по Ильменю

Jul 08, 2021 23:15

последние две недели планировал поехать с лодкой на селигер: сидя в кофейне, водил пальцем по карте, смотрел достопримечательности у берега, изучал, на какой базе сподручнее спуститься на воду.
ехать в осташков решил через старую руссу, дорога по валдаю оочень разбитая, там и без прицепа-то жуткое мучение ехать.
выехали вечером с целью переночевать на ильменьском глинте и с утра доехать до селигера.
но с утра чёрт меня дёрнул посмотреть прогноз погоды в осташкове. он и так-то был не уверено солнечным, а каким-то близким к дождю, а тут прогноз на гисметео с просто тучек изменился на ближайшие 3 дня на тучи с дождём, яндекспогода была более оптимистичная. я засомневался, опасался заехать в такую даль и попасть в неудачную погоду - всё таки в отдыхе на воде погода это 80% удовольствия. зато на ильмене погода была по прогнозу более хорошая, даром что расстояние всего в 200 км,. да и в то утро она обещала быть точно отличной, солнечной и безоблачной.
к ильменю я не готовился, мы уже не раз плавали по его разным частям, и чувства открытия нового водоёма не было. к тому же лодочная станция, где мы спускались в прошлый раз, не хотела вообще заморачиваться с гостями. переругавшись с ней, доехал в упавшем настроении до новгорода, где очень удачно нам подсказали ещё более выгодный спуск - в центре города, дешевле и без нервов. вот как бывает, нет худа без добра.
только лишь к 3 часам спустившись на воду - практически сведя на нет выезд накануне, что ещё увеличило моё раздражение, решил сразу пойти вверх по мсте. давно хотел подняться по её течению до боровицких порогов, ну и не особо размышляя поплыли туда.
мста в нижнем течении оказалось безумно унылой: широкая, низкие заросшие берега, периодически дачи. стоянок вообще нет, высадиться некуда - никаких уютных утоптанных полянок с кострищем. проплыв к вечеру 40 км вверх, я психанул, что вместо селигера плыву по унылой мсте, и развернулся обратно с намерением просто перевернуть страницу этой неудачной поездки и на следующей неделе начать всё заново.
наутро погода была просто замечательной. я посмотрел вебкамеру на селигере, там тоже. я был злой-презлой. перспектива приехать обратно в жаркие выходные в пятницу в город меня раздражала не меньше.
сварив кофейку, решил всё таки выйти в ильмень, отвлечься и посмотреть на ситуацию по другим углом.
на maps.me на восточном берегу ильменя нарисован 10-километровый песчаный пляж. это была пока что единственная цель поездки, изучить этот пляж. забегая вперёд скажу, что пляжа там не оказалось, это была ошибка, там просто заросший болотистый берег.
по пути встретили такой кораблик.

благодаря кофию и солнечной погоде настроение выправилось, и поездка получилась очень удачной. во-первых, мы поставили своебразный рекорд - три ночи без схода на берег. в этой части ильменя, у впадения мсты, берега представляют собой затопленные заросли кустов. высадиться просто некуда, ни одной свободной сухой полянки. поэтому спали мы просто встав на якоре недалеко от берега. места у нас для ночлега не так чтобы много, чуть-чуть поболе поездного купе. так что при хорошем настроении устроиться можно. шашлыков, требующих костра, у нас не было, ужин готовили на горелке. погода была тихая, волны не донимали нас. у этих затопленных берегов живёт много цапель, видели их постоянно.
помимо этого, было ещё три хороших открытия, целиком оправдавших поездку.
деревня войцы. проплывая вдоль затопленного берега, сверяясь с картой, заметил полуостров на maps.me, который на гуглкарте был обозначен очевидным островом. а на нём деревенька. оплыв для уверенности вокруг, высадились там пройтись. это небольшая деревня, сейчас с дачным уклоном, примерно на 30 домов. по ощущениям большая часть из них жилая. на островке нет машин, и от этого там просто чудно уютная атмосфера. вместо автомобильных дорог улицы представляют собой пешеходные тропинки.

остров от земли отделён 600-метровым проливом, пересечь который на машине можно только зимой.

второе открытие - церковь николы на липне. в дельте реки мсты есть островок, на котором ещё лет 6 назад стояла заброшенная церковь. оказалось, за эти 6 лет многое изменилось: церковь качественно отреставрировали, зафиксировали сохранившиеся фрески, от берега проложена деревянная настланная тропинка, у воды стоят информационные стенды. церковь не абы какая, а самая старая сохранившаяся послемонгольской архитектуры. внутри сидит бабушка, которая живёт тут же на острове и обилечивает посетителей. говорит, регулярно приезжают группы на катере из новгорода, и частных посетителей тоже есть. церковь стоит красиво на месте слияния двух речушек, и с воды выглядит очень живописно.

русские церкви вообще очень выигрышно смотрятся как правило с воды.
к слову сказать, замечаю, как то тут, то там что-то отреставрировано, восстановлено. работа идёт. так, в эту же поездки видели аккуратно отреставрированны путевой дворец в Коростыне. ещё лет 6 назад, когда мы были на ильмене впервые, дворец представлял собой обычную заброшенную рухлядь.

ну и третье, церковь в деревне бронницы под новгородом. проплывая по мсте мимо этой деревне я видел её в паре километров от берега, но не счёл нужным подплыть по речушке поближе, мало ли заброшенных церквей встречается по пути. а позже, когда мы плавали три дня по ильменю, я проникся к ней огромным уважением и любовью. надо сказать, что в этом году мы обзавелись биноклем, отремонтировали советский родительский бинокль. и теперь всё время в него смотрим. так вот, эта церковь, расположенная на холме, видна с ильменя за 15 километров! я попробовал сфотографировать её сквозь бинокль.

вот этот явно выступающий бугорок на горизонте и есть холм с храмом.

насколько же удачно подобрано место! вот эта церковь вблизи, на обратном пути мы проехали мимо неё на машине.

да, она стоит на заметном холме, но из-за дереврьев по склонам не понять грандиозности этого холма на фоне общей ильменькой равнины. с земли кажется - холм да холм. мы попробовали было подняться на верхние её ярусы, в стене колольни есть лестница на первый ярус, но и с него не видно ильменя, надо карабкаться ещё выше, а туда хода не было.
церковь находится на севере ильменя, так что, я представляю, когда она имела, наверняка, позолоченные купола, как они сверкали для всех плывущих по ильменю на солнце. это уникально, расположить церковь на таком высоком холме, чтобы она сияла на солнце за 15 километров!
ну, а на селигере эти дни тоже была хорошая погода, я несколько раз в день смотрел вебкамеру. тоже светило солнце и никаких дождей... иногда я думаю о байдарках или каноэ. всё таки лодочный отдых довольно неподвижный, целыми днями нежишься на солнышке, купаешься да кушаешь. лично мне не хватает физической активности. один раз мы пробовали на арендованной байдарке проплыть, не пошло у нас, думаю, надо повторить. может. на какие-то курсы по гребле походить, чтобы научиться технично махать веслом. когда гребёшь неправильно, сильно устаёшь и мало продвигаешься вперёд.