"Меотийские болота" (8). Реинкарнации вторжения гуннов

Dec 11, 2019 17:12


Знаменитая кампания 451-го года, когда влекомые великой силой своего вождя Атиллы, полчища гуннов навели ужас на жителей рейнской дельты и далее во Фландрии и Галлии, имеет несколько дубликатов. Разбросанных по шкале времени, но при этом каждый раз имеющих привязку к одному, относительно небольшому региону в Западной Европе.


Немного предистории





В «Хронике Ура Линда» описываются две катастрофы:

  1. Затопление Альдланда. Опубликовавший фризские хроники в 1933 году Герман Вирт считал, что речь идет о платоновской Атлантиде, которую следует искать западнее от Ирландии. По его мнению, остров потонул в 2193 году до РХ.
    Существовали и другие теории на счет локализации родины атлантов. Многие говорили о минойской цивилизации на Крите. Иные искали ее в Северной Атлантике.
    Впрочем, речь в Хронике могла идти вовсе не об Атлантиде.
  2. «Лихая година». Наступила через 1888 лет после первой катастрофы. На дне оказались показанная на карте Большая Фрисландия, включавшая место слияния пяти рек (Pangab), «Нижние марки» (Дания), Семь островов - обильная болотами, протокам - территория с теплым климатом. «Возможно сюда относилась оставшаяся часть ранее ушедшей под воду дилювиальной отмели Доггер». В последней Вирт видел описанный в той же хронике Белый Аланд или «Остров мертвых», полагаемый им в качестве духовной родины атланто-нордической расы.

Замечу, что нахождение Доггер Банки в центре территории расселения народов, входящих в германскую языковую семью служит удачным ориентиром в поисках прародины этих народов.

Кроме того, именно здесь могло находится последнее пристанище Одина или так называемая Вальхалла. Представляет собой очень удобное в плане логистики место для военно-морской базы викингов («северных людей», или данов, или русов), первые вылазки которых были совершены как раз в на севере Великобритании.

Знаменитый остров Сканза, откуда вышли не одни лишь готы мог быть еще одним названием Доггер Банки. Представление о норманнах, как выходцах из современной Скандинавии, могло появиться вследствие ошибочного отождествления этого полуострова со Сканзой, в действительности находившейся на отмели в центре Северного моря.

Реинкарнация №-1. «Мадьяры. Во времена рождения Христа»

В те времена, когда Фрисландия, (Страна свободных асов) включала обширные ныне затопленные Северным морем земли, «с Востока пришел народ, изгнанный другим народом». В районе, граничившим с местами обитания саксонцев они разделились на две части (такое разделение есть важная веха в истории гуннов), вторая из которых мирно и без войны заселила одну из провинций фризов:

Сами себя они называют Мадьяра (Magjara)... Мы называем этих людей финнами (Хроника Ура Линда).

Переводчик «Хроники» приводит другие имена пришельцев:

славяне называли их уграми (в польской версии - венграми), византийцы - тюрками, а народы латинского и германского Запада - венграми (Hungari, Onogari, Ungari, Ungri). ("Хроника Ура Линда, прим. 340)

Поначалу были хорошими соседями.

Когда мадьяры пошли войной

Фризские хроники, содержащие комментарии Вирта, представляют собой свод текстов, принадлежащих перу нескольких человек. Описывают очень протяженную историю. При этом возникает странная картина более чем полутора тысячелетнего изобилующего войнами соседства фризов и мадьяр.

2012 год до РХ. Мадьяры, гонимые неназванным диким конным народом, пришли с востока через 101 год после первой катастрофы. Через 80 лет, т.е. в минус 2012 году пошли войной на фризов.

Около нулевого года. Непонятки с хронологией возникают сразу. Дело в том, что тот самый первый натиск «финнов и мадьяр» был отражен Вотаном, тогда еще воином, накануне избранным в качестве воеводы. После победы он становится правителем в совместном государстве, женившись на дочери мадьярского владыки.

Появление мужчин в качестве руководителей создало прецедент  и потому вызвало неудовольствие у части фризов, система управления у которых до того была построена на принципах матриархата.

По мнению исследователей в образе Вотана или Водина (Wodin) имеет смысл видеть Одина из германо-скандинавских саг, чье имя соответствует немецкому Wut ("ярость"), готскому Wods ("неистовый").

Информация о царствовании Одина в стране турок (еще одно название мадьяр) содержится и в «Саге об Инглингах». Упомянуто, что там были у него «большие владения». Мадьяры признавали в качестве одного из своих богов некоего Тюра и этот факт, изложенный во фризской легенде, дает несколько очков в плюс той теории, что отождествляет их с тюрками.

Кроме того, в том же древнеисландской саге рассказывается, что при Фрейре, который годился Одину в сыновья-внуки, начался «мир Фроди».

в те времена, когда Август кесарь водворил на всей земле мир. Тогда родился Христос. И так как Фроди был самым могущественным конунгом в северных странах, считают, - то это он водворил мир во всех землях, где говорят по-датски, и люди на севере называют это "миром Фроди"" ("Младшая Эдда". Л. 1970, с. 142).

