Наверное, сложно было найти более удачное место для часовни, ставшей одним из архитектурных символов Кенозерского национального парка. Расположенная на высоком холме, она будто парит над окрестным пейзажем, открываясь взору не только практически из любой части деревни, но и с многих островов Кенозера.
Простая и в то же время совершенно очаровательная часовня Св. Николая Чудотворца этим сочетанием олицетворяет, наверное, всё Кенозерье - край, который запоминается именно неброскими, но цепляющими за душу часовнями, основная красота которых, как и у жителей Севера, не в броском одеянии, а в самом сердце - расписных "небесах"
Точная дата постройки часовни неизвестна. Есть лишь сведения, что в XVIII веке она уже существовала, а ее первоначальный облик представлял собой сруб с главкой, крытой городчатым лемехом, открытое гульбище и высокое крыльцо. Обшили тесом ее в середине XIX века. Последний же строительный период относится к 1915-1917 годам. В это время часовня была капитально отремонтирована, кроме того, на месте разобранного крыльца возвели звонницу
Звонница представляет собой типичную северную конструкцию - восьмерик на четверике. Крыша звонницы шатровая, что тоже очень типично для северных церквей и часовен. У этого храма, как и у всех культовых сооружений на Кенозерье, есть свой хранитель - человек, который еженедельно приходит сюда, чтобы звонить в колокол и, возможно, зажечь свечи. Службы же здесь не проводятся
Никольская часовня стала первой, которую 20 лет назад совместно реставрировали российские и норвежские плотники. Кроме того, здесь же впервые была применена технология лифтинга, то есть здание не разбирали полностью, а приподняли с помощью специальных домкратов, заменив только сгнившие венцы. Также была заменена внешняя обшивка. При этом при реставрации применялась традиционная технология обработки древесины и изготовления деревянных элементов образцами русского плотницкого инструмента XVII-XVIII веков.
А вот так часовня выглядела когда-то
Фото с сайта
nasledie-archive.ru Во время реставрации произошло одно интересное событие. Когда снимали внутреннюю обшивку, из-за нее неожиданно выпало полотенце с очень красивой вышивкой. Реставраторы посчитали это хорошим знаком, своеобразным приветом от строителей часовни ее реставраторам
Если внешний облик здания и поддается реставрации, то внутреннее убранство, к сожалению, не всегда можно привести в исходное состояние. Так, шестнадцатичастное небо Никольской церкви дошло до нас не полностью, некоторые его грани были утеряны. Время частично стерло, в том числе, и сюжет центрального медальона, в котором изображена Новозаветная Троица - Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух
Пострадали от времени и другие росписи. Например, утеряно изображение евангелиста Матфея - одного из авторов четырех Евангелий, чьи образы располагаются на радиальных гранях. Каждый из евангелистов изображен со своим особым символом: Иоанн Богослов с орлом, Лука с тельцом, а евангелист Марк со львом
Интересно, что у льва здесь человеческое лицо, так как художник, писавший это "небо", никогда львов не видел
На восток уходит грань с изображением распятия Христа. Справа от нее изображен римский воин Лонгин Сотник, слева - грань с изображением Марии Магдалины. На остальных гранях этого неба можно увидеть архангелов
Центральный медальон окружает сонм серафимов - ангелов с шестью красными крыльями. Они наиболее приближены к Богу и способны своей любовью к Всевышнему воспламенять сердца людей. Также изображения серафимов в часовне можно увидеть на угловых гранях "неба", которые расположены параллельно полу и называются парусами
Достоверно известно, когда было создано это "небо" - это примерно середина XIX века. Есть сведения и о том, кто является автором росписи. Это поистине уникальная информация, поскольку художники не оставляли свое имя ни на "небесах", ни на иконах. На территори Кенозерского парка всего два подписных неба. Одно из них находится в деревне Усть-Поча, в которой мы тоже побывали, и принадлежит кисти того же художника, что и "небо" Никольской часовни в Вершинино. Автором их стал художник-самоучка Федор Захарович Иок. Сегодня его работы высоко котируются среди искусствоведов и знатоков иконописи, а тогда на деньги, которые он получал за роспись небес и написание икон, он прожить не мог, что вынудило его найти другую работу и поступить в почтовое ведомство.
