по Волге от Ульяновска до Сызрани

Aug 07, 2022 16:50



поездка на лодке по волге превращается в ежегодную традицию, это уже третий выезд. предыдущий был от казани до ульяновска. последняя наша лодочная поездка была по селигеру, можно сказать, по истокам волги. и вот мы переносимся за тысячи километров в зоны лесостепей и степей, в среднее течение той же самой реки. почему решили ехать до сызрани, а не до самары? сызрань  связана с ульяновском прямой жд линией и короткой автомобильной дорогой, а самара нет. путь по воде составил 440 км, плыли мы почти неделю с остановками.


специально к этой поездке подготовил речной костюм.


поездка началась с досадной поломки. едва отъехав от лодочной станции, в зеркале заметил, что не горят габаритные огни на прицепе. странно, подумал я, в последней поездке с селигера всё было нормально... наверное, контакт плохой, надо пошевелить розетку. на ближайшей остоновке перевоткнул розерку, лампочки загорелись, я удовлетворённый сел и поехал. через несколько минут обе лампочки последовательно погасли... учитывая, что это единственная такая дальняя поездка за год, торжественный выезд, и то внимание, с которым я обмазываю все контакты от коррозии, было очень досадно ехать без габаритных огней. на следующей остановке я разогнул вставляющиеся друг в друга контакты для лучшего соприкосновения. сел, поехал, через несколько минут огни потухли... я разобрал вилку, вытащил проводки из-под винтиков, подул на них, закрепил обратно. сел, поехал, огоньки потухли... я опять разобрал вилку, в разобранном виде вставил её в розетку, вижу - входит не до конца. ага, слишком сильно разогнул контакты, согнул их обратно. вилка встала до упора. отлично, лампочки горят, контакт стабильный, от шевеления не пропадает. сел, поехал, через минуту всё потухло... ночь, я злой еду, что у меня не работают лампочки на прицепе, еду как дурак. выяснилось, что не работают только габаритные огни, а тормоз, поворотники и противотуманка светят. включил её, чтобы видно хоть меня было. на следующий день на воткнутых в розетку отвёртках подкинул лампочку, всё светит, контакт не пропадает. решил подождать пару минут. и вот, через пару минут она гаснет. при этом заметно так нагрелась, не прикоснуться. и вот я понял: по пути с селигера я поменял одну перегоревшую 10 вт лампочку на 20 вт, была только такая - и всё работало. в городе на стоянке я для симметрии поменял и вторую 10 вт лампочку на 20 вт. и видимо 2 20вт лампочки слишком сильно нагревают своим током провода и некое предохранительное реле отключает их. а 30 вт недостаточно нагревают. вставил обратно 10вт лампочку, и всё чудесно заработало. поди ж ты сразу догадайся о таком.

доехали до ульяновска. следующий день гуляли, разминались с долгого сидения. ульяновск стоит на волге так же, как питер - на берегу финского залива. по карте берег вот он, рукой подать, но фактически до воды не дойти. ульяновск расположился на высокой горе, и волга течёт внизу за полукилометровым крутым берегом. и если в нижнем новгороде вдоль воды расположен нижний город с набережной, а с верхнего города открываются безграничные панорамы вдаль, тут к воде спускается лишь какая-то раздолбанная техническая дорога. более того, весь обрыв порос деревьями, поэтому с прогулочной аллеи наверху воду волги видно, если встать на ципочках в двух смотровых точках. совершенно не речной город. поэтому решили не задерживаться и к вечеру отплывать.

неторопясь, чтобы ничего не пропустить и не забыть, собираемся и отплываем в лучах закатного солнца. не доходя полкилометра до противоположного берега, обороты мотора внезапно начинают гулять и он глохнет. я озадачен: неделю назад катался по городу, и всё было хорошо... подкачиваю бензин, безрезультатно, мотор не завести. выкрутил свечу, посмотрел на неё, поменял на новую, мотор заводится на несколько секунд и глохнет. на открытой воде смысла оставаться нет, темнеет, начал грести вёслами к берегу. выходит довольно неуклуже и неэффективно. попробовал переключиться с бензобака на канистру, бензин идёт, мотор заводится, полминутки поработает и опять глохнет. ну, думаю, приплыли... на следующий день звать помощь с лодочной станции, искать местного мастера, чиниться... всё потеря времени, дня два потеряем. в том, что в итоге починимся, сомнений не было, мотор этот вещь простая, дни жалко... вижу, от берега в нашу сторону резиновая лодка отошла. думаю, отдыхающие заметили наше затруднение и едут на помощь, приятно ведь, когда люди первые предлагают помощь. оказалось, местный рабачок, увидев наше ёрзанье вокруг его сетей, решил поехать посмотреть, не по его ли сетям мы стоим тут. объяснили ему проблему, дотянул нас до берега. вместе с ним проверили ещё раз искру на свечах, и он, пожав плечами, уехал. сижу, смотрю перед сном видосики, как снимать и чистить карбюратор. между прочим мелькнула мысль - а не залил ли я вместо бензина дизель? машина у меня дизельная, мог перепутать. и симптомы похожи - плавают обороты, чадит и коптит выхлоп, глохнет мотор. отлил в бутылку точно бензин из нетронутой канистры и в эту же бутыль пипеткой накапал спорного топлива. от разницы плотностей через какое-то время бензит и дизель должны были бы расслоиться. на утро смотрю, топливо не расслоилось, зато на дно бутылочки капельки воды опустились. в одном из роликов увидел очень полезный винтик, позволяет слить из камеры карбюратора топливо. сливаю его, и почему-то не вижу бензиновых разводов на поверхности воды. откручиваю топливный фильтр и выливаю содержимое в бутылку, бензина практически нет, одна вода. прокачиваю новую порцию топлива, воды уже половина.


