по Волге от Сызрани до Саратова

Jul 29, 2023 13:25

Главная лодочная поездка лета, ставшая уже крепкой традицией: уже четвёртый этап поездки по Волге ( предыдущий тут). Волга - уникальная река: где ещё можно плыть так долго, среди таких разнообразных нескучных ландшафтов, встречая по пути такое множество крупных и интересных городов. Одновременно находясь среди природы без людей, но и несильно отдаляясь от цивилизации.

В идеале, если отталкиваться от прогноза погоды, поездку стоило сдвинуть на недельнку, но поджимали другие планы на оставшийся кусочек лета. Но и помимо погоды, поездка была богата на события.

Всё началось с мелочи: заправляясь на дорогу, обнаружил, что Дашка случайно вынула из машины скидочную карточку на заправки, а это ни много ни мало 10%, в свете такой далёкой поездки заметная экономия. А отъехав от города на некоторое расстояние, выяснили, что оба не взяли паспортов - марафон забытых документов продолжается. Это сыграет в дальнейшем свою роль.

На подъезде к Сызране погода не радовала: хотя прогноз обещал шикарные для Питера 25 градусов, очень сильный ветер вызывал опасения. Перспектива кратковременных дождей не пугала: ну какие могут быть затяжные дожди в начале августа в Саратовской области?

Утро отплытия было ветреным. Непрерывно обновляли прогнозы погоды, но везде сильный ветер до 10мс был на ближайшие несколько дней - это довольно сильный ветер даже на берегу, в футболке при таком некомфортно гулять. Пережидать его в ближайшей Самаре не было смысла, слишком долго ждать. (Помню, когда плыли из Казани в Ульяновск, накануне отхода был вообще небывалый ливень с чуть ли не ураганом, а на следующий день тишь да гладь.) В блинной за завтраком хозяин заведения сказал, что у него тоже лодка, и на Волге сейчас очень большая волна. На причале рыбачки сказали, что вернулись с реки все мокрые (Сызрань находится в глубокой бухте). Думаем: может, налегке, без вещей выплыть в Волгу оценить обстановку, как быть-то? Однако решили всё же грузиться целиком и попробовать выйти как есть - всё равно лучше в обозримом будущем не будет.

Выехали. Вроде бы ничего критичного, даже смешно стало, что боялись такой волны. Особенно близко к берегу если идти, так вообще спокойная вода. Так мы радовались несколько часов, пока русло реки не повернуло по направлению ветра, и тогда не стало возможности идти с подветренного берега, ветер дул нам прямо в лицо. Не сказать, что волны были сами по себе очень большие, хотя иногда неприятно цепляли носом гребень волны, окатывая лодку и частично нас водой. Большую неприятность доставлял сильный ветер: разрезая волну, нос лодки создаёт вокруг много брызг, который при сильном ветре сносятся все назад.

А учитывая, что Волга - довольно грязная река, ловить на губах её брызги довольно брезгливо. Однако подняли спереди тент и стало более-менее. Тут вылезла другая пробелма: я ещё в ней не до конца разобрался, тк в таких неблагоприятных условиях плаваем редко, но, видимо, есть конструктивный просчёт в лодке, и когда очень много воды (а от брыз её было очень много) сбегает по бортам, часть попадает в бензобак через его крышку, она же с отверстиями для вентиляции. Так что пришлось к концу дня сливать несколько раз топливыный фильтр, благо с прошлогодней поездки на Волгу процедура знакомая, так что я не испугался. Ну и тент у нас слабоват, сшит очень халтурно, поеду разбираться и просить, чтобы доделали косяки: сшит плохо, при обилии воды то тут то там капает. Некритично, но неприятно и некомфортно.

