ВРЕМЕНЩИКИ
Не так давно стал известным ответ Вячеслава Суркова Сергею Полонскому по поводу «сидения на чемоданах» 80% российских бизнесменов.
Конечно, сразу стали появляться различные отклики, во многом эмоциональные, оценивающие то, как «срезал» крупного предпринимателя замглавы Администрации Президента. Однако если отвлечься от полемических талантов сторон и задуматься о смысле дискуссии, то станет понятно, что тема обозначена сложная. С одной стороны есть не самые благоприятные условия для ведения бизнеса. С другой стороны - благоприятные условия в один момент возникнуть не смогут, в том числе и предпринимателям необходимо прилагать усилия для их создания. Не смотря на то, что посыл В.Ю. Суркова, - «…на чемоданах сидеть бессмысленно» - прост и понятен, остается некоторая недоговоренность в ответе на вопрос: «Что нужно отечественной буржуазии, чтобы не сидеть на чемоданах?» и как бы другой вопрос в подтексте: «А что представляет собой отечественная буржуазия?» По-своему понимает проблему Олег Тиньков
здесь:
«…у 99% российских предпринимателей горизонты планирования КРАЙНЕ коротки - это факт и это более профессиональная формулировка проблемы».
И хотя председатель совета директоров «Тинькофф Кредитные Системы» говорит только об одной управленческой функции - планировании, полагаю, он имеет в виду всё управление компаниями в целом. И даже плохое управление в целом не есть фундаментальная проблема. Наверное, по своим уважительным причинам В. Ю. Сурков не произнес слова «временщик», которое наиболее точно описывает поведение многих российских бизнесменов. Современная российская бизнес-элита во многом не связывает своё будущее с Россией, отправляет на Запад не только свои капиталы, но и обучает там своих детей с надеждой, что они там и останутся. По проведенным опросам, большинство предпринимателей не задумываются о передаче бизнеса по наследству, и готовы его продать, как только предложат хорошую цену. И хотя ещё Адам Смит заметил, «что у торговцев нет родины, единственная родина торговца - это место, где он может извлечь максимальную прибыль», ни европейский, ни американский бизнес, ни, тем более, бизнесы из восточных стран не пренебрегают так своими странами. Олег Тиньков, как я понял, не разделяет подобные взгляды коллег, желает быть искренним патриотом, видя смысл бизнеса не только в получении прибыли, но и в том положительном вкладе в жизнь общества, который он может вносить. Я не филолог, однако полагаю, что для представителей крупного бизнеса вполне корректно противопоставлять слово «патриот» слову «временщик». Бизнес-элита - это люди, от действий и решений которых во многом зависит будущее страны, власти и обществу её эмигрантские настроения ни к чему. Но то самые крупные деятели. Когда же дело касается экономически активных граждан масштабом поменьше, то далеко не всегда временная деятельность продиктована желанием жить в другой стране или страхом перед будущим. Поймать удачу за хвост, сорвать куш, заработать на сиюминутной рыночной конъюнктуре вместо кропотливой, долгой работы можно и в своей стране. Определение слова «временщик» было в дореволюционных словарях, которое содержало близкий, но чуть иной смысл:
«Случайный человѣкъ (иноск.) - по милости начальства, по счастью, вышедшій въ люди - любимецъ, временщикъ. Попасть въ случай - въ милость (у власть имѣющихъ). Ср. Этотъ офицеръ былъ въ полномъ смыслѣ случайный, дюжинный карьеристъ».
Для наших дней я бы дал следующее определение, касающееся людей на всех уровнях бизнеса:
Временщик - человек, который не связывает свои долгосрочные профессиональные и финансовые планы с текущим местом работы или родом деятельности. Такое отношение вызвано:
- недостатком или отсутствием патриотизма и нежеланием бороться за своё будущее, права и интересы;
- случайными причинами, приведшими человека на занимаемое место, и/или несоответствием человека этому месту;
- внезапно открывшимися возможностями, и страхом, что вот-вот эти возможности исчезнут.
Основной источник временщиков - «лихие 90-е», современное «смутное время», когда приватизировалась собственность, когда бывшие партработники и комсомольские лидеры отвернулись от идеалов, ставших ненужными, и стройными рядами пошли в бизнес. Впереди предстоял раздел наследства СССР, и надо было успеть к дележу. В основном своим появлением на свет современная буржуазия обязана власти и отдельным чиновникам, которые помогали или даже более чем «помогали» нужным людям. Успех во многом зависел от получения государственных денег на счета свежеиспеченного банка, привилегий на залоговых аукционах, преференциях при ввозе импортных товаров и т.д., а не от своих деловых и морально-волевых качеств. Для одних та эпоха была эпохой легких, быстрых денег. Для выброшенных за борт жизни целых социальных групп - наоборот. Депутат Государственной Думы РФ Илья Пономарев отмечает в своём блоге:
«Для большинства бизнес был занятием, возникшим из нужды. Российскому бизнесу изначально было свойственно краткосрочное мышление, стремление обогатиться за счет быстрого оборота товаров и настойчивое стремление скрывать доходы от государственных и налоговых структур.»
В начале-середине 1990-х никто не думал том, какой будет бизнес-среда, какой будет буржуазия через 10-20-30 лет. Отдельно стоит упомянуть роль СМИ, со стороны которых постоянно появлялись пропагандистские страшилки о «красно-коричневых», «коммунистическом ренессансе», реванше Ампилова, Зюганова или Константинова. Сейчас, дескать, придут «плохие дяди» и всё опять у всех отнимут. Истерия достигла своего пика летом 1996-го года, когда в СМИ обещали ни много не мало - гражданскую войну, если известно кого не выберут на второй срок. Накануне второго тура выборов деловая активность упала до нуля. Вся атмосфера в обществе и нагнетаемый пропагандой страх имели и косвенное последствие - в такой обстановке могли формироваться только временщики. Как говориться, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
Хотя не стоит сбрасывать со счетов и личностные факторы или события, произошедшие в жизни тех или иных людей, ведь для некоторых героев «солнце Аустерлица» зашло не из-за большой политики. Одним из тех, кто удачно сорвал свой куш, был, без сомнения, Г. Л. Стерлигов - основатель биржи «Алиса» в уже далёком 1990-м году. Когда в наше время слушаешь его воспоминания, то удивляешься, как можно было снять большое, пустое помещение, запустить рекламу на телевидении и уже на следующий день проснуться миллионером. Да не просто миллионером, а чуть ли символом успеха и одним из примечательных персонажей своей эпохи. Биржа «Алиса» просуществовала 2-3 года. В одном из интервью Герман Стерлигов честно признался, что до сих пор не знает, как работает биржа.
ИТ-бизнес начинался, кстати говоря, тоже с чемоданов. Молодые люди с чемоданами наличных денег (черный нал, никакой бухгалтерии у них не было) летели в Юго-Восточную Азию, там меняли деньги на схемы, забивали ими самолёт и даже сами опустевшие чемоданы, по приезду в сараях собирались компьютеры, продавались, вырученные деньги снова чемоданами отправлялись в Азию. Однажды, уже после взлёта самолета при обратном возвращении домой, сгорел крупнейший завод в Юго-Восточной Азии по производству компьютерных комплектующих. Рынок моментально отреагировал скачком цен, ребята в Москве приземлились уже обеспеченными людьми. Конечно, уже позже у них появились и бухгалтеры, и даже финансовые директоры, кто-то многому научится, а кто-то навсегда остался заложником случайно сгоревшей фабрики.
Со временем ситуация стала ухудшаться как вглубь, так и вширь. Время псевдорыночных реформ кроме хозяев-временщиков породило и менеджеров-временщиков. В бизнесе стали появляться ничего не представляющие из себя менеджеры, кочующие из компании в компанию. Подробнее о «раздутых пиаром мыльных пузырях» читайте статью «
Высокооплачиваемый блеф». В российской бизнес-среде стали возможны не просто «мыльные пузыри» на ненужных должностях, а целые команды временщиков-менеджеров. Хотя «менеджерами» их называть нельзя, ибо вся их деятельность - шарлатанство, вандализм и очковтирательство, а не управление. Такой «успешный менеджер» пускает при приёме на работу пыль в глаза с целью закрепиться в компании на год-два (3 года - максимум). Заняв высокую позицию (конечно, лучше генерального директора), он начинает реорганизацию, в результате которой выдавливаются ненужные люди и расставляются свои друзья или родственники. Укрепив свои позиции, начинаются закупки или раздача подрядных работ «нужным» фирмам по завышенным ценам, конечно, с получением откатов. Тендеры можно также организовать (в некоторых компаниях говорят «заточить тендер») так, что никто другой кроме ангажированной фирмы выиграть его не сможет. При каждой возможности в прессе превозносятся свои успехи, но, как правило, речь идёт об успехах, к которым данная команда отношения не имеет (старые заделы, удачливая конъюнктура и т.д.) или внимание отвлекается на незначительные мелочи. Через пару лет команда увольняется и «сваливает» на новое место, развалив работу и выкачав все, что можно из подконтрольных предприятий и получив свои высокие зарплаты, бонусы, откаты, может быть даже «золотые парашюты». И всё «как с гуся вода». Никто в стране серьезно не понес ответственности за развал бизнеса, разгон коллективов, насаждение деловой коррупции. Не вызывают удивление рядовые сотрудники-временщики. «Любая работа - временная», - девиз специалистов, которые начинают искать новую работу сразу после того, как устроятся на текущую. Представьте себе компанию, в которой хозяин-временщик, менеджеры-временщики, сотрудники-временщики. Такая компания-временщик, которой бы квартал простоять, да от полгода до двух продержаться! А там кому на Багамы, кому на новую работу.
Целые отрасли страдали от временщиков. Так в статье «
Кризис временщиков» лидер движения «Шахтёры России», депутат Государственной думы В. Катальников утверждает:
«В отрасль в какой-то момент пришли временщики, далёкие от перспектив угольной промышленности. Их задачей было - хапнуть с наименьшими затратами. Не зная тонкостей угольного дела, они рулили шахтой как ларьком».
А если «хапать» и «рулить» целыми отраслями как ларьками, то падение объёмов экономики, техногенные катастрофы, устаревание и падение конкурентоспособности отечественных товаров, низкий уровень энергоэффективности и много ещё чего малоприятного обеспечено. А так как сужение экономической базы государства невыгодно прежде всего самой власти, то от неё стали поступать довольно однозначные сигналы, например, статья Д. А. Медведева: «Россия, вперёд!» с известной фразой про «предпринимателей, которые ничего не предпринимают». Начались разговоры о модернизации и инновациях. Для справки - сейчас вклад инновационного бизнеса в ВВП России около 1%. Однако инновации подразумевают совсем другую бизнес-среду, другую философию ведения бизнеса, ничего общего не имеющую с философией временщиков.