Норвегия

Jul 04, 2023 23:36


загадка: какое походное снаряжение было самым бесполезным в поездке?
мысль ехать в норвегию появилась ещё на майские. но тогда доступная нам северная норвегия была ещё в снегу,  делать там нечего. не знаю, почему идея поехать туда вызрела только сейчас, за 3 месяца до конца визы. надо было сделать это ещё в прошлом году. наверное, потому, что окно для поездок в северную норвегию - чисто лето, когда у нас и по россии много куда можно съездить. удобство направления в том, что политико-экономическая ситуация на этой поездке никак не сказалась: ехать туда можно лишь в таком формате, со своим домом-прицепом. на самолёте, пешком, без машины, вообще ничего не сможешь посетить. а с палаткой, оглядываясь назад, было бы крайне  неудобно и некомфортно. парадоксально, что в одной из самых дорогих стран мы потратили меньше, чем в узбекистане или турции: прицеп арендовали за рубли дома, там лишь заправлялись и покупали продукты в магазинах.

поездка была связана, помимо визы, ещё и с покупкой гринкарты, а тут кроется большая засада: с 1 июня прекратила работать система зелёных карт, и оформлять автостраховку заграницу необходимо уже местную, зарубежную. на протяжении 2 месяцев я следил за профильным чатом в телеграме (будь он неладен: не пойму, кто на регулярной основе просматривает эти ежедневные сотни бессмысленных сообщений в телеграм-каналах), посвящённом границе с норвегией. ситуация менялась каждую неделю: сначала, сразу после 1 июня, появились дружественные литовские страховые, оформляющие занедорого полисы. через недели две они прекратили их оформлять для россии, требуя присутствия машины непосредственно в европе уже для получения такого полиса. зато появилась инфа, что несколько дороже, но посильно ещё можно купить норвежский полис на границе. ещё через пару недель появилась новость, что норвежцы с июня поднимают цены на свои страховки в ТРИ раза. так, месячное страхование только на машину стало стоить под 20 тыщ, а ещё надо на прицеп страховку. конечно, можно заплатить и 20 тыщ за въезд, рассматривая их как эквивалент авиабилета и неизбежную плату-мзду за выезд заграницу на машине, но психологически, когда аналогичная страховка ещё 2 недели назад стоила 3000... и вот, ещё через какое-то время тихонечно литовские и польские страховые возобновили продажу полисов нам за вменяемые деньги. этим предложением я и воспользовался.



прицеп в этотм раз нам достался что-то среднее между предыдущими: в нём был туалет, но кровать для сна была комбинированная, диван-кровать, превращающаяся в обеденный диван перед раскладным столиком. он был  несколько меньше полноформатного прицепа, я думал, это будет плюс. на деле же оказалось, что сэкономленные полторы сотни килограмм и метр длины совершенно не компенсируют неудобство ежедневного раскладывания и убирания столика и дивана, очень неудобная компоновка.

давно мы не ездили с таким большим прицепом, лодочный прицеп поуже и полегче. с такой махиной ты не полноценный участник движения, особенно в россии: на трассе оптимальная скорость 80-90, не больше 90, иначе расход сильно растёт и круиз-контроль на пригорках для поддержания скорости перескакивает на очень высокие обороты. в городе с ним вообще мучение: в мурманске искали где встать, чтобы сбегать поесть, так проехали кучу поворотов на прилегающие территории, тк неясно, удастся ли там дальше развернутся с ним. на аварийке сбоку не остановиться карту изучить, тк прицеп сильно торчит в сторону и мешает всем.

туристов в норвегии по пути было много, очень много, и все исключительно на своих домах на колёсах. оно и объяснимо: без машины тут ничего неувидишь, а гостиницы и дорогие, и нечастые. домики на дороге составляли больше половины всех машин. преимущественно это были дома-машины, прицепов было крайне мало, а таких древних, как у нас, до 2000 года, вообще единицы. прицепы если и попадались, то были новенькие, красивые, иногда прямо гигантские. машины-дома тоже иногда превосходили разумные пределы, доходя до размеров экскурсионного автобуса для двоих, а сзади иногда ещё пристёгнут вместо велосипедов мопед или мотоцикл.

по плану у нас были природные достопримечательности, городов в этой части страны ещё нет. сначала несколько дней ездили вокруг национального парка Варангер, делая туда однодневные вылазки. самый северный парк, тундровые ландшафты.


даже в отсутствии тропинок идти очень легко, растительность не выше мха, а рельеф очень мягкий. очень хотелось бы пересечь 70 км парка по такому пейзажу, благо воды вдоволь и даже каждые 15 км предусмотрены крытые укрытия.