Решили, что лучшим решением при текущей погоди будет вставать пораньше, в 6 утра - ветер обычно усиливается к середине дня (это я помню ещё с полёта на воздушном шаре, что летают на них либо рано с утра, либо под вечер, когда спадает сильный дневной ветер) - и плыть, пока нет ветра. Первая половина пути, до Балаково, проходит по очень широким плёсам, от берега до берега по 10, а то и по 20 км. Идя вдоль правого берега, мы не смогли даже осмотреть одну  достопримечательность по пути, так как до неё надо было пересекать открытую воду в 10+ км при сильном ветре и заметном волнении, это практически час хода при жуткой болтанке и куче брызг. То есть если плывёшь по
делу и надо обязательно переплыть - это реально, но не в формате расслабленного отдыха в кресле с чаем в руке. Натурально борьба со стихией, надо не просто ехать вдоль берега и лениво подруливать, а следить, как бы какая сильная волна не накатила на палубу.

К вечеру, как это всегда бывает, ветер совершенно утих, до полного штиля, даже не верилось. Зато обнаружилась ещё одна проблема: из-за обилия воды, обрушивающейся спереди на лодку, часть её как-то попала в передний рундук и слегка подмочила спальники. Несильно, они к утра на нас и высохли, но мы впервые засыпали во влажных спальниках. На следующее утро мы проснулись даже раньше намеченных 7 утра от криков пастуха, который гнал стадо коров вдоль берега пастись на холмы. Мы спали в лодке рядом с берегом, а на берегу у нас остались вещи: кресла, стол, горелка. И сердце сразу за горелку защемило: она с кастрюлькой стояла на земле среди камней и переживёт ли она проход десятков коров, не раздавят ли её всмятку? К счастью, коровы оказались очень разборчивы и внимательны, в узком проходе между водой и обрывом прошли, не наступив на вещи.

Берега после Сызрани умеренные, пологие невысокие холмы, то с лесом, то без.

Первой остановкой был Хвалынск. Городок крайне мелкий, унылый и неопрятный, кушать негде. Старые домики есть, но всё неухоженное, заброшенное, вообще неуютно. Зато он граничит с одноимённым национальным парком на берегу Волги, надо будет как-то погулять по нему.

Дальше было Балаково. Я как-то упустил из виду, что на пути у нас будет шлюз. Хотя это ничего для нас не меняло
и никакой подготовки не требовало - рация у нас с собой. На шлюзе нам дали пару часов погулять по городу до шлюзования - одновременно с нами шёл танкер, но с ним вместе шлюзоваться было нельзя. В Балаково нам понравилось гораздо больше, чем в  Хвалынска (хотя больше Хвалынска может понравится вообще всё): и центр тут обширнее, и домов старинных больше, хотя большинство из них неухоженные и разваливающеся.

Мы даже пообещали себе на обратном пути заехать на машине и посетить краеведческий музей. Ещё нам интересно было посмотреть на церковь архитектора Шехтеля, того самого, который построил красивый модерновый особняк Рябушинского в Москве, где мы были зимой на экскурсии.

Шлюз прошли уже под вечер, шлюзовались мы вообще в одиночку, кроме нас в камере никого не было.

Прошли шлюз и встали на ночь на большой песчаной косе недалеко от города, очень популярное место для местных водолюбителей. Ниже Балаково Волга сужается от уродских стероидных водохранилищных размеров до обозримой натуральной ширины в пару км, и все местные водномоторники стоят ниже шлюза.

