по количеству серых камешков рядом сложилось впечатление, что белые кладут обратно, а серые отбрасывают в сторону.

7.

Тропа проходит вдоль очень длинной стены, выложенной из принесённых паломниками камней с выбитыми на них мантрами и буддийскими символами.

8.

Все здания в Тиртхапури, такое впечатление, что были построены относительно недавно или поддерживаются, по крайней мере, снаружи в очень хорошем состоянии. В деревнях дома обычно не белят, оставляя серые стены на растерзание снегам, ветрам и палящему солнцу.

9.

Монастырь Гуру Ринпоче был полностью разрушен во время "культурной революции" и заново отстроен в 80е годы прошлого столетия.

10.

Снова встречаем изображения четырёх небесных хранителей, что уже видели в ступе Кумбум в Гьянтзе и в монастыре Ташилунпо в Шигатзе. Новые росписи нещадно бликовали, как я ни старался поймать кадр без отражений. Телом красного цвета со ступой в руке - Вирупакша, правитель неба метаморфоз, охраняющий запад.

11.

Телом жёлтого цвета с зонтиком - Вайшравана, правитель неба, оберегающего простых людей от травм.

12.

Телом синего цвета с мечом - Вирудхака, правитель неба роста, охраняющий юг.

13.

Музыкальный инструмент в руках держит Дхритараштра, правитель неба сильного королевства, охраняющий восток.

14.

В монастыре размещены статуи учителей школы Карма Кагью тибетского буддизма. Своё начало школа, характеризующаяся прямой передачей знаний от учителя к ученика, берёт от великого ламы и переводчика Марпы. Марма жил в XI веке в южном Тибете и выбрал путь не пастуха или разбойника, а ламы. Марпа в одиночку отправился в северную Индию через Гималаи, чтобы получить как можно больше знаний от учителей и махасиддх, включаю Наропу и Кукурипу. Эти сокровенные знания он принёс в Тибет, перевёл на родной язык и способствовал их распространению, благодаря чему Марпу нередко именуют "Марпа-переводчик".

15.

Самым известным учеником Марпы стал странствующий йогин-поэт Миларепа. Он вырос в богатой семье, но после смерти его отца дядя Миларепы присвоил себе всё имущество и жестоко обращался с Миларепой и его матерью. Не в силах видеть и терпеть каждодневные муки матери и несправедливость, Миларепа отправился изучать искусство чёрной магии, горя желанием отомстить. Наслав камнепад и грозу, он разрушил деревню и уничтожил урожай. Убив посредством магии 35 человек, Миларепа понял, что поступил неправильно и надо очистить свою карму. Так судьба привела его к переводчику Марпе, где Миларепу первое время не жаловали и заставляли выполнять грязную работу. Лишь спустя некоторое время Марпа стал делиться своими знаниями, и через 12 лет медитации Миларепа достиг просветления и стал странствующим йогином. Свои учения он распространял посредством песен и жил лишь на подаяния. Миларепу изображают с телом зелёного цвета, потому что он очень долго медитировал и в отсутствие пропитания ел крапиву, что росла рядом с местами его практик.

16.

Передачу учения Миларепа доверил Гампопе, потомственному врачу. Гампопа женился в возрасте 22 лет, но болезни унесли жизни сначала двух его сыновей, а затем и жены. Жена перед смертью просила его стать монахом. Спустя какое-то время Гампопа повстречал Миларепу и понял, что нашёл своего учителя.

17.

Один из четырёх основных учеников Гампопы по имени Дюсум Кхьенпа стал следующим хранителем учения школы Карма Кагью и получил звание Кармапы. Все последующие Кармапы считаются тулку - перерождениями предыдущего ламы. Сейчас в мире два 17х Кармапы, и идут споры, какой из них настоящий.

18.

19.

Дхьяни-будда западного направления Амитабха восседает на лотосовом троне. Он представляет элемент огня и западное направление. Тело Амитабхи красного цвета, руки сложены в медитативной дхьяна-мудре, на которой покоится лотос, символизирующий очищение от привязанностей. Амитабха олицетворяет способность различать и признавать многообразие вещей в единстве.

20.

21.

Авалокитешвара (на тибетском - Ченрези) - бодхисаттва сострадания. В двух руках у груди бодхисаттва держит драгоценность, исполняющую задуманное, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Авалокитешвара считается главным покровителем страны снегов, а все Далай Ламы считаются его воплощениями. Мантра "Ом мани падме хум", что слышали даже далёкие от буддизма люди - мантра Авалокитешвары.

22.

Рядом с троном будды Амитабхи - форма Авалокитешвары с 11 головами и тысячей рук. Напомню легенду. Бодхисаттва поклялся, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придется пожертвовать собственным миром, покоем и радостью". Вскоре Авалокитешвара осознал, насколько трудна и, возможно, даже непосильна данная задача, его голова напряжения не выдержала и раскололась на несколько кусков. Дхьяни-будда Амитабха и бодхисаттва силы Ваджрапани придали телу Авалокитешвары новую форму: тысячи рук с глазом в центре каждой ладони смогут дотянуться до всех живых существ. Руки характеризуют просветлённые действия, а глаза являются символом мудрости. В два ряда над центральной головой расположены ещё шесть - красного, белого и зелёного цветов. Выше - голова Ваджрапани синего цвета, а на самом верху - маленькая голова красного цвета, принадлежащая Амитабхе.

