В 53 г. до н.э. римляне потерпели поражение от парфян, а их полководец Красс был убит. В ходе этого похода римлянам пришлось столкнуться с тяжелой кавалерией парфян (катафрактами), красочно описанными Плутархом в биографии Красса: "... сами в шлемах и латах из маркианской, ослепительно сверкающей стали, кони же их в латах медных и железных".
В I-II вв. н.э. римлянам пришлось воевать с сарматскими всадниками, ядром которых были также тяжеловооруженные катафракты.
В первые века нашей эры ираноязычные сарматские племена занимали широкую степную зону от Центральной Азии до Дуная. Они не представляли собой единого этноса, а делились на несколько союзов племен, большинство из которых занимались кочевым скотоводством. Как и у других иранских народов (скифов, персов, парфян), большинство сарматских всадников были легковооруженными конными лучниками. Лишь сарматская знать и дружинники могли себе позволить иметь тяжелое вооружение. Основным типом доспехов сарматов был чешуйчатый доспех из железной или бронзовой (либо кожаной) чешуи. Античные авторы также часто упоминают доспехи из рога или копыт.
Так, Павсаний пишет: "Сарматы (савроматы) сами не добывают себе железа и они его к себе не ввозят (это утверждение Павсания ошибочно - прим. автора); в этом отношении они из всех варваров этой страны наименее общительны. Ввиду недостатка железа вот что они изобрели: у них на копьях острия - костяные вместо железных, луки и стрелы - из кости, наконечники на стрелах также костяные; накинув петли (арканы) на тех врагов, с которыми они встречаются, они, повернув лошадей, тащат схваченных арканами. А панцири они приготовляют следующим образом. У каждого из них много лошадей, и так как они кочевники, то их земля не поделена на отдельные участки и ничего не родит, кроме дикорастущих деревьев. Этими лошадьми они пользуются не только для войны, но также приносят их в жертву местным богам и вообще питаются их мясом. Собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов. Если кто никогда не видел дракона, то, конечно, видел зеленую шишку сосны. Пробуравив их и связав жилами лошадей и быков, они пользуются этими панцирями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными; они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою".
Однако данные археологии показывают, что панцири из "рогов и копыт" не были распространены. Свидетельства же античных авторов можно объяснить тем, что их внимание привлек панцирь из экзотических материалов, имевшийся у некоторых сарматов.
Сарматские катафракты в полном защитном вооружении показаны на двух барельефах колонны Траяна (113 г.). Их кони покрыты чешуйчатой броней, защищающей всю лошадь вплоть до ног, на которых видны своеобразные чешуйчатые "чулки". Этот элемент доспеха является явным домыслом художника, но отражает представления римлян о сарматских всадниках.
Сарматские катафракты, преследуемые римской конницей. Рельеф колонны Траяна (113 г.)
И еще фрагмент
И прорисовка с рельефа
В бою сарматы сочетали тактику скифских или парфянских конных лучников с таранным ударом бронированных катафрактов, отдаленно напоминавших средневековых рыцарей.
Рассказывая о битве сарматов с парфянами Тацит пишет, что сарматы стремились "не допустить, чтобы их осыпали стрелами: это необходимо предупредить стремительным натиском и рукопашной схваткой. Отсюда - несхожая картина в войсках обоих противников: парфянин, приученный с одинаковой ловкостью наскакивать и обращаться вспять, рассыпает свои конные части, дабы можно было беспрепятственно поражать врага стрелами, а сарматы, не используя луков, которыми владеют слабее парфян, устремляются на них с длинными копьями и мечами, и враги то сшибаются и откатываются назад, как это обычно в конном бою, то, как в рукопашной схватке, теснят друг друга напором тел и оружия".
На самом деле и парфяне и сарматы использовали сходную тактику. Но у сарматских катафрактов пика становится основным оружием, а лук - вспомогательным.
Сарматские (роксоланские) всадники. Первая дакская война Траяна, 101-102 г.
