Термин "греческий огонь" не использовался ни в греческом языке, ни в языках мусульманских народов, он возникает с того момента, когда во время Крестовых походов с ним познакомились западные христиане. Сами византийцы и арабы называли его по-разному: "жидкий огонь", "морской огонь", "искусственный огонь" или "римский огонь". Напомню, что византийцы именовали себя "ромеями", т.е. римлянами.
Изобретение "греческого огня" приписывается греческому механику и архитектору Калиннику, выходцу из Сирии. В 673 году он предложил его византийскому императору Константину IV Погонату (654-685) для использования против арабов, осадивших в это время Константинополь.
"Греческий огонь" использовался преимущественно в морских сражениях как зажигательное средство, а по некоторым данным, и как взрывчатое вещество.
Рецепт смеси доподлинно не сохранился, но по отрывочным сведениям из различных источников можно предположить, что в его состав входила нефть с добавлением серы и селитры. В "Огненной книге" Марка Грека, изданной в Константинополе в конце XIII в., приводится такой состав греческого огня: "1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры в тонко измельченном виде растворить в льняном или лавровом масле, затем положить в трубу или в деревянный ствол и зажечь. Заряд тотчас летит в любом направлении и все уничтожает огнем". Следует отметить, что данный состав служил только для выброса огненной смеси, в которой использовался "неизвестный ингредиент". Некоторыми исследователями высказывалось предположение, что недостающим ингредиентом могла быть негашеная известь. Среди других возможных компонентов предлагались асфальт, битум, фосфор и т.д.
Потушить "греческий огонь" водой было невозможно, попытки загасить его водой приводили только к повышению температуры горения. Однако впоследствии были найдены средства борьбы с "греческим огнем" с помощью песка и уксуса.
"Греческий огонь" был легче воды и мог гореть на ее поверхности, отчего у очевидцев создавалось впечатление, что горит море.
В 674 и 718 г н.э. "греческим огнем" были уничтожены корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь. В 941 г. он был с успехом применен против кораблей русов во время неудачного похода киевского князя Игоря на Константинополь (Царьград). Сохранилось подробное описание применения "греческого огня" в сражении с пизанским флотом у острова Родос в 1103 году.
"Греческий огонь" выбрасывался с помощью метательных труб, действующих по принципу сифона, либо горящая смесь в глиняных сосудах выстреливалась из баллисты или иной метательной машины.
Для метания греческого огня использовались также длинные шесты, крепившиеся на специальных мачтах, как показано на рисунке.
Византийская принцесса и писательница Анна Комнина (1083 - ок. 1148) так сообщает о трубах или сифонах, устанавливаемых на византийских боевых короблях (дромонах): "На носу каждого корабля находились головы львов или иных сухопутных животных, изготовленные из бронзы или железа и позолоченные, притом столь ужасные, что на них было страшно глядеть; устраивали те головы таким образом, чтобы из их раскрытых пастей извергался огонь, а осуществлялось это солдатами при помощи послушных им механизмов".
Дальнобойность византийского "огнемета", вероятно, не превышала нескольких метров, что, впрочем, позволяло его использовать в морском бою на близком расстоянии либо при обороне крепостей против деревянных осадных сооружений противника.
Схема устройства сифона для метания "греческого огня" (реконструкция)
Об использовании "греческого огня" в морском бою пишет в своих сочинениях император Лев VI Философ (870-912). Кроме того, в своем трактате "Тактика" он предписывает офицерам применять недавно изобретенные ручные трубы, причем извергать огонь из них рекомендует под прикрытием железных щитов.
Ручные сифоны изображены на нескольких миниатюрах. Об их устройстве на основании изображений трудно сказать что-либо определенное. По-видимому, они представляли собой что-то вроде пульверизатора, в котором использовалась энергия сжатого воздуха, нагнетаемого с помощью мехов.
"Огнеметчик" с ручным сифоном при осаде города (византийская миниатюра)
Состав "греческого огня" составлял государственную тайну, так что даже рецепт изготовления смеси не был записан. Император Константин VII Багрянородный (905 - 959 гг.) писал своему сыну, что тот обязан "в первую очередь направить все свое внимание на жидкий огонь, выбрасываемый посредством труб; и ежели осмелятся спросить у тебя об этой тайне, как это часто случалось со мной самим, ты должен отказаться и отвергнуть любые мольбы, указав, что данный огонь был дарован и объяснен ангелом великому и святому христианскому императору Константину".
Миниатюра Мадридского списка «Хроники» Иоанна Скилицы (XIII в.)
Хотя ни одно государство, кроме Византии, не обладало секретом "греческого огня", со времени Крестовых походов мусульманами и крестоносцами использовались различные его имитации.
Применение аналога "греческого огня" при обороне крепости (средневековая английская миниатюра)
Некогда грозный византийский флот постепенно пришел в упадок, и секрет настоящего "греческого огня", возможно, был утрачен. Во всяком случае во время Четвертого крестового похода в 1204 г. он никак не помог защитникам Константинополя.
Специалисты по-разному оценивают эффективность "греческого огня". Некоторые даже считают его скорее психологическим оружием. С началом массового применения пороха (XIV век) "греческий огонь" и другие горючие смеси потеряли свое военное значение и были постепенно забыты.
Поиски секрета "греческого огня" велись еще средневековыми алхимиками, а затем многими исследователями, но не дали однозначных результатов. Вероятно, его точный состав никогда не будет установлен.
Греческий огонь стал прообразом современных напалмовых смесей и огнемета.