По следам святого Павла в Риме

Jan 06, 2012 22:10




Перед отъездом в Италию я зачитывалась книгой Генри Мортона «От Иерусалима до Рима. По следам святого Павла» (М.: Эксмо-Мидгард, 2009). И как всегда очередная  книга этого великого литературного путешественника позвала меня в дорогу. Это тот редкий случай, когда каждая последующая книга не разочаровывает, а еще больше очаровывает. Оказавшись в Риме, я не могла не посетить хотя бы некоторые места, описанные Мортоном. Мы с другом посвятили целый день павловским местам. Утром мы побывали в величественной базилике San Paolo fuori le Mura (святого Павла вне городских стен), а после обеда совершили прогулку по Аппиевой дороге.

Базилика San Paolo fuori le Mura входит в число четырёх великих, или патриарших, базилик. В прошлое Рождество мы посетили три великие базилики - Святого Петра в Ватикане, Святого Иоанна в Латеране и Санта Мария Маджоре. В отличие от них San Paolo fuori le Mura находится за Аврелиановыми стенами, в южной части Рима. Мы доехали на метро до станции Basilica San Paolo и за 5 минут дошли до собора.

Базилика заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения святого Павла. По преданию, мощи святого были перенесены туда из некрополя на Виа Остиензе. В 386 году папа Феодосий I начал строительство гораздо более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, она стала самой большой  базиликой в Риме .

В отличие от других патриарших базилик, собор св. Павла не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако, 15 июля 1823 года он выгорел почти дотла. Восстановление храма продолжалось до 1840 года, при этом был выстроен совершенно новый фасад в стиле классицизма. Базилику заново отстраивали буквально всем миром, правители многих стран прислали ценные строительные материалы для ее восстановления. Царь Николай I прислал малахит и лазурит для воссоздания алтаря. Повторное освящение храма состоялось только в 1855 года.





Базилика поражает своими колоссальными размерами. Снаружи она больше напоминает укрепленную крепость. 80 гранитных колонн разделяют огромное внутреннее пространство (132х65х30 метров) на пять нефов. Признаться, я никогда еще не встречала пятинефного храма.

Перед западным фасадом базилики расположен квадратный портик, в котором нас встречает сам святой Павел, воплощенный в каррарском мраморе скульптором Джузеппе Обичи (1807-1878). Фронтон украшает мозаика XVIII века, изображающая благословляющего Христа с апостолами Петром и Павлом. В среднем ряду мы видим пасторальную картину Agnus Dei, а в нижнем ряду на золотистом фоне расположены фигуры четырех пророков.
Панорамную фотографию западного фасада в сопровождении божественной музыки вы можете посмотреть на сайте Ватикана.

Как видно из плана, базилика имеет строгую и лаконичную планировку, пунктиром обозначены колонны, образующие нефы.


 
План базилики San Paolo fuori le Mura




Если смотреть строго вперед, то создается впечатление суровой и несколько монотонной простоты потому, что главный декоративный акцент сделан на санктуарий с триумфальной аркой, который находится в трансепте собора. Арку украшает драгоценная мозаика, подаренная собору Галлой Плачидиа. В центральном круге мы видим довольно суровый лик Христа, который поднял руку в благословлении на греческий манер. Несколько ниже его по обе стороны находятся два крылатых ангела и 24 ангела Апокалипсиса. На нижних концах арки расположены фигуры апостолов Петра и Павла, при этом святой Павел как будто бы указывает рукой на свою гробницу. Эта мозаика чудом уцелела во время страшного пожара 1823 года.




За аркой находится главный алтарь базилики, перед которым располагается изящный табернакль работы Арнольфо да Камбио.




Собственно говоря, именно этот изящный табернакль содержит в себе главную святыню базилики. В его основании находится гробница, в которой покоятся мощи святого Павла. А перед ними в прозрачном ларце со стеклянной дверцой выставлены оковы святого Павла.




В XXI веке были предприняты научные исследования гробницы святого Павла. В 2006 году археологи объявили, что нашли саркофаг святого Павла под храмом. В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, Папа римский Бенедикт XVI сообщил, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем храма. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «...мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», - заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.
В настоящее время через зарешеченное окно в нижней части табернакля можно увидеть фрагмент простой каменной кладки и табличку со словами о том, что там покоятся мощи святого Павла.




Если, стоя в центральном нефе, направить свой взор не вперед, а вверх, то можно ослепнуть от открывающейся красоты. Сверкающий позолотой богатый кессонный потолок буквально слепит глаза.




В верхнем ярусе витражные окна чередуются с 36 фресками, повествующими о жизни святого Павла. Несмотря на то, что над фресками по заказу папы Пия IX работали 22 художника, весь цикл выполнен в едином стиле всего за 3 года (1860-е годы).




Вдоль всего периметра центрального нефа проходит фриз с портретами римских пап, помещенных в овальные медальоны. Можно заметить, что несколько медальонов пока еще остаются пустыми. Легенда гласит, что когда все медальоны будут заполнены, наступит конец света.




Когда мы вошли в базилику, а трансепте проходила служба. Ожидая ее окончания, я вышла во внутренний двор базилики.




Меня всегда поражает особая умиротворенная тишина, которая царит в монастырских двориках, даже если они расположены в центре Рима. Здешний дворик был очень похож на Латеранский. Такие же двойные витые колонны с мозаичными вкраплениями, такие же археологические экспонаты в крытых галереях.




Меня особенно тронула чайная роза, которая пышно расцвела в конце декабря. Она мне живо напомнила розы, которые росли в мамином саду много лет назад.




После окончания мессы можно было делать фотографии в абсиде, которая находится за табернаклем. Полусфера абсиды украшена мозаикой, изображающей благословляющего Христа, сидящего на троне в окружении апостолов Петра, Андрея, Павла и Луки.




Если бы я не прочитала в путеводителе, то никогда бы и не заметила крошечную белую фигурку, простершуюся у правой ступни Христа. Это папа Гонорий III, который повелел изобразить себя в столь смиренной позе. Это противоречило существовавшим канонам, в соответствии с которыми фигуры пап делались равновеликими с апостолами и святыми. В нижнем ряду фрески изображены остальные апостолы.
Грандиозные размеры базилики и ее богатое убранство отражают величие деяний святого Павла, который сыграл ключевую роль в распространении христианской религии по всему миру.

Мои посты о римских базиликах

Рождественская ель в Ватикане

Воскресная месса в Базилике Санта Мария Маджоре

Базилика номер один в католическом мире

Исцеляющий младенец Иисус в базилике Санта Мария ин Аракоэли

Святой Петр в веригах

великие базилики, святой Павел, Базилика San Paolo fuori le Mura, Генри Мортон

Previous post Next post
Up