Кажется я понял откуда ноги растут у поршневской суггестии. Долгое время я не мог понять, что это такое и как это привести к более менее привычным понятиям. И, самое главное, почему это понятие является центральными в теории Поршнева, почему это явление у него считается главным в становлении человека из животного. И почему собственно оно свалилось на человека именно тогда. Правда читал я Поршнева лет 15 назад и с тех времен у его последователей сколько не спрашивал, но внятных ответов не получил на эти вопросы. И вот вчера в одном из комментариев я прочитал формулировку претензий к теории Поршнева, в которую четко укладываются и мои вопросы к ней:
"Но, по Поршневу, насколько я его понял, получается, что не это делает нас людьми, а, наоборот, в начале всего стоит некая способность к одностороннему контролирующему воздействию, частично подчиняющему поведение одного воле другого". Вот что мне на эту тему подумалось: Общепринято (по крайней мере среди материалистов), что эволюционные преимущества человек получил благодаря появлению труда, точнее благодаря тому, что предки человека начали систематически применять орудия труда, а в последствии стали эти орудия сами делать и совершенствовать. Однако пользование орудиями труда требует значительно большего от мозга (
http://sahonko.livejournal.com/47561.html) и главное требует передачи навыка от поколения к поколению в большем объеме, чем это позволяют те способы, которые используются в животном мире. То есть трудовые навыки (особенно по изготовлению орудий) должны передаваться от родителей детям. Первым, что приходит на ум - это подражание. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что подражание полностью зависит от произвола подражающего, и передачи значительно объема навыков здесь не добиться. К тому же подобный способ передачи навыка лишен такого важного элемента как корректировка ошибок при обучении. Поэтому с необходимостью должно было появиться принуждение к обучению, в том или ином виде. Таким образом в семейных отношениях появилось и стало систематическим насилие. И оно стало сопровождать весь процесс существования в семье. Вначале детеныш насильственно обучается, а за тем сам должен насильственно обучить (подчинить поведение обучаемого воле обучающего) уже своего детеныша навыкам обращения с орудиями труда. При этом надо обратить внимание на то, что насильственное обучение не может заменить полностью игрового обучения, которое присуще животному миру (и необходимо для приобретения навыков владения собственным телом), и между этими двумя формами обучения неизбежны конфликты вызывающие формирование неврозов. То есть теперь подчинение поведения одного воле другого из нерегулярного, факультативного отношения между членами сообществ стали систематическими и более того, обеспечивающими выживание и эволюционные преимущества вида. При этом сами формы и "методики" такого подчинения прошли долгий путь становления, а вместе с ними модифицировались и субъекты (они же объекты такого становления). Кроме того, естественным образом, подчинение из отношения родитель-детеныш перекочевало и во все иные области отношений. Собственно, говоря о суггестии, как мне кажется, Поршнев имеет в виду именно такое развившееся и распространившееся на все области жизни принуждение внутри социума.