повторяю операцию, пока не остаётся воды. ура, отпуск спасён! дёргаю стартер, и оттуда выползает и прыгает в рецесс лодки страшнющий волосатый паук, размером чуть меньше ладони, южно-русский тарантул. по всему брюху у него копошаться микропаучки.


я от страха чуть из лодки не выпал. как он туда забрался? ночевали мы на воде, к берегу не приставали. из дома не могли его привезти, у нас они не водятся. с земли забраться на прицеп - невероятно. видимо, смыло его водой с берега и прибило к ноге мотора... больше всего я боялся, что он как прыгнет, да шустро побежит и спрячется где-то внутри лодки, откуда его фиг выковыряешь и хрен найдёшь. но оказалось, что забраться дальше по гладкой металлической поверхности он не мог, соскальзывал. боясь подойти к нему ближе вытянутого весла, аккуратно веточкой его на это весло загонял. кое как донёс до берега, растеряв по пути несколько мелких паучков и повредив одну из восьми ног - но мою неаккуратность можно простить. может, это провидение оставило нас на ночь в этом месте, чтобы дрейфующий паучок через нас спасся.
мотор между тем сразу же схватился и стабильно работал. вот она проблема - литр воды в бензобаке. откуда он там взялся с момента последней поездки - загадка. либо наконденсировался в пути, либо на зарпавке лукойл залил, ума не приложу... за всё время ни разу в жизни такого не было. записал себе по приезду заменить непрозрачную колбу топливного фильтра на прозрачную со сливным краником внизу, как раз для таких случаев уже всё придумано.

волга в окрестностях ульяновска красива только издали. если вникать в суть, становится грустно.


к сожалению, предки не сохранили для нас реки в первозданном виде, кроме некоторых участков. даже песня "течёт река волга" сегодня неактуальна. волга никуда не течёт, по крайней мере от чебоксар до тольятти это не река, а зловонное застойное гигантское водохранилище с практически стоячей водой, кашей зелёных водорослей в ней и дохлой рыбой на поверхности (а иногда, натурально, с кусками говна). вода настолько плоха, что в здравом уме в этом дерьме не возникает никакого желания искупнуться. к слову сказать, экологический урон волге начался не с ссср. ещё до него, с развитием пароходства, а потом и жд движения, леса вдоль волги, а потом и вдоль камы, были повально вырублены, что подробно описывал, например, мамин-сибиряк в своих дневниках. из-за этих вырубок начали страдать посевные, а волга ещё больше начала мелеть. после затопления больших земель при создании водохранилища берега реки сдвинулись, и сегодня они представляют собой несформировавшийся ландшафт. незакреплённые песчаные берега постоянно осыпаются вниз (во время ночёвки напротив ульяновска мы как раз услышали шум такой осыпи), увлекая за собой деревья, подножия этих обрывов усеяны упавшими стволами. этот процесс тем ускоряется, что на широких просторах водохранилища рождаются более агрессивные волны, чем на узкой реке. эти обвалы приводят к обмелению прибрежной зоны. скорость эрозии берега исчисляется метрами в год. шутка ли, уровень воды при создании водохранилища поднялся на 20 метров, считай к высоте всех прибрежных холмов надо прибавить 6-этажный дом. ну и легко представить, какое раньше было течение в волге с таким-то перепадом высот. от рыбинска до казани было 10 перекатов с максимальной глубиной глубиной 1 метр, лёгкие почтовые пароходы по несколько раз в день садились на мель. у ярославля и костромы в конце лета её вброд переходили. (Иллюстрированный спутник по Волге, С. Монастырский).


как и на онеге, основной мусор по берегам от горе-рыбаков: спутанные клубки сетей, оторвавшиеся бутылки-поплавки, обрывки синтетических верёвок. очень жаль, что государство не борется у нас с любителями сетей, а сами они слишком тупы, чтобы прибирать за собой.

с недавних пор стал покупать таблетки сухого горючего для разведения костра, и это оказался хороший ход. они занимают гораздо меньше места, чем бутылка с жидким розжигом, после таблеток не остаётся пустой тары, и таблетка горит достаточно долго, чтобы воспламенить даже большие дрова. вернувшись, купил ещё несколько пачек про запас. и другая моя привычка возить с собой дрова тоже оправдалась. с лодке с прошлого похода валялся мешок напиленных дров, и такой запас очень пригождается, когда вечером хочется разжечь костёр, а дров по пути не успел загодовить. бегать как умалишённый, круша вокруг стоянки все деревья, очень плохой ход. такими темпами стоянки превратятся в массовые вырубки (на селигере такое сплошь да рядом, вокруг стоянок десятки пеньков). в то время как в течение дня много раз попадаются на глаза подходящие для костра бесполезные дрова, вдоль берега волги куча выкинутых прибоем стволов, пили не хочу.