Вечер был отличный. Благодаря тому, что я всегда в большом мешке везу с собой запас дров, мы могли пожечь  костёр, тк на самой косе дров не было, и если бы не мой запас, сидели бы без огня. Вот только на противоположном берегу была уж больно шумная компания, периодически включавшая музыку так громко, что это напрягало (а на воде звук распространяется очень хорошо). Уже ко времени, когда мы собиралсь спать, они всё ещё буянили. Я решил: надо сплавать на тот берег и хотя бы попробовать попросить их на нормальной громкости слушать музыку, а не на всю округу. Если не удастся их вразумить, ну отплывём сами подальше. Подошёл я к лодке и удивился: она была практически вся на берегу, вода плескалась у начала кормы. Наверное, её так выкинуло на берег сильными волнами от проходяищх большегрузов, подумал я, вполне такое бывает, когда прибоем незаякорённую лодку выкидывает на песчаный берег. А мы её не якорили, просто за нос подтащили на берег и всё. Начали пытаться подкопать или сдвинуть её с места, и на наших глазах вода отступила ещё на метр. Стало ясно, что дело не волнах, а в том, что уходит вода. Но мы же не на море, какой нахрен отлив. По рации я связался со шлюзом, благо он был вот совсем рядом, и они разве что подтвердили, что на нижнем бьефе наблюдается сильное понижение уровня воды. Ничего больше сказать не могли (реально тупые - работают на шлюзе и не в курсе работы ГЭС рядом). Тогда я побежал к другой компании неподалёку (на косе сидело несколько компаний), спрашиваю, у вас как с лодкой, не на мели ли? да всё в порядке, говорят, по воскресеньям приспускают воду ночью в водохранилище, завтра к полудню уровень  восстановится. Отлегло. Кстати и музыка на том берегу прекрались. На следующее утро с нетерпением ждали полудня. Хорошо ещё, что это случилось в населённой местности среди людей, а не где-то между городами, где ни от кого помощи не дождались бы.

Я пока попробовал два новых узла - никак не могу найти узел, чтобы синтетическая верёвка кранцев не  развязывалась бы. Ситуация может показаться натянутой, но это не так: сдвинуть лодку, сколь ни мала она у нас, не удавалось ни на миллиметр. Конечно, можно было попросить соседей, и всемером-восьмером приподнять её и так подтащить к воде, благо все соседи, кого я спрашивал, отзывчиво вызвались помочь. Не хотелось напрягать людей,  всё же ждать было недолго. К полудню, и вправду, вода начала быстро прибывать, буквально меньше чем за час кромка воды подошла на 4 метра, и мы спихнули лодку.

Впереди через пару часов нас ждал Вольск. Где-то тут лопнула тяга тросика газа: стало невозможно включать передачи с водительского места, можно это было сделать только у мотора. Можно было бы сварить её в любой мастерской ближайшего города, но это незначительная поломка, не хотелось на неё тратить время, Дашка по моей команде включала-выключала газ, благо это надо было делать редко, при причаливании и отходе.

В Вольск я влюбился: небольшой городок, есть несколько достойных едален, благоустроенная длинная пешеходка и плотный центр со стариной, вокруг живописные меловые холмы - очень комфортная среда. Я бы хотел там  переночевать, сходить в музей и погулять по окрестным холмам.

Но стал накрапывать дождь, а мы тент на лодке не подняли, так что пришлось закруглятся и плыть дальше. Дождь зарядил, впереди всё было обложено, на воде никого. В этот вечер даже из лодки на берег не выходили жечь костра, дождь закончился уже в темноте. Посреди ночи проснулся от сильной качки и ударов обо дно: якорь сполз, и мы болтались около берега - или это берег подошёл к нам. В темноте при фонарике отгрёб подальше, закинул два якоря для надёжности. Утром смотрю - ну точно, опять вода отступила: пенёк, куда я вечером привязывал конец, был у самой кромки воды, а сейчас вода находилась в двух метрах от него. Видимо, из-за узких берегов объём этого водохранилища относительно небольшой, отсюда и такие колебания уровня при сбросе воды.

С этого места началась самая живописная часть маршрута - Змеиные горы, довольно высокие холмы.