потом посетили посёлок Вардо, где видели построенный русскими купцами-поморами причал. в нём сейчас находится "поморский музей", рассказывающий о связах этой части норвегии и поморов. пожадничали что-то полторы тыщи на билет, а теперь жалею.


полярный день - это отдельная достопримечательность. мы его в полную силу ещё нигде не встречали, а здесь он был в зените: самые северные земли и летнее солнцестояние в эти даты. час ночи, а солнце висит над горизонтом и светит жёлто по-дневному, даже не по-закатному.

отношение к природе крайне аккуратное, нигде я не видел ни одного втоптанного окурка или комочка фольги. на многих стоянках вдоль дорог есть хотя бы деревенского типа туалеты, правда, не такие вонючие сортиры, как у нас, а совершенно без запаха кабинки. оно и понятно, при таком потоке туристов всё вокруг было бы засрано за сезон, и при таком коротком лете лежало бы годами в окрестностях. реально, поссать на природе неловко было.

а вот что не понравилось, так это очень узкие дороги.


кажется, тут следуют концепции "посмотреть можно, потрогать нельзя": на дороге нет обочины в принципе, съехать некуда. встать можно только в предусмотренных каждые несколько километрах карманы. даже съезды к частным домикам настолько узки и лаконичны, что совершенно некуда приткнуться, не встав при этом неуместно.  проезжаешь, скажем, пляжик милый, а встать и пойти туда никак, только от ближайшей деревушки в 5 км.

в норвегии есть отдельная категория достопримечательностей как "живописная дорога". их всего 13 в стране. это официальный титул. мы проехались по двум: это довольно длинные куски дорог, по 70 и 100+ км, живописно тянущиеся вдоль скалистого берега. машин было мало, поэтому могли себе позволить неторопясь, 50-60 км/ч, катиться по ним и смотреть по сторонам. так по ним, в общем-то, и другие ехали.

потом погуляли ещё по одному национальному парку и поехали смотреть наскальные рисунки в городок Альта. это уже третьи увиденные нами петроглифы: до этого были онежские и на сармисщае в узбекистане. ещё заочно "видели" рисунки в пещере Магура в Болгарии. заочно, тк по самой пещере мы прошлись, но зал с рисунками был на консервации.



(некоторые рисунки раскрашены для контрастности.)

обратно возвращались через финляндию, чтобы сократить дорогу: разница в пути составляла 600 км по сравнению с дорогой обратно через мурманск, и даже более дорогой бензин не казался таким уж аргументом.

финляндия на фоне норвегии показалась гораздо скромнее, чем когда мы бывали в ней впервые: остановки вдоль шоссе для ночовок уже не такие хорошие, как в норвегии, туалетов нет, да и мусор кое где валялся траве.

последнюю ночь в финляндии ночевали недалеко от границы, вставли на съезде с шоссе в кармане местной дороги.в 6 утра вдруг какой-то удар, будто в стекло или дверь. я как-то машинально быстро вскочил и сразу к двери, открываю её, а от нас резко по газам беха старая уезжает. спросони даже номера не разглядел. видимо, похулиганить решили из вредности и стукнули нам в дверь через окно. правда, в данном случае можно бы сказать "нет худа без добра": худа особого не было, если не считать неприятные впечатления, зато мы проснулись рано и доехали до дома в удобное время. проспи мы до 10, домой бы под вечер уже добрались.

но самое остросюжетное приключение нас ждало впереди. приехали на пустую финскую границу, народу ноль, вообще никого. но и тут сначала постояли перед светофором за 200 метров перед зданием, пропустили вперёд себя финскую машину, и только потом уже пустили нас. оформляют документы, из своей финской вредности проверяют гринкарту (чтобы в случае её просрочки заставить нас купить за конский ценник местную страховку) и говорят, что номер в гринкарте и птс не совпадает. а я тоже его не сверял, я только убедился, что номер на прицепе и в страховке один, а в птс даже не посмотрел как-то. а оказалось так и есть, птс у нас неверный, от другого прицепа. удивительным образом оказалось, что по дороге туда ни норвежская, ни русская таможня (которая вообще проверяла нас крайне тщательно, заглянув в каждый мешок) этого не заметили (и слава богу, а то ведь пришлось бы в мурманске сидеть ждать, пока из питера вышлют нам другие доки). более того, и на въезде вторая русская таможня тоже не обратила на это внимания. благо, у нас была фотография правильного документа, я по ней оформлял гринкарту. короче, каким-то образом нас оформили, спасибо им за это. а то ведь как: привези нам оригинальные доки на границу, выехать в россию мы за ними могли бы, а вернуться-то как? не пускают ведь фины к себе напрямую через границу.

а ответ на закадку таков: фонарик.

поездочка, на машине, с домиком

Previous post Next post
Up