по пути проплывали два природных объекта: национальный парк "сенгилеевские горы" и Подвальские террасы. это красивые известняковые холмы, покрытые степными травами. прогулялись по обоим.


между ними расположен город сенгилей, он был записан у меня как столица блинов. поискав в инете инфу, выяснил, что все блинные заслуги этого города в том, что когда-то на большой лопате испекли метровый блин, никаких блинных в городе нет, решили даже не причаливать.

в небольших заливчиках, где стоячая вода волги застаивается ещё больше, масштаб цветения воды принмает размах катастрофы. перемешивая веслом воду, создаётся впечатление, будто мешаешь краску в ведре, она вообще вся зелёная. после отчаливания от берега, когда надо было заходить в воду ногами, отплывали подальше от берега, и мыл ноги в менее грязной воде. к слову сказать, местные жители, у которых я набирал воды, говорили, что облако водорослей приплыло к ним совсем недавно, лишь несколькими днями ранее.


потом была остановка у замка Гарибальди. местный бизнесмен в обычном посёлке на берегу волги на большой территории строит фантастически проработанный средневековый замок, собирательный образ готического европейского замка, будто бы из "игры престолов". посёлок небольшой, но у него есть лодочная стоянка со сторожем, так что без проблем можно оставить лодку и пойти надолго гулять.


потом был тольяттинский шлюз, прошли его без проблем и с минимальным ожиданием очереди.

сразу после него река сужается до вменяемых, своих натуральных размеров, превращаясь в уютную реку с заметным течением.  и что интересно, сразу вода стала чище, пропала мерзкая водореслевая взвесь. зелёные точки были, но в небольшом количестве, так что непротивно было даже и искупаться, что я несколько раз делал.

впереди маячили жигулёвские горы. холмами их никак не назовёшь.


у их подножия мы и заночевали в уютной бухте. в этом месте в волгу широким заливом впадает река Уса, и вода особенно чистая. специально для этого случая у нас была припасена бутылка пива "жигули барное". очень достойное пиво, даром что недорогое. а вот пиво "жигули" самарского пивоваренного завода оказалось полным отстоем, просто жидкая моча.


самарская лука занята заповедником и национальным парком, животный мир здесь разнообразный. во время ночёвок мы видели соню полчок (типа белки, но с хвостиком как у лемура и глазами навыкат), ёжика, мышку, змей в воде (длинных, не меньше полуметра), не говоря уже о разных огромных жуках. а ещё мы застали обильный звездопад: какие-то звёзды прочерчивали на мгновение размашистый штрих по небу, другие равномерно двигались через пол небосклона либо исчезая в яркой вспышке, либо улетая в даль космоса. и так каждые несколько минут.

потом была самара. самара невероятно водный город. кажется, там больше лодок, чем в петербурге. оно и понятно: в городе нет моста через волгу, ближайший лишь за 100 км, а аккурат через неширокую реку (относительно стероидного водного разлива у ульяновска, достигающего 10+ км) находятся зелёные просторы самарской луки. прогулочные теплоходы, водные маршрутки, частные перевозчики снуют постоянно от берега к берегу. подплывая к городу, видишь многочисленные лодочные станции и километровые обустроенные городские пляжи (позор, в питере даже у петропавловки не могут обустроить пляж) с дежурящими на воде спасателями в лодках.



в этот раз самара произвела на меня лучшее впечатление, чем 7 лет назад. ещё пошли в отмеченный у меня по рекомендации лебедева мясной ресторан. ну, должен сказать, что кафе, книги, фильмы или города по рекомендации лебедева не цепляют меня, да и по другим вопросам, которые он озвучивает в своих новостных выпусках, у меня часто противоположное мнение.

от самары оставалось полтора дня до сызрани. тут уже берега не так живописны: с одной стороны это низкие полузатопленные острова с водорослевым дном, с другой - Жигули отступили, вместо них невысокий щербатый известняковый берег.


в сызрани тоже есть большая и удобная лодочная станция. а вот сам город не произвёл такого же сильного впечатления, как это было лет 7 назад. тогда, я помню, влюбился в неё больше, чем в самару. по сути, это город одной улицы, длинной, полуторакилометровой улицы, непрерывно застроенной старинными красивыми домами. хотя и тут появилось несколько кофеен, а также качественная блинная с хорошими блинами. привести бы сызрань в божеский вид, как сейчас делают с выборгом, цены бы ей не было.

приехали мы рано, часов в 12, так что к вечеру я уже нагулялся, и на автобусе за два часа доехал до ульяновска за машиной. можно было и на поезде, благо в день в этом направлении есть 4 поезда, но на тот вечер билетов уже не было. забрал машину и к ночи вернулся обратно.

лодочка, поездочка

Previous post Next post
Up