Селигер-озеро

Jul 07, 2022 01:26

очень долгожданная поездка. хотел попасть на селигер ещё в прошлом году. помню, доехали до промежуточной ночёвке на глинте ильменя, и что-то я испугался неясной погоды. занервничал, что будем под дождём плавать (хотя какой летом дождь-то, на часик край), и остался на Ильмене.

дорога до Селигера ужасна. по крайней мере, оба кратчайших маршрута из питера по 400 км проходят по жутким участкам, более длинный на 200 км путь уже сносен. обратно мы ехали по нему, через Вышний Волочёк. выбрали мы его ещё и потому, что в Волочке хотели посетить любимую придорожную кафеху Chiken House с жареными курицами. кратчайшая дорога настолько плоха, что убыток от неё таков: потерялась гайка, стёклышко от фонарика освещения номерного знака, механизм откидывания мотора сломался (видимо, мотор так кидало вверх-вниз, что он не выдержал), два раза я ловил полуотвинтившееся подкатное колесо прицепа. если бы оно отвинтилось до конца, было бы очень плохо, прицеп мог отцепиться на ходу. на ровных дорогах такого никогда не было. ну и в подвеске авто что-то опять застучало.

медленная разбитая дорога настолько нас измучила, что не доезжая 40 минут до намеченной для спуска базы на удачу остановились в ближайшем по пути прибрежном посёлочке, посмотреть, как обстоят дела со спуском. к счастью, в этот момент от берега отъезжал местный мужик с лодкой на прицепе. спросив его что-как, договорились оставить машину с прицепом около его дома, а лодку спустить тут же, а не ехать дальше. очень нам это облегчило вечер.

отдельно надо рассказать про лодку, как она пережила зиму. пережила плохо, весной вылез ворох проблем. во-первых, из бензобака не поступал безнин. то есть вообще ни капли не удавалось отсосать из него. сначала поменял топливный фильтр (не без труда, из-за пидорского поведения гейропы простой расходник оказалось нигде не достать, заказывал из региона). после многих хлопот вопрос решился - почему-то засорилась сеточка в бензобаке. дальше: за зиму совсем сдох аккумулятор. я был готов к этому, не ожидая от него никакой ёмкости, лишь бы двигатель при работе выдавал через него питание. оказалось нифига - мотор не хотел выдавать напряжение на сдохший аккум. стоило его прикурить минут 5 от машинны, как мотор начанал в него гнать напряжение. несколько ночей во время прогулок по ночному городу он пережил. а на селигере на вторую ночь отказался вообще работать. хорошо, что я взял с собой мобильную зарядку, она нас спасла. третье: перегорела навигационная лампочка. казалось бы, плёвое дело, купить 12-вольтовую лампу. оказалось, там используются хитровыебанные лампочки, которых в обычных магазинах не бывает. они называются "лампы для навигационных огней". несколько времени я потратил на изучение вопроса, почему, зачем так, где купить такое. в итоге получил полную ясность, нашёл магазин с вменяемыми ценами и очень собой доволен. зато был и приятный момент: врезал в лодке подстаканник. его очень не хватало: на волнах от проходящих лодок бывает так шатает, что кружка падает. а в подстаканнике держится идеально, и встал он крайне удачно.


ещё я во время этой поездки, когда электричество на борту не работало, и заряд приходилось экономить и не сидеть в инете часами по вечерам, я разобрался с узлами. сбоку лодки для мягкой швартовки висят кранцы, такие надувные подушечки. они были у меня подвязаны на клубки самодельных узлов, всё было некрасиво, неаккуратно и по-профански. когда с кем-то катаешься на лодке, обычно на это нет времени, сесть и спокойно часик заниматься вязанием узлов. а тут такое время по вечерам было. и так я выучил несколько узлов, перевязал их все несколько раз для закрепления. что интересно - в прошлогоднюю поездку на Соловки, когда нас везли на катере, я сфоткал на телефон аккуратный узел, который всё недосуг было разобрать. и вот, я его повторил у себя на лодке спустя год - повод для гордости.


правда, не всё пошло сразу гладко. первый узел, который я везде навязал. оказался плох - на волнительной стоянке в Осташкове все кранцы ослабли и сползли, из-за чего расцарапались наклейки бортового номера.

продолжаем практику ночёвки в лодке. хоть она у нас и небольшая, но площадь вагонного купе в ней умещается. плюсов у такого решения много: не надо искать свободную уютную стоянку (а на селигере это задача) - кинули якорь у камышового безлюдного берега и готово. комары: с сумерками они изрядно досаждают, а если отплыть метров на 100 от берега, их нет. таскать из лодки на берег и обратно все вещи тоже не надо. бывало, что костёр пожжём на берегу, а спать отъедем от берега.

Селигер - это Вуокса для жителей Москвы. по-правде сказать, такие озёра не очень живописны с воды. плоские лесистые берега скрывают от глаз все протоки и острова, и фактически видишь везде одинаковую стену леса. так, по центру этой фотки есть широкая протока в другое озеро, но пока не упрёшься в неё носом, не увидишь.


и так везде: по карте вроде много островов, но ощущаешь это только глядя на карту и свой извилистый маршрут между ними.

на Ладоге, например, в тысячу раз красивее, берега и острова рельефны, скалисты, фактурны. всё развлечение здесь - это рассматривать домики по берегам или достопримечательности типа церквей. а посмотреть есть на что. берега и острова Селигера очень обжиты. есть островные деревушки, где между домиками лишь тропинки, совсем без машин. есть часовни на островках и даже целый монастырь. город Осташков расположен очень живописно, точь-в-точь как Себеж, на сильно выдающимся в озеро полуострове.

перечислю тут простынёй достопримечательности Селигера, которые можно осмотреть с воды:
Нилова Пустынь


часовенка (размером буквально поболе деревенского туалета) на маленьком острове (в неё можно зайти) - координаты островка 57.230033, 33.008221. что смешно - рядом с ней стоит солнечная батарея, которая питает камеру, направленную на солнечную батарею.


рукотворная протока Копанка, перерезающая гигантский остров Хачин в узком месте. по ней короткой дорогой можно заплыть в Белое озеро, считающееся самым чистым на Селигере - невероятно популярно, на него ездят экскурсии из Осташкова. озерцо и вправду очень чистое: если в самом Селигере вода хоть и чиста, но всё же в её объёме плавает небольшое число зелёных точечек-водорослей (а Волга целиком вообще состоит из них, как каша), то в этом озере вода совершенно без них. найти стоянку на этом озере нереально. их там всего 3, и все заняты какими-то долгожителями в палаточных городках.


песчаная коса у острова Городомля, узким языком уходящая далеко в воду. на заднем плане гидроплан, катающий желающих по воздуху. а на острове находится военный закрытый городок, куда из Осташкова несколько раз в день ходят рейсовые корабли. на острове есть достопримечательность - скит, но попасть
туда сходу нельзя, а сам остров ,говорят, обнесён по периметру забором.


огромная смотровая башня на базе Ладья. башня-огонь, но далеко не всякий догадается, что на неё можно залезть. проплывая мимо, я обратил на неё внимание, а рядом на берегу увидел причал базы отдыха Ладья. позвонил им по телефону из интернета и узнал, что попасть на башню можно за 200 рублей. причалили и сходили. у нас в лодке есть бинокль, он очень пригодился. в Ниловой Пустыне тоже можно подняться на колокольню, но высота у неё несравненно меньше.


несколько церквей по берегам, очень русский пейзаж. причём расположены они всегда на длинной оси, что когда плывёшь, видно их издалека и долго.


очень рекомендовал бы высадиться в любой из островных деревушек и пройтись по ней - это так необычно, когда между домами нет автомобильных дорог, лишь пешая тропинка. островную деревушку мы уже встречали на Ильмене.


отдельно хочется отметить удовольствие от названий окрестных деревень: Залучье, Свапуще, Климова Гора, Никола Рожок, Городомля, Ляпино, Кравотынь. читаешь их, и так русским веет сразу. безусловно, старнинные названия улиц прибавляют шарму любому городу, даже если фактически на них сохранилось не много старых построек. но у нас одним днём могут только площадь перед американским посольством переименовать назло врагам, а декоммунизация топонимики русских городов вообще никогда не случится.

чтобы размяться, на полдня оставили лодку на лодочной станции Осташкова и пошли пройтись по городку и кафешкам, подзарядить зарядник и наполнить бутыли водой из колонки. у Осташкова есть прекрасное место для прогулок - остров Кличен. лесистый холмистый остров - памятник природы, кажется, самый рельефный среди берегов селигера - предлагает круговую тропинку на 10 км по живописнейшим берегам.

уже уезжая домой, только-только проехав железнодорожный Осташковский мост через Селигер, услышал позади гудок паровоза - ведь в осташков по воскресеньям приезжает туристический паровоз! Если будете планировать прогулку по Селигеру, обязательно надо подплыть вовремя к железнодорожному мосту и посмотреть на дымящийся паровоз с воды. это третий известный мне паровозный маршрут: один мы видели в Петербурге (ходит в Пушкин), а другой ходит от Сортавалы в Рускеалу. на этом же, от Бологого до Осташкова, я планировал прокатиться в межсезонье.

лодочка, поездочка

Previous post Next post
Up