Выходит, что поколение Одина на шкале римской истории соответствует времени Гая Юлия Цезаря.

В своем цикле статей «Дева Мария - принцесса Иудеи» я отстаиваю гипотезу о рождении ее сына в 40 году до нашей эры, что накладывает друг на друга отрезки жизни Октавиана Августа и Христа. Год появления последнего на свет Вергилий свяжет с наступлением Золотого века, наполненного миром и процветанием.

Но и это еще не все. Мадьяры во фризских хрониках представлены не совсем уж диким народом. Верования их сродни египетским, а управляют Маги, соединившие светскую и религиозную функции. Описаны как чародеи и маги (в привычном смысле этого слова).

У Вотана и дочери одного из Магов родился сын, власть которого мадьяры пытались распространить по всей Фрисландии:

Маги захотел, чтобы тот был признан королевским потомком. А покуда все бранились и спорили, Маги короновал младенца и провозгласил его королем, а себя самого - фогтом (наместником-распорядителем), опекуном и советчиком при нем («Хроника Ура Линда»).

А теперь вспомните о магах с востока, принесших царственные регалии к колыбели Христа в качестве даров.

Разве это не изложение той мысли, что жрецы мадьяр продвигали сына Одина в качестве царя объединенной державы?

Реинкарнация №0. «Гунны. Середина V-го века»

В статье « Гунны и Паннония» привел, на свой взгляд, достаточное количество цитат о:

  • Первоначальном расселении гуннов в диких северных краях вблизи от Меотийского болота
  • Отыскании гуннами пути через болото в Паннонию и последующей миграции туда
  • Локализации Паннонии в районе устья Рейна

В части №6 ( «Один - он же Вотан») этого цикла набросал штрихи к таким интересным темам, как:

  • Киммерийская (или «гуннская» в версии Прокопия Кесарийского) топонимика в Бельгии, Саксексе (Англия) и Уэльсе
  • Атилла и его сестра Брунгильда - как герои «Песни о Нибелунгах»

По поводу последнего пункта хотелось немного накропать и здесь. Гунны накануне вторжения в Бельгию и далее во Францию снова обитают на  территории, что по описаниям из фризских хроник входила в состав Большой Фрисландии.

Будли, отец Брунгильды и Атиллы в «Саге о Тидреке Бернском»  назван конунгом Фризов.  Брунгильда в «Песне о Нибелунгах» слывет девицей из прирейнской страны. Согласно «Саги о Волсунгах» она стала возлюбленной королевича Нижних Земель Зигфрида, еще до того, как тот познакомится с Кримхильдой.

И вот что здесь интересно. Зигфрид является потомком Одина. По одной из версий - даже внуком - и если это верно, то Реинкарнация №1 накладывается на Реинкарнацию №0, поскольку жизнь Одина, в таком случае, проходит в IV-V веках.

Представители третьей линии героев, а именно Кримхильда и ее братья правят Бургундией, лежащей также на Рейне, причем столица расположена в одних сутках плавания от выхода реки в море.

Как видно, место действия «Песни о Нибелунгах» - относительно небольшой регион.

В "Noregr byggðist" содержится информация, что Будли завоевал Саксонию и Валланд (Валлония, Бельгия), подготовив плацдарм для своего знаменитого сына, вторгшегося затем во Францию и дошедшего до Орлеана.

Сделал это Атилла, согласно «Песне» во исполнение обещания, данного Кримхильде, согласившейся выйти за него замуж. В традиционной исторической версии причиной похода гуннов в 451 году стало силовое обеспечение требования к Валентиниану III освободить свою сестру Гонорию. Атилла получил от нее кольцо, имел намерение жениться. С тем, чтобы стать распорядителем по праву причитающейся будущей супруге половины римской империи.

Та история окончилась для гуннов печально. После разгрома их царство уже при сыновьях Атиллы прекратило существование и этнос быстро растворился в среде других народов.

Реинкарнация №1. «Авары. VI век»

Историю аварского каганата обычно начинают с 562 года. Хотя за год до этого отмечен их поход в Галлию. При кагане Баяне I авары вошли в Паннонию, создав там систему крепостей.

В 565-566 годах авары совершают еще один рейд в Галлию. Как сообщает Григорий Турский, при помощи волшебства они разбивают войско франков и пленяют их короля Сигиберта I, экономический центр земель которого располагался в долинах рек Мозель и среднего Рейна, а главным городом был Мец.:

Когда войско Сигиберта обратилось в бегство, сам он был задержан гуннами и содержался у них под охраной (Григорий Турский, «История франков», 29).

Прибытие в Паннонию, вторжение Галлию - как это похоже на историю из предыдущего параграфа! Да еще и сам Григорий Турский, нисколько не смущаясь, называет авар именно гуннами.

Налицо повторение истории более чем вековой давности...

Примечательно, что и в этой версии отведено место Брунгильде. Именно на ней женится Сигиберт.