В другом месте Тацит описывает поражение сарматов от римлян. Вряд ли существует войско, пишет Тацит, способное устоять перед натиском сарматской тяжеловооруженной конницы. "В тот день, однако, шел дождь, лед таял, и они не могли пользоваться ни пиками, ни своими длиннейшими мечами, которые сарматы держат обеими руками: лошади их скользили по грязи, а тяжелые панцири не давали им сражаться. Эти панцири, которые у них носят вожди и знать, делают из пригнанных друг к другу железных пластин или из самой твердой кожи, они действительно непроницаемы для стрел и камней, но, если врагам удается повалить человека в таком панцире на землю, то подняться сам он уже не может. Вдобавок ко всему, их лошади вязли в глубоком и рыхлом снегу, и это отнимало у них последние силы. Римские солдаты, свободно двигавшиеся в своих легких кожаных панцирях, засыпали их дротиками и копьями, а если ход битвы того требовал, переходили в рукопашную и пронзали своими короткими мечами ничем не защищенных сарматов, у которых даже не принято пользоваться щитами. Немногие, которым удалось спастись, бежали в болото, где погибли от холода и ран".
Утверждение Тацита, что упавший на землю тяжелый сарматский всадник уже не мог самостоятельно подняться, заставляет вспомнить аналогичное мнение в отношении средневековых рыцарей (явно преувеличенное).
Защитное вооружение катафракта состояло из чешуйчатого (реже ламеллярного, кольчужного или комбинированного) панциря, т.н. "каркасного" шлема (этот шлем имел железный каркас, составленный из одного-двух железных обручей и нескольких вертикальных полос, соединенных между собой заклепками). Лошади также были защищены доспехами, вероятно, кожаными. Катафракты были вооружены пикой (греч. kontos), длинным мечом и луком. Судя по иконографии, сарматская пика имела петлю, с помощью которой ее можно было забрасывать за плечо или прикреплять к седлу. На основании изображений большинство исследователей считают, что пики сарматов достигали 4,0-4,5 м (что примерно соответствует длине пик польских "крылатых гусар"). Согласно другой точке зрения, длина сарматской пики составляет примерно 2,5 м. Катафракты были надежно защищены доспехами, что позволяло им обходиться без щитов.
Сарматский чешуйчатый панцирь и шлемы на "трофее" с пьедестала колонны Траяна в Риме
Считается, что каждый тяжеловооруженный воин имел при себе несколько более легко вооруженных "оруженосцев", что напоминает структуру рыцарского "копья".
На многих изображениях катафракты показаны атакующими, бросив повод и держа длинное копье двумя руками. Едва ли такое могло иметь место на практике, тем более, что стремена тогда отсутствовали. Скорее мы имеем дело со стилизацией изображений в соответствии со сложившейся художественной традицией.
Надгробие сарматского всадника (Трифона) из Танаиса. III в.
Следует также сказать о т.н. "драконах"- штандартах (значках) в виде бронзовой головы фантастического зверя на длинном шесте, к которому крепился длинный рукав, сшитый из кусков цветной материи. Во время быстрой скачки рукав надувался воздухом, напоминая китайского воздушного змея, развивался и свистел на ветру.
Подобный штандарт у сарматов заимствовали римляне. Его носили знаменосцы-драконарии.
Надгробная стела драконария. Дева (современный Честер, Англия; конец II - начало III в.). Прорисовка
Во II-III вв. сарматские конные отряды появились в римской армии. В 175 году около 5500 сарматов (язигов) переселились в Британию, где они служили в составе римской армии. Присутствие сарматов в Британии прослеживается вплоть до начала V века. По мнению некоторых историков, именно они послужили проотипами героев легенды о короле Артуре и его рыцарях. Исторический Артур жил в V веке, когда конница не играла заметной роли у британских кельтов. Значит, Ланселот был сарматом?
Можно вспомнить и А.С. Пушкина: "В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря..." :)
В конце XVII в. в Речи Посполитой был в моде т.н. "сарматский стиль" (польская шляхта возводила свое происхождение к сарматам). В частности, приобрели популярность чешуйчатые доспехи "в сарматском стиле" (т.н. "карацена"), хотя карацена была тяжелее гусарского доспеха и дороже его в изготовлении.
Польские карацены. Конец XVII - начало XVIII в.
См. также:
Есть женщины в сарматских кочевьях... Амазонки на берегах Меотиды