23.

Убранство и интерьеры тибетских монастырей, особенно недавно построенных, удивительно красочны.

24.

Снова - та самая мистическая птица-человек Гаруда с нагом в клюве.

25.

Царь смерти Яма держит в своих лапах колесо сансары, в шести мирах которого мы с Вами (если верите в перерождения) вращаемся и будем вращаться, пока не достигнем просветления и не освободимся. Шесть миров - это мир богов-дэвов, мир полубогов-асуров, мир голодных духов-претов, мир людей, мир животных и ад. В центральном круге традиционно можно разглядеть три омрачения ума в виде животных, кусающих друг друга за хвосты: змея - гнев (злость, отвращение), свинья - неведение (тупость), петух - привязанность (страсть). Второй круг разделён на тёмную и светлую половины, символизирующие негативную и положительную карму.

26.

В каждом из миров, и даже в аду, изображены будда или бодхисаттва, воплощающиеся там из великого сочувствия, чтобы помогать живым существам. Если в Вашей жизни преобладают гнев и злость, то возможно, Вам суждено в следующем воплощении гореть и мучаться в аду.

27.

Если же Вами владеют зависть, жадность и страсть, то Вы можете родиться претом, духом, постоянно испытывающим голод и жажду. Преты довольно уродливы, их часто изображают с огромными обвисшими животами, а узкое горло не даёт им пропустить ни пищу, ни воду.

28.

Мир богов, дэвов, традиционно является верхним сегментом колеса сансары. В уме дэвов преобладает гордость и блаженство от своего благополучия. Разумеется, родиться богом хотели бы многие, но боги тоже страдают. А избавиться от страданий можно, только вырвавшись из цикла перерождений, как учил будда Шакьямуни.

29.

Слева внизу от дэвов расположен мир воинственных полубогов, асуров. Асуры одержимы ревностью по отношению к дэвам. Их стрелы всегда направлены в сторону небес, где обитают боги. Под асурами расположен сектор с миром животных. Если в этой жизни Вы занимались ерундой, не стремились к знаниям и духовному обогащению, грубо говоря, даже отупели, то можете в следующий раз родиться каким-нибудь животным. Мир животных отдельно я не снял, сильно бликовал от падающего света.

30.

И наконец, наш с Вами родной мир - мир людей. А одолевают нас постоянные желания и привязанности. Впрочем, заново родиться человеком - не такая уж плохая перспектива.

31.

На крышу монастыря можно подняться, чтобы ещё раз осмотреть долину и ленту реки Саттледж. Над входом в монастырь традиционно установлено колесо дхармы (учения) и два оленя, что по легенде пришли слушать первые поучения будды Шакьямуни после того, как он ночью обрёл просветление в лесу в тени дерева бодхи. По центру ниже - семенной слог мантры Калачакры. Тибетцы часто вешают её на двери.

32.

33.

Настало время спускаться и идти к масштабному комплексу ступ.

34.

Паломники обходят по кругу большую ступу, увешанную шарфами-хадаками. Точно не помню, но вроде бы эта ступа символизирует Кайлас. Вообще все ступы и группы ступ в Тиртхапури считаются символами знаковых святых мест по всему Тибету.

35.

Здесь собраны все идеальные пейзажные ингредиенты: фактурные скалы причудливых форм, ярко-синее облачное небо и красочные пятицветные растяжки молитвенных флажков, развевающиеся на ветру.

36.

В Тиртхапури просто бессчётное количество камней с выбитыми мантрами.

37.

И нужно учесть, что это сейчас, возможно, часть камней привозится на автобусах, автомобилях или мотоциклах, а раньше такие камни пилигримы носили на своей спине, от мастера, искусно выбивающего сакральные слова на тверди камня, до святого места, куда камень надлежит поместить.

38.

39.

40.

Помимо камней мантры выбивают на черепах яков, не пропадать же добру.

41.

42.

Настала пора прощаться с этим волшебным местом и спускаться вниз к автобусу, завершая кору вокруг Тиртхапури. Жаль, что в этот раз не получилось увидеть отпечатки стоп Падмасамбхавы.

43.

Но зато получилось получить благословение от ламы, сидящего ниже к реке в пещере.

44.

И добавила положительных эмоций от посещения Тиртхапури напоследок вот такая милота.

45.

Теперь можно было отправляться обратно в мандалу Кайласа, а точнее на берега священного озера Манасаровар с "живой" водой, где мы традиционно совершили ритуальные омовения перед Корой и поднялись на вершину холма в мой любимый монастырь Чиу. Keep it locked!

Другие посты о Тибете:

У руин пещерного города Куньлунг


Бонский монастырь Гуругьям


Путь от Саги к Кайласу



Добавить журнал в друзья

Тибет, фотге, trips

Previous post Next post
Up