Впереди был Саратов. Погода была отличная. Всё шло к тому, что мы успевали бы приплыть в город аккурат к темноте, к 21-22 часам. Разобраться с причалом, доехать до центра, заселиться, поесть - на погулять времени вообще не останется, а мы будем сонные и усталые. Решили, что разумно переночевать под Саратовым и быть там уже с утра. Так и сделали: по пути было скопление островов, популярное место у местных лодочников, множество стоящих на берегам. Нашли на островке уютный пляжик, пожгли костёр в своё удовольствие. Посреди ночи просыпаемся от громкой музыки, кажется, буквально рядом. Высовываюсь из лодки и в предрассветных сумерках  (было 4 утра)  вижу, что в 20 метрах от нас, на нашем пляжике, стоит палатка, рядом надувнуха и в палатке двое сидят и в колонке слушают музыку. Я даже охуеть не смог спросонья: ночью встать на стоянке рядом со спящими людьми, включить музыку - это что-то неслыханное по своей наглости. Я из лодки крикнул было - чё там, нормальные? Но очевидно, что такой окрик подобных людей уж точно не вразумил бы. Вылез из лодки, подошёл к палатке: сидит парочка, явно выпившая. Говорю, что за херня вообще происходит, вы же мешаете нам? Кроют нас хуями, баба мужика подначивает, говорят, вам мешает, сами и валите. Лучшее, что я смог решить - молча собрать вещи, погрузиться и отплыть на километр в сторону. Очень не хотелось завершать поездку каким-то серьёзныхм скандалом, это ведь запомнится навсегда, испортит вкус от всего путешествия. Встали по привычке рано, около 8. Думаем: а что, если подплыть к ним и тоже включить музыку, у нас тоже есть колонка, пусть просыпаются пораньше. Кофе там приготовить напротив них, например, чтобы музыка играла и спать им мешала. Посмотрел в бинокль - спят ещё. Подплыли обратно к той стоянке, я вылез на берег - ноль реакции (хотя подплывали мы на моторе и гремели якорем). Из палатки торчат ноги и слышен громкий храп. Вещей всего ничего: какие-то фантики да пустая микронадувнушка с одеждй и удочками внутри. Честно говоря, пить кофе в виду бухариков, даже и назло им, так себе удовольствие. Гениальная мысль пришла сама собой: облегчившись в кустах в черпак, я всю кучу говна подошёл и вывалил сверху на вещи в их лодке. Я читал в интернете, что у людей, бывает, воруют лодку прямо из-под палатки, и всегда недоумел - ну как такое возможно? Теперь я понимаю как: когда алкашня спит, в 5 шагах от них ходишь, они вообще не врубаются. Я мог бы взять из лодки удочки или столкнуть её тихоньку в воду. Вместо этого я тщательно размазал говно по жилетам, одежде, сиденью и повсюду, на что его хватило. Получилось добротно. Ну и уехали.

Саратов - довольно большой город, и до него от стоянки было ещё километро 15, а на причале нам выделили самое глубоко запрятанное место, так что я совершенно не переживал, что бухарики будут как-то нас искать. Да и кого искать, в темноте они по пьяни даже примет лодки не запомнили бы, не то что номер.

В Саратове мы были зимой 2 года назад. Был лютый мороз, что едва можно было гулять от кафехи до кафехи.  Помню, шли вдоль замёрзшей белоснежной Волги по набережной и я мечтал, что приплывём сюда по воде. И вот приплыли.

Саратов - некомфортный город: грязный, абсолютно неухоженный, плотное вонючее автомобильное движение, раздолбанные дороги, чадящие автобусы и давно забытые у нас газельки. Ситуацию спасает больше число вкуснейших заведений да худо-бедно обустроенная набережная. В Самаре атмосфера гораздо приятнее. Лодочные стоянки имеют бомжацкий вид, буквально какое-то говно ржавое навалено, ещё и находятся в какой-то жопной дали на самом краю города. Сравниваю это с аккуратными плавучими лабиринтами понтонов в Самаре...