Помимо небес в часовне сохранилась и одна икона руки Федора Иока. Икона с двумя святыми прикрыта платочком, ибо годы обесценивания религиозной тематики оставили на ней неизгладимый след. У обоих у святых буквально выцарапаны лики и это, к сожалению, делает невозможным ее реставрацию, потому что для икон самое главное - это лик, и ни один реставратор не будет работать с образом без лика
Кроме этой иконы, в часовне сохранились еще две деревянных иконы XIX века. Кроме того, здесь можно увидеть раму двухярусного иконостаса, окрашенную в темно-красный и темно-синий цвета
Платки и полотенца, которые видны в самом низу фотографии - это заветы. Пример того, как тесно переплетаются на Кенозерье христианство и язычество. Завещали, в основном, девушки и женщины. Делалось это так: женщина приходила в часовню и просила у Господа что-то для себя. Например, чтобы дома все было в порядке, чтобы скотина была здорова или чтобы в этом году был хороший урожай. Взамен она тоже что-то обещала Господу. Как вариант, что не будет петь песни до какого-то церковного праздника. В качестве подкрепления к свему обещанию она оставляла в часовне вот такой вот завет - платок или полотенце. Считалось, что если женщина свое обещание исполнит, то Господь ей тоже дарует то, что она просила. Конечно, заветы - это не христианская традиция, а скорее пережиток языческих времен, который, однако, жив до сих пор. Даже сейчас продолжают приходить в часовню, оставлять здесь свои платки и полотенца
На Кенозерье, как и вообще на Севере, очень многое сохранилось со стародавних времен, и почти в каждом деревенском доме наверняка можно устроить выставку орудий труда
О том, каким был, а может, и есть быт местного населения, расскажу в следующий раз
Архангельская область - 2017
И снова в путь! Свидание с Архангельском Архангельское кружево Видеозарисовки Как ежик стал совой, или из истории пряничного дела Ратный музей Архангельск с черного входа Архангельск с черного входа. Ч.2 Территория смелых По-над рекой Проезжая Северодвинск Кудемская узкоколейка Куртяево Кий-остров Кий-остров. И на камнях растут деревья Кий-остров. Море у порога Кий-остров. Берег памяти Кий-остров. Наследие патриарха Никона Кий-остров. Церковь Всех Святых Кий-остров. Пернатые обитатели Кий-остров. От заката до рассвета, ч.1 Кий-остров. От заката до рассвета, ч.2 Кий-остров. О погоде Город Онега Вдоль Онеги. Верховье Вдоль Онеги. Поле Вдоль Онеги. Поле. Деревянный модерн и резные мотивы Вдоль Онеги. Пияла Вдоль Онеги. Пияла. Вознесенская церковь Вдоль Онеги. Пияла. Колокольня Вдоль Онеги. Турчасово Вдоль Онеги. День отдыха ПГТ СавинскийВдоль Онеги и не только. Два моста, церковь и закат
Архангельская область - 2016
1.
Постотпускное2.
"А мы уйдем на север!.." Ч.1. Вступительная3.
"А мы уйдем на север!.." Ч.2. Архангельск. Символы города4.
"А мы уйдем на север!.." Ч.3. Архангельск. Город воинской славы5.
"А мы уйдем на север!.." Ч.4. Архангельск архитектурный6.
"А мы уйдем на север!.." Ч.5. Архангельск архитектурный. Город доски7.
"А мы уйдем на север!.." Ч.6. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского8.
"А мы уйдем на север!.." Ч.7. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского (окончание)9.
"А мы уйдем на север!.." Ч.8. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Сеня Малина10.
"А мы уйдем на север!.." Ч.9. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Керамическая сказка11.
"А мы уйдем на север!.." Ч.10. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Дела морские12.
"А мы уйдем на север!.." Ч.11. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Житье-бытье крестьянское13.
"А мы уйдем на север!.." Ч.12. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Поэзия Севера14.
"А мы уйдем на север!.." Ч.13. Архангельск музейный. Музей авиации Севера15.
"А мы уйдем на север!.." Ч.14. Архангельск музейный. Северный морской музей16.
"А мы уйдем на север!.." Ч.15. Архангельск. Город мостов и кораблей17.
"А мы уйдем на север!.." Ч.16. Архангельск. Хостел "Тройка"18.
"А мы уйдем на север!.." Ч.17. Колесный пароход "Н.В. Гоголь"19.
"А мы уйдем на север!.." Ч.18. Колесный пароход "Н.В.Гоголь" (окончание)20.
"А мы уйдем на север!.." Ч.19. Северодвинск. Остров Ягры21.
"А мы уйдем на север!.." Ч.20. Беломорская идиллия: волны, ракушки, птицы и ночь у костра22.
"А мы уйдем на север!.." Ч.21. Великий Двор23.
"А мы уйдем на север!.." Ч.22. Переправа, переправа...24.
"А мы уйдем на север!.." Ч.23. На родине Ломоносова25.
"А мы уйдем на север!.." Ч.24. На родине Ломоносова. Куростровские были26.
"А мы уйдем на север!.." Ч.25. На родине Ломоносова. Резное искусство27.
"А мы уйдем на север!.." Ч.26. Холмогоры28.
"А мы уйдем на север!.." Ч.27. Машина времени в детство29.
"А мы уйдем на север!.." Ч.28. Лесной отель "Голубино"
30.
"А мы уйдем на север!.." Ч.29. Вдоль по Пинеге31.
"А мы уйдем на север!.." Ч.30. Красная Горка32.
"А мы уйдем на север!.." Ч.31. Голубинский карстовый массив33.
"А мы уйдем на север!.." Ч.32. Голубинский карстовый массив. Пещера "Голубинский провал"34.
"А мы уйдем на север!.." Ч.33. Водопад на Святом Ручье35.
"А мы уйдем на север!.." Ч.34. Заповедная Сотка36.
"А мы уйдем на север!.." Ч.35. Заповедная Сотка (окончание)37.
"А мы уйдем на север!.." Ч.36. Память38.
"А мы уйдем на север!.." Ч.37. Рассветная Пинега39.
"А мы уйдем на север!.." Ч.38. Пинежские истории40.
"А мы уйдем на север!.." Ч.39. Пинежские истории (окончание)41.
"А мы уйдем на север!.." Ч.40. Кулой42.
"А мы уйдем на север!.." Ч.41. Кимжа43.
"А мы уйдем на север!.." Ч.42. Кимжа. Кресты, кони, мельницы и ода жителям44.
"А мы уйдем на север!.." Ч.43. От Кимжи до Мезени45.
"А мы уйдем на север!.." Ч.44. Исторический город Мезень46.
"А мы уйдем на север!.." Ч.45. Исторический город Мезень (окончание)47.
"А мы уйдем на север!.." Ч.46. Малые Корелы