Давайте посмотрим, есть ли какие-либо параллели с сюжетом «Песни о Нибелунгах». В сагах и поэме Брунгильда была сначала возлюбленной Сигмунда (Зигфрида), но замуж вышла за Гунтера, старшего из братьев-королевичей Бургундии.

Параллель первая: Сигиберт - это Сигмунд. Основана на созвучии имен и только.

Параллель вторая и основная: Сигиберт - это Гунтер. В пользу выступает хорошая соотносимость территорий, принадлежащих Сигиберту и вотчинных земель героев поэмы (на карте справа изображено Герцогство Бургундия, правда в период 1467-77).



У Хлотаря I, отца Сигиберта был старший сын Гунтар, не удостоенный статьи в википедии. Видимо где-то в источниках имя упомянуто лишь мимоходом, что может означать, что Гунтар - это второе прозвание кого из других детей, известных в хрониках гораздо шире. Хотя бы того же Сигиберта...

Согласно «Истории франков» авары совершили два рейда из Паннонии в земли Сигиберта. Совсем не верится в возможность свободно разгуливать из среднего Дуная (полагаемого за область расселения авар) по Европе на расстояние в 1000 километров, словно перемахивая по пути в Мец и Альпы, и Герцинские горы, не замечая непролазные леса и десятки не слабых рек.

Другое дело, если бы начальной точкой была Валлония (в Бельгии), южную границу которой от города Мец отделяют каких-то 40 километров. Эта провинция была завоевана отцом Атиллы, и именно отсюда могло быть положено начало гуннского (аварского) похода. Интересна эта территория еще и тем, что изобилует киммерийскими (кимрскими или валлийскими) топонимами. Напомню, что Прокопий Кесарийский гуннов называл киммерийцами...

Народ Гога и Магога

Сигиберт после пленения гуннами, «одарив их подарками, заключил с королем гуннов договор о том, чтобы никогда при их жизни не было между ними никакой войны»:

короля гуннов называли Гаган. Ведь этим именем называли всех королей этого народа (Григорий Турский, «История франков», 29).

Давайте отметим, что всей правителей гуннов называли одинаково: Гаган или Маги. Что касается народа, то посмотрите на связь Маги ->Magi ->Magjara ->Мадьяры (т.е. гунны).

Так может знаменитая формула «Гог и Магог» имеет отношение к гуннам?

Почему бы и нет. В разные времена были распространены версии, связывающие «Гога и Магога» с так называемыми «полунощными» (или «северными») народами. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» писал, что «Магог же положил начало тому народу, который от него получил название Магога, а ими [греками] именуется скифами». «Лютеранский хронограф» XVII века, переведённый в 1720 году Гавриилом Бужинским, повествует, что «От магога родишася Геты и Массагеты племя Скифское».

В предыдущих статьях немало было уделено внимания генезису скифов и гуннов, в частности, из северных стран, «пустынных от мороза и холода».

Реинкарнация №2. «Авары. VIII век»

История гуннов была заново рассказана в хронике Эйнхарда «Жизнь Карла Великого». Оказывается и в конце VIII века они снова были сильны:

Из всех войн, какие были предприняты Карлом, если исключить саксонскую, то самою важною была та, которая последовала за войною с славянами, а именно, против аваров или гуннов. Эта война потребовала от него и больших усилий и гораздо больших издержек (majori apparatu). Но лично Карл сделал только один поход в Паннонию - именно, эту страну и населял тот народ; прочие же походы он поручал своему сыну Пипину, областным правителям, даже графам и послам. Благодаря деятельным распоряжения этих лиц, в восьмой год наконец войне положен был предел. Сколько было дано битв, сколько пролито крови, можно судить потому, что в Паннонии не оставлено в живых ни одного человека, а место, где было королевское жилище Кагана, опустошено до того, что там не осталось и следов человеческой жизни. Вся знать гуннов погибла в этой войне, и вся их слава исчезла...  (799 г.).

Видукинд Корвейский дополняет:

Карл Великий победил их и загнал за Дунай; отделенные громадным валом, они не имели возможности опустошать соседние земли, как то было прежде («Деяния саксов», 19).

Заточение народа Гога и Магога

В литературе встречаются упоминания о заточении народа Гога и Магога. Известно что Александр Македонский закрыл их в Кавказских горах, воздвигнув «железную стену» в единственно возможном для прохода месте.

Вот и Видукинд Корвейский сообщает, как Карл Великий отделил их громадным валом.

В эсхатологических текстах утверждается, что однажды этот страшный народ покинет места своего заключения...

Я хотел было в перечне реинкарнаций вторжения гуннов упомянуть о событиях X и XIII веков, связанных с нашествием венгров и племени, вырвавшегося из Тартара.

Но вот только неясно, являются ли эти военные походы дубликатами кампании 451-го года. Или же речь должна зайти об другой войне, произошедшей после окончания плена народа Гога и Магога, уже в апокалиптические времена...

В обоих случаях роль организаторов обороны исполняли очень похожие фигуры: Генрих Птицелов и Фридрих II (Federico Ruggero Costantino di Hohenstaufen). Последний известен как автор книги «Об искусстве охоты с птицами».

Меотида

Previous post Next post
Up