Встал ребром вопрос с поездкой за машиной: по плану я должен был ехать на поезде, благо между Саратовым и Сызранью прямое удобное жд сообщение, но ситуацию портил тот факт, что у меня не было паспорта, а без него на поезд не сесть (права точно не прокатывают). На этот счёт у меня уже был план: мы пошли в полицию, в паспортный стол, прямо в центре города, отделение номер 1, и я попросил выписать мне справку для посадки на поезд. Бегло посмотрев пикабу на эту тему, мне казалось, я выяснил, что существуют некая справка для поезда и временное удостоверение личности, целиком заменяющее собой паспорт в подобных ситуациях. Но для временного удостоверения надо было идти фоткаться и принимать участие в общей очереди, а так не хотелось в жаркий день, день завершения путешествия, сидеть в очереди в паспортном столе. Поэтому я уверенно стал просить начальницу отделения сделать мне справку о наличии у меня действующего паспорта с его реквизитами. Справку эту я получил быстро и довольный пошёл гулять. Вздремнув перед полуночным поездом, отправился на вокзал. Девка-проводница сразу замахала руками и позвала начальника поезда, который наотрез отказался сажать меня по такой справке.  Упёрся как баран: нужен оригинал паспорта. Как ни тыкал я ему справкой с реквизитами паспорта и автоправами - ни в какую, как канарейка повторял одно и тоже. И полицейских уже позвал, и к начальнице станции сбегал, вообще никак: все хором заладили, его уволят ревизоры. Хотя я уверен, что за 4-часовую ночную поездку ничего бы не случилось, я же не безымянный бомж, у меня были двое прав с собой - авто и на лодку, меня легко идентифицировать по ним, справка о подтверждении моего паспорта... Как-то же в на финской границе пошли на встречу и не стали чинить препятствий на ровном месте. Неприятно, когда русские к русским так враждебно относятся.

Перспектива была унылая: Сызрань по отношению к Саратову расположена удобно в виду жд сообщения, однако автобсная связь между ними слабая, есть только вечерний автобус Саратов-Ульяновск, да и тот как будто через день ходит. Да и посадят ли ещё на автобус без паспорта, кто его знает... Шататься целый день по городу с щемящим ожиданием вечернего автобуса - нерадостная перспектива. Тут я вспомнил про блаблакар: правда, у нас был с ним единственный и негативный опыт, когда в аналогичное наше путешествтие из Питера в Новгород мы не могли через блаблакар уехать вечером из Новгорода: были заявленые мусорные поездки от бомбил, которые просто слились и всё. Но чем чёрт не шутит. Сайт показывал несколько поездок начиная с самого утра и до обеда. Я стал пробовать откликнуться на них, но сайт упорно не присылал смс ни на мой, ни на Дашин номер для подтверждения  телефона, просто гонял по кругу. Слава богу, у меня была ещё одна временная симка в телефоне, с которой зарегаться сразу же получилось. Написал первым людям вопрос, точно ли они едут в Сызрань на следующий день? Было около 2 ночи, и на быстрый ответ я не рассчитывал. Один ответ, однако, пришёл: идиот возмутился,что я ему на сайте написал посреди ночи (!), поэтому-де он меня точно не возьмёт, даже если бы и ехал. На этом я и уснул, заведя будильник на 5 утра, чтобы проверить другие ответы. В 5 утра я, конечно же, не проснулся, зато в 9 меня разбудила Дашка и сказала, что есть подтверждение поезкди от женщины на 10 утра, и мы попробуем уехать с ней. В общем, всё сложилось хорошо, мы доехали до Сызрани, забрали машину и тем же днём вернулись в Саратов. Вытаскивая вечером и разгружая лодку, столкнулись с компанией на катере с той же стоянки. Они позвали нас поехать поужинать вместе с ними и поболтать о водномоторной жизни, и мне очень хотелось бы с ними поболтать, они классно выглядили, но было уже 8 вечера, мы собирались пойти в совсем другое заведение вкусно поесть на дорожку и сразу же выехать из города, чтобы не оставаться в Саратове на ночь. Так мы и не познакомились с ними.
Обратная дорога была ничем не примечательна, кроме наступившей в регионе давящей 30 с лишком - градусной жары. Не хотелось даже досадовать на себя, как сложилась бы поездка, если бы мы первые дни не боролись с ветром и дождём, а прятались от гнетущего пекла под тентом. Ветер и дождик - тоже летняя погода.