ИННОВАЦИИ
Ведение долгосрочного бизнеса на инновационной основе имеет мало что общего с бизнесом, в целом сформировавшимся в России за последние двадцать лет. Сейчас инновации являются не более чем хобби отдельных предпринимателей. Большинство руководителей не связывает прибыль в долгосрочной перспективе и инновации. Какая же философия может быть противопоставлена философии временщиков? Какие идеи, подходы, методологии смогут помочь нашим компаниям и руководителям изменить положение дел? По моему убеждению, такую роль может взять на себя идеология отца японского экономического чуда Эдвардса
Деминга. Деминг прожил долгую, насыщенную событиями жизнь и по праву может быть назван «революционером капитализма». На Википедии представлены его 14 принципов ведения бизнеса, которые, по сути, и есть концентрированное изложение новой деловой философии. Рассмотрим для начала первые два принципа, чтобы убедиться в их антагонистичности подходам временщиков. Цитирование приводится по книге Э. Деминга «Выход из кризиса». Итак, первые два принципа звучат так:
- Добивайтесь постоянства цели- непрерывного улучшения продукции и услуг для достижения конкурентоспособности, сохранения бизнеса и создания рабочих мест.
- Примите новую философию. Мы находимся в новой экономической эре. …менеджмент должен принять вызов и осознать свою ответственность, став лидером перемен.
Первый принцип прямо утверждает, что у менеджмента должна быть цель. Цель - заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека или группы людей. Понимание цели очень важно в процессе принятия решений, организации работы всей компании. Деминг утверждает, что главной целью менеджмента является качество производимых товаров и предоставляемых услуг. Его логика очень простая. Компания улучшает качество продукта. За счет меньшего количества ошибок, переделок и задержек, а также лучшего использования машинного времени и материалов уменьшаются затраты. Это влечёт повышение производительности труда. В результате предложения потребителям более высокого качества по более низкой цене занимается большая доля рынка. Компания развивает свой бизнес, сохраняет и увеличивает количество рабочих мест. Японское завоевание мировых рынков и началось после того, как японский менеджмент в середине ХХ века постиг смысл этой и других идей Эдвардса Деминга. Благоприятным фактором для японской экономики стало отсутствие требований по получению высоких дивидендов. В Японии не было недружественных поглощений. Бизнес-среда благоприятствовала руководителям в их стремлении постоянно повышать качество. При главенстве долгосрочных целей все решения не принимались под воздействием сиюминутных финансовых соображений. Постоянство цели имело приоритет над быстрыми прибылями, что способствовало внедрению инноваций. Деминг пишет:
«Дивиденды следующего квартала не столь важны, как возможность компании существовать через 10, 20 или 50 лет. Постоянство цели означает принятие следующих обязательств:
- Введение инноваций. Одно из условий инноваций - уверенность в будущем. Инновации - основа будущего. Но их невозможно поддерживать, если высшее руководство не провозгласит непоколебимую приверженность качеству и производительности. До тех пор, пока эта политика не воцариться в компании, менеджмент среднего звена и другие работники в компании будут сомневаться в целесообразности усердных стараний.
- Выделяйте ресурсы на исследования и обучение.
- Постоянно совершенствуйте конструкцию продуктов и формы услуг. Этот процесс должен быть беспрерывным. Потребитель - самое важное звено производственной линии.»
Компания постоянно улучшает с помощью инноваций свои продукты или создаёт новые, а также сама является потребителем инноваций. Вся экономика становится инновационной, когда такие предприятия начинают в ней преобладать.
Второй принцип: для каждого менеджера и владельца бизнеса профессиональным кредо должны стать приоритетность качества, формирование сплоченного коллектива, повышение компетенций, клиентооринтерированность. Должен произойти сдвиг в системе ценностей от получения прибыли любой ценой к достижению долгосрочного качества, внедрению инноваций. Может быть, второй принцип самый сложный. Ценностям мы не можем научиться - ценности мы должны пережить. Полагаю, что мы уже не в той ситуации, чтобы придерживаться устаревших взглядов. Деминг так формулирует свою позицию:
«Мы больше не можем терпеть работы на глазок, материалы, с которыми нельзя работать, людей, которые не знают, в чём заключается их работа, и боятся спросить, повреждений в процессе транспортирования и хранения, устаревших методов обучения на рабочем месте, неадекватного и неэффективного руководства, менеджеров-временщиков (выделено мной), водителей и машинистов, по чьей вине опаздывают или даже отменяются автобусы и поезда. Невежество и вандализм увеличивают стоимость жизни и, как может сказать любой психолог, приводят к работе спустя рукава, недовольству жизнью и работой.»
Инновации нацелены на достижение удовлетворенности потребителей и требуют разработки новых услуг и продуктов, новых материалов, совершенствование методов производства (а не выжимание «последней капли из выжатого лимона»), осуществление маркетинговых программ, обучение и/или переобучение персонала, качественное обслуживание клиентов. И всё это, без сомнения, потребует другой, более совершенной организации работ и управления. Наличие уникальных разработок и новых продуктов - это необходимо, но недостаточно. Необходимо быстро внедрить продукт в производство. Как известно, в СССР научные наработки быстро внедрялись только на предприятиях ВПК и в ядерной энергетике. В других отраслях не было такой расторопности. Важно, чтобы были структуры и руководители как заинтересованные во внедрении инноваций, так и понимающие, как это сделать, и какие изменения повлечет в организации работ и структуре предприятия их внедрение. Плохо управляемые, архаичные структуры, неповоротливые иерархии, напоминающие собой динозавров, такие же огромные, неуклюжие, мало что могущие сделать своими маленькими ручками, а самое главное, с маленькой головой на вершине, не готовы к работе с инновациями. Для таких компаний замена управленческих структур, отдающих нафталином, на современные - это тоже инновация. При усложнении продуктов и услуг становится невозможно управлять бизнесом как прежде, и в этой новой ситуации будет востребовано организационное развитие. Для внедрения инноваций компания должна подготовить бизнес-процессы, взаимодействие, пересмотреть модель управления, или, другими словами, компания должна приобрести организационную готовность. Как заметил в своей книге «Структура в кулаке. Создание эффективной организации» Генри Минцберг:
"Производственная фирма, сбросив некоторые из бюрократических оков, добивается повышения эффективности инновационной деятельности."
Фактически организационное развитие становится более востребованным в экономике, производящей более современные и высокотехнологичные товары по сравнению с экономикой, возникшей в индустриальные годы или с экономикой, носящий сырьевой характер.
ПОДВОДЯ ИТОГ
Вернёмся к фундаментальности проблемы. Есть философия временщиков, и есть противоположная ей другая философия - философия качества Деминга. Будет преобладать философия временщиков - не будет ни качественного управления, ни, как следствие, долгосрочного планирования. Будет преобладать философия качества - будет и качественное управление, и долгосрочное планирование, и инновации и улучшение дел в экономике. Сейчас, к сожалению, преобладает философия временщиков - в этом и есть фундаментальная проблема. Я понимаю, что исправлять ситуацию, сформировавшуюся за долгие годы, будет трудно. Однако каких-либо альтернатив будущим изменениям нет - последний кризис показал всю слабость нашей экономики. Понимают этот факт и серьёзные бизнесмены. Вот, например, взвешенная
позиция Давида Якобашвили:
«На самом деле государство заинтересовано в бизнесе, и власть заинтересована в бизнесе, как и в обратном. …Мы должны все приспособиться друг к другу - и власть должна приспособиться к тому, к чему она нас хочет направить, и мы должны приспособиться к тому, к чему нас хочет направить власть, к тому, что мы считаем тоже верным. Мы все прекрасно понимаем, что самое верное сейчас - погрузиться именно глубже в развитие и в выдумывание чего-то нового, то, что может иметь ту цену, то value, о которых говорят на западе. Создать этот продукт, эту цену, которая потом резко поведет нас вперёд.»
Принимая во внимание политику руководства страны по приданию российской экономике инновационного характера, надеюсь, что со временем временщиков будет меньше. Да и хочется верить в то, что людям надоест быть «перекати полем», что временщики выйдут за культурные рамки бизнес-среды, что современные, эффективные способы ведения бизнеса будут поняты и разделены бизнес-элитой и менеджментом.