Рецензия на фильм "Фаворитка" (The Favourite) 2018

Feb 01, 2019 17:05



Предыдущему фильму " Убийство священного оленя" греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса удалось меня впечатлить. Это было оригинальное прочтение древних мифов на современный манер, и оно отличалось любопытной внутренней динамикой при камерной постановке. Также в фильме впечатляли изобретательные ракурсы, которые искусно передавали напряжение ситуации и транслировали его прямо в зрителя. Когда же стало известно, что этот же самый режиссёр снимает историческую драму про английскую королеву - это стало лишним поводом ознакомиться с фильмом. Сейчас он, наконец, добрался до российского проката, успев обвеситься десятком номинаций на Оскар. Чем не повод посмотреть, что же получилось в итоге?


Королева Анна сидит на престоле, однако всей политикой занимается её фаворитка Леди Сара. При дворе появляется её кузина Эбигейл, которую Сара соглашается взять служанкой. Постепенно Эбигейл заслуживает расположение королевы Анны и стремится занять место фаворитки, что Саре совершенно не по нраву.


Не сказать, что фильм основан на правдивой истории, но всё же определённые параллели с реальностью провести можно без проблем. Королева Анна беснуется в своих многочисленных покоях в ранних годах 18-го века во время войны с Францией. Сама Анна - до ужаса трагический персонаж, который страдает от таинственных кожных заболеваний, отличается слабым здоровьем и нездоровым пристрастием к десертам. Все политические вопросы и решения она оставляет на совести своей фаворитки Леди Сары Черчилль, герцогиня Мальборо, в то время как сама пытается заполнить эмоциональную пустоту, заботясь о 17-ти кроликах, олицетворяющих 17 выкидышей. Хрупкий баланс женского дуэта нарушается появлением расчётливой, измазанной в грязи бывшей аристократки Абигейл Хилл, которая приходится Саре кузиной. Она любезно берётся за грязную работу так, что Саре трудно разглядеть двойственность её намерений. Сара не успевает и глазом моргнуть, как Абигейл становится личной служанкой королевы, а вскоре и её любовницей. Мужские персонажи тоже фигурируют, но здесь они скорее для фона страстей женского любовного треугольника. Интриги, взаимные подсиживания, сложные многоходовки, угрозы и обещания - всё это сливается в бодрый водоворот событий, за которыми совершенно не скучно следить. Следуя модным современным тенденциям фильм придерживается феминистических настроений и демонстрирует женскую силу в мужском мире. Однако историческая драма от этого только выигрывает. Женские персонажи занимают 95% экранного времени и преследуют свои цели, используя ум, внешность, а то и всё вместе. Следить за здешними многоходовками оказывается крайне увлекательным занятием.


Режиссёр Йоргос Лантимос зарекомендовал себя в камерных драмах с динамикой, сосредоточенной на острие иглы, сконцентрированной на отношениях между парами, родственниками, семьями, которые буквально замкнуты под одной крышей. У героев мало пространства для манёвра в рамках перемещений, но для душевных терзаний тут свобода на 360 градусов с любым доступным вектором движения. По сути, Лантимос берёт ту же формулу замкнутого пространства и переносит её из современных декораций в ранние года Англии 18-го века. Если раньше вам не нравилась попытка режиссёра осовременить древние мифы, то "Фаворитке" точно нужно дать шанс.



В плане подачи Лантимос откровенно заигрывает со зрителями и осовременивает картинку при всей ей историчности. Периодически он искажает перспективу кадра, снимая происходящее рыбьим глазом. К слову, здесь этот эффект выглядит оправданно, в отличие от какого-нибудь "Гоголя". Королевские коридоры и комнаты становятся больше и передают чувство потерянности. В таких лабиринтах действительно можно потеряться - что королева Анна даже переживает на глазах зрителя. Современные нотки проскакивают в диалогах, танцах и музыке, так что яростным фанатам "исторического кино" может не понравится творческое видение режиссёра.


Несмотря на величественные декорации старых замков, где стены увешаны коврами и портретами в массивных рамах, что стен самих не видно, в центре сюжета почти традиционный любовный треугольник, где за внимание одного сражаются двое. Ну а то, что все трое - женщины - нисколько не меняет настроения. Даже наоборот - активно способствует популяризации сильных женских образов - не даром же все три главные исполнительницы номинированы на Оскар в этом году.

Оливия Колман ("Корона", " Ночной администратор") сыграла королеву Анну и у неё получилась одна из лучших истеричных королев, каких я видел. Колман отлично удалось передать эмоциональные волны, накатывающие одна за другой. Этому способствуют многочисленные крупные планы и длинные кадры, во время которых перемена настроение читается как открытая книга.


Рэйчел Вайс ("Константин: Повелитель тьмы", "Мумия"), сыгравшая леди Сару, работает на контрасте - в противопоставление Анне она старается держаться холодно и отстранённо, но в тоже время с искренней симпатией и сочувствием.
Эмма Стоун (" Ла-Ла Ленд", " Маньяк") в образе Абигейл Хилл играет изобретательно и местами пугающе убедительно. В ней сочетаются стервозность и принципиальность, но в тоже время ей удаётся вызвать симпатию.


Николасу Холту (" Безумный Макс: Дорога ярости"), сыгравшему спикера палаты общин Роберта Харли, не хватает хронометража, но тем не менее он умудряется выдавать убедительного персонажа, который в состоянии плести интриги и настраивать людей на нужный лад.

Звуковое сопровождение большую часть времени напоминает тяжёлое дыхание умирающего старика и неплохо давит на мозг своей монотонностью. В другие же моменты действие сопровождается классическими переливами органных мотивов, но и без современных аранжировок не обошлось.


"Фаворитка" получился изобретательным фильмом с исторической подоплёкой. Греческий режиссёр Йоргос Лантимос взял за основу реальных исторических персонажей и события, но они служат лишь фоном для напряжённого любовного треугольника. Актёрское трио Колман-Вайс-Стоун смотрится завораживающе и каждая из задействованных актрис достойна своей номинации на Оскар. Сюжет, переполненный интригами, предательствами и двойной игрой, смотрится на одном дыхании, а разнообразная подача с нотками современности добавляет фильму очков. Это уже не переосмысление древних мифов, так что поклонников у режиссёра может прибавиться.

Что ещё почитать:
Предыдущие выпуски кинопремьер
К списку всех рецензий
Список номинантов на Оскар 2019
Комедия про расизм и негра в Ку-клукс-клане
Роад-муви про чёрного пианиста и его белого шофёра
Мультфильм про людей-тюленей и ирландские мифы
Историческая драма про королев Англии и Шотландии
Заключительный сезон сериала про сирот и их злого опекуна
Французский нуарный детектив про пропавшего подростка и бухающего копа
Британская мелодрама про панка и инопланетянку
Сериал про два одиночества и испытания нового лекарства
Самые ожидаемые фильмы 2019
Самые ожидаемые игры 2019
Добивка 2018 по фильмам
Добивка 2018 по сериалам

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

the favourite, обзор, cinema, кино, movies, oscar2019, review, Фаворитка, оскар2019, рецензия

Previous